г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А42-1131/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от истца: представитель Кручинина Н.И. по доверенности от 02.10.2020;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22643/2020) межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.07.2020 по делу N А42-1131/2020, принятое по заявлению
федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области" (183038, Россия, Мурманская обл., г.Мурманск, ул.Папанина, д.25, ОГРН: 1125190011517, ИНН: 5190009939)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (183006, Россия, Мурманская обл., г.Мурманск, ул.Пушкинская, д.12, ОГРН: 1105190003049, ИНН: 5190915348);
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, Россия, Москва, пер.Никольский, д.9, ОГРН: 1087746829994, ИНН: 7710723134);
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области" (далее - Истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - Ответчик, Управление):
1) о признании незаконным, не соответствующим ГК РФ, бездействие Управления, выразившееся в неизъятии из оперативного управления следующих объектов:
- помещение (нежилое), кадастровый номер 51:27:00202013:1000, расположенное по адресу: ЗАТО г. Заозерск, ул. Флотская, д.4, площадью 39,6 кв.м.;
- помещение (нежилое), кадастровый номер 51:28:0030001:2321, расположенное по адресу: г. Полярные Зори, пр. Нивский, д.13, площадью 454 кв.м.;
- административное здание, кадастровый номер 51:03:0080316:48, расположенное по адресу: Печенгский район, п.г.т. Никель, ул. Пионерская, д.10, площадью 557,9 кв.м.;
- помещение (гараж), кадастровый номер 51:02:0000000:374, расположенное по адресу: Ловозерский район, п.г.т. Ревда, пер. Вебера, д. 5, площадью 196,3 кв.м.;
- помещение (складское помещение), кадастровый номер 51:01:0206004:479, расположенное по адресу: Кольский район, п.г.т. Мурмаши, берег реки Тулома, площадью 330,9 кв.м.;
- помещение (нежилое), кадастровый номер 51:04:0010306:700, расположенное по адресу: Терский район, п.г.т. Умба, ул. Дзержинского, д. 70, площадью 201,5 кв.м.;
2) об обязании Управления принять решение о прекращении права оперативного управления Учреждения в отношении указанных спорных объектов, путем его изъятия в государственную казну.
Определением от 18.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Третье лицо, Агентство).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.07.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является правом Управления как представителя собственника, а не его обязанностью.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Агентство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав недвижимости (далее - ЕГРН), зарегистрировано право оперативного управления Учреждения на следующие объекты (далее - Имущество):
- 06.06.2012 на помещение (нежилое) с кадастровым номером 51:27:00202013:1000, общей площадью 39,6 кв.м., расположенное по адресу: ЗАТО г. Заозерск, ул. Флотская, д.4;
- 08.07.2013 на помещение (нежилое) с кадастровым номером 51:28:0030001:2321, общей площадью 454 кв.м., расположенное по адресу: г. Полярные Зори, пр. Нивский, д.13;
- 13.02.2013 на административное здание с кадастровым номером 51:03:0080316:48, общей площадью 557,9 кв.м., расположенное по адресу: Печенгский район, п.г.т. Никель, ул. Пионерская, д.10;
- 27.02.2013 на помещение (гараж) с кадастровым номером 51:02:0000000:374, общей площадью 196,3 кв.м., расположенное по адресу: Ловозерский район, п.г.т. Ревда, пер. Вебера, д. 5;
- 15.11.2012 на помещение (складское помещение) с кадастровым номером 51:01:0206004:479, общей площадью 330,9 кв.м., расположенное по адресу: Кольский район, п.г.т. Мурмаши, берег реки Тулома;
- 06.02.2014 на помещение (нежилое) с кадастровым номером 51:04:0010306:700, общей площадью 201,5 кв.м., расположенное по адресу: Терский район, п.г.т. Умба, ул. Дзержинского, д. 70.
Указанные объекты находятся в собственности Российской Федерации.
Письмом 12.02.2019 N 351/283 Учреждение обратилось к Управлению с просьбой рассмотреть вопрос о передаче спорного Имущества с баланса Учреждения другому балансодержателю в связи с отсутствием производственной необходимости.
В ответ на просьбу Учреждения Управление письмом от 21.06.2019 N АД-5211 сообщило, что им проведена работа по выявлению организаций, имеющих заинтересованность в указанном имуществе, по результатам которой потребности в данном имуществе не выявлено.
Письмом от 29.05.2019 N 351/1165 Учреждение вновь обратилось к Управлению с просьбой прекратить право оперативного управления на Имущество.
Управление письмом от 06.06.2019 N ДЕ-4671 сообщило Учреждению о необходимости представления пакета документов, предусмотренного письмом Управления от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 для принятия решения по существу.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации письмом от 13.11.2019 N 22/6489 согласовала прекращение права оперативного управления на Имущество.
Письмом от 02.12.2019 N 351/2793 Учреждение вновь обратилось к Управлению с просьбой рассмотреть и принять решение о согласовании прекращения права оперативного управления на Имущество.
Рассмотрев обращение Учреждения, Управление письмом от 22.01.2020 N 51-ДЕ05/527 сообщило о том, что в вопрос изъятия Имущества в государственную казну Российской Федерации рассматривается исключительно после определения балансодержателя такого имущества, в настоящее время Управлением проводится работа по вовлечению в хозяйственный оборот спорных объектов, о результатах которой будет сообщено Учреждению дополнительно.
Полагая бездействие Управления, выразившееся в неизъятии из оперативного управления Имущества, незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на наличие у Истца права на отказ от неиспользуемого им помещения, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и обязанности Ответчика принять данное помещение в казну Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у Истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Учитывая изложенное, бездействие Управления, выраженное в уклонении от изъятия из оперативного управления имущества, не используемого Учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у Истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его Ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность уклонения уполномоченного органа от изъятия имущества из оперативного управления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 г. N 307-ЭС18-2637.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.07.2020 по делу N А42-1131/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1131/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ