г. Москва |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А41-95183/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: не явились, извещены;
от ЗАО "Совхоз имени Ленина": Севеева К.В., по доверенности от 18.08.2020;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области: не явились, извещены;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Правительства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-95183/18 по заявлению ЗАО "Совхоз имени Ленина" к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о признании, третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, в котором с учетом принятых уточнений, просит суд:
- признать незаконным распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 05.09.2018 No 538-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области";
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись 50:21:0070106:129-50/021/2018-1 от 11.10.2018 о наличии ограничения прав Закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:129.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-95183/18 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 года N 88/5 утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширское шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 18.05.2018 N 315/16 в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширское шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области внесены изменения.
На основании утвержденного проекта планировки территории Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры 05.09.2018 года принято распоряжение N 538-р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", в соответствии с которым в целях реконструкции Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области подлежала изъятию для государственных нужд Московской области часть земельного участка площадью 15185 кв.м с кадастровым номером 50:21:0070106:129 общей площадью 27570 кв.м, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Совхоз имени Ленина".
ЗАО "Совхоз имени Ленина", посчитав, что указанное распоряжение принято с нарушением норм действующего законодательства, не соответствует утвержденному проекту планировки, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно п.2 ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практике по гражданским делам связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 года N 442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 ЗК РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 ЗК РФ).
Как следует из постановления Правительства Московской области от 18.05.2018 года N 315/16 на чертеже планировки территории указывались границы зоны планируемого размещения реконструированной автомобильной дороги - Каширское шоссе и границы красных линий.
В соответствии с заключением кадастрового инженера, представленным в материалы дела заявителем и не оспоренным заинтересованным лицом следует, что подлежащая изъятию часть земельного участка существенно меньше установленных проектом планировки территории зон планируемого размещения объекта.
Следовательно, изъятие части спорного земельного участка заведомо не позволит осуществить размещение планируемого к строительству линейного объекта.
На правоотношения по изъятию земельных участков для государственных нужд распространяются, в том числе нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" согласно части 2 статьи 1 которого положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации" границы земельного участка, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, определяются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года No 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и настоящего Федерального закона на основании сведений, содержащихся в документах, подтверждающих право на земельный участок. При образовании земельных участков учитывается документация по планировке территории. В случае выявления несоответствия между правоустанавливающими документами на земельный участок и документацией по планировке территории при образовании земельного участка, предоставленного ранее физическому лицу или юридическому лицу, границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Согласно части 9 статьи 9 Федерального закона от 05.04.2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации", в случае, если для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не требуется изъятие всего земельного участка, земельный участок, подлежащий изъятию для размещения данных объектов, подлежит образованию с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
Следовательно, при изъятии части земельного участка его изымаемая часть должна образовываться с учетом границ, установленных документацией по планировке территории.
Как указывалось ранее, и подтверждается заключением кадастрового инженера, представленного в материалы дела заявителем, предусмотренная проектом планировки территории зона планируемого размещения реконструированной автомобильной дороги - Каширское шоссе, расположенная в границах спорного земельного участка в несколько раз превышает изымаемую часть земельного участка.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полоса отвода автомобильной дороги это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 года No 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Как следует из заключения кадастрового инженера, представленного в материалы дела ЗАО "Совхоз имени Ленина" в границы изымаемого земельного участка не была включена полоса отвода планируемого к размещению линейного объекта - автомобильной дороги "Каширское шоссе".
На основании изложенного, изначально изымаемая часть спорного земельного участка была определена с нарушением действующих норм.
Кроме того, как следует из материалов дела, постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 года N 1075/44 внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5.
В соответствии с указанными изменениями проект планировки территории для реконструкции каширского шоссе км 0 - км 4,4 в Ленинском городском округе Московской области утвержден в новой редакции.
С момента принятия указанного постановления распоряжение Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 04.09.2018 No 527-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" стало противоречить проекту планировки территории, что и послужило в дальнейшем его отмене распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 19.06.2020 года N 441-р.
Между тем в период с 30.12.2019 по 19.06.2020 оспариваемое распоряжение не соответствовало требованиям утвержденного проекта планировки территории, что является самостоятельным основанием для признания его незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое распоряжение отменено, в связи с чем, в настоящее время отсутствует предмет спора, не принимается апелляционным судом во внимание по следующим обстоятельствам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 года N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.07.2020 по делу N А41- 95183/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95183/2018
Истец: ЗАО "СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА"
Третье лицо: Правительство Московской области, Управление Росреестра по Московской области, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ