г. Самара |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А49-1963/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области на резолютивную часть решения Арбитражного суда Пензенской области от 30.04.2020 (мотивированное решение от 17.08.2020) по делу N А49-1963/2020 (судья Колдомасова Л.А.) рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (ИНН 5836013690, ОГРН 1095836002680),
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (ИНН 5836654485, ОГРН 1125836006416),
о взыскании 3500 руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Пензе Пензенской области (далее - истец, Управление, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в г.Пензе) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 3500 руб. финансовых санкций.
В обоснование заявленных требований Управление сослалось на неисполнение Обществом в добровольном порядке требований об уплате штрафа за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за апрель и май 2019 года на одно застрахованное лицо, сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2018 года на 2-х застрахованных лиц, за нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за ноябрь 2018 года на 3-х застрахованных лиц и непредставление сведений по форме СЗВ-М (исходная) за данный период, которые выставлены в целях исполнения решений Управления от 13.09.2019 N 068S19190006163, N 068S19190006162 и от 01.03.2019 N068S19190000635, N 068S19190000634.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 30.04.2020, принятым в виде резолютивной части, заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил взыскать с Общества в пользу истца 2500 руб. санкций, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1429 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ судом первой инстанции в связи с поступлением апелляционной жалобы, 17.08.2020 составлено мотивированное решение.
ГУ - УПФ РФ в г.Пензе обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, поданных Обществом за апрель - май 2019 года и октябрь - ноябрь 2018 года, Управлением установлено, что:
исходные формы СЗВ-М за апрель - май 2019 года на одно застрахованное лицо представлены с нарушением установленных законом сроков. Вместо установленного срока их представления, соответственно, 15.05.2019 и 17.06.2019 сведения представлены 25.06.2019;
дополнительная форма СЗВ-М за октябрь 2018 года на двух застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не подавались, представлена 02.01.2019 после представления в установленный срок исходной формы СЗВ-М на одно застрахованное лицо (14.11.2018);
дополнительная форма СЗВ-М за ноябрь 2018 года на 3-х застрахованных лиц представлена 02.01.2019 без представления исходной формы СЗВ-М за указанный отчетный период (л.д. 27-39).
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 23.01.2019 N 068S18190000295 и N 068S18190000296, а также в актах проверки от 07.08.2019 N 068S18190005939 и N 068S18190005938.
Решениями заместителя руководителя Управления от 01.03.2019 N N 068S19190000635, 068S19190000634 и от 13.09.2019 N N 068S19190006163, 68S19190006162 Общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа, соответственно, на сумму 1500 руб., 1000 руб., 500 руб. и 500 руб., а всего на сумму 3500 руб. (л.д.14-17).
Требования об уплате санкций от 09.04.2019 N N 068S01190001630, 068S01190001629 и от 15.10.2019 N N 068S01190006266, 068S01190006265, направленные Обществу заказной почтой (л.д.20-25), в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкций в судебном порядке.
При принятии решения о частичном удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика (органы Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей в период спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в органы ПФ РФ по месту их регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета (подп. 1); фамилию, имя и отчество (подп. 2); идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) - (подп. 3).
В силу положений ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), которая определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "б" п. 1) и порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "в" п. 1).
Согласно п. 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Исходя из п. 39 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ответственность за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица установлена ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Объективную сторону данного правонарушения образует как непредставление в установленные сроки сведений, так и неполное и (или) недостоверное предоставление страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В рассматриваемом случае сведения, представляемые в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М (исходная) за апрель и май 2019 года на одно застрахованное лицо поданы Обществом 25.06.2019, то есть с нарушением установленных законом сроков. Следовательно, привлечение Общества к ответственности за нарушение сроков представления индивидуальных сведений за указанные выше отчетные периоды соответствует Закону N 27-ФЗ.
Судом первой инстанции также сделал правильный вывод об обоснованности привлечения Общества к ответственности за нарушение сроков представления сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за ноябрь 2018 года в отношении 3-х застрахованных лиц.
Из материалов дела усматривается, что исходная форма СЗВ-М за ноябрь 2018 года Обществом вообще не представлена, поэтому, исходя из п. 37 Инструкции, у страхователя отсутствовали правовые основания для составления и представления сведений по форме СЗВ-М (дополнительная) в отношении трех застрахованных лиц.
Представление Обществом индивидуальных (персонифицированных) сведений в отношении трех застрахованных лиц по ненадлежащей форме (дополнительной вместо исходной) не свидетельствует об отсутствии события вмененного правонарушения и не свидетельствует о незаконности принятого Управлением решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решения Управления от 13.09.2019 N N 068S19190006163, 68S19190006162 и от 01.03.2019 N 068S19190000635 соответствуют законодательству в области обязательного пенсионного страхования. Данные решения приняты компетентным органом в пределах предоставленных полномочий. Правонарушения квалифицированы правильно. Размер санкций, примененный к Обществу, соответствует тяжести и характеру совершенного правонарушения, адекватен ему и отвечает принципам разумности и справедливости. Доказательства, свидетельствующие о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению Общества, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования Управления в части взыскания финансовых санкций на общую сумму 2 500 руб. по указанным выше решениям.
Вместе с тем суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований заявителя в части взыскания санкций за непредставление в установленный срок дополнительных сведений за октябрь 2018 года.
В данном случае исходная форма СЗВ-М на одно застрахованное лицо за октябрь 2018 года представлена Обществом 14.11.2018, то есть с соблюдением установленных законом сроков. Позднее, Обществом 02.01.2019 представлена дополнительная форма СЗВ-М в отношении двух застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения не подавались.
Представление дополнительной формы на застрахованных лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме СЗВ-М сведения отсутствовали, не образует состав вмененного правонарушения.
Ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В данном случае Общество первоначальные сведения представило в установленные сроки. Впоследствии, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях до обнаружения ее Управлением, Общество подало дополнительные сведения на 2-х застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах у Управления отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков представления сведений за октябрь 2018 года.
Аналогичная позиция содержится в Определениях ВС РФ от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2018 N 306-КГ18-5521, от 02.07.2018 N303-КГ18-99.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Управления по данному эпизоду.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Пензенской области от 30.04.2020 (мотивированное решение от 17.08.2020) по делу N А49-1963/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1963/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "Стройиндустрия"
Третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району города Пензы