г. Пермь |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А60-68908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Лесковец О.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сыровой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 июля 2020 года
по делу N А60-68908/2019
по заявлению Администрации городского округа Сухой Лог
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Цемтранс" (ИНН 6633013382, ОГРН 1076633001390),
о признании незаконным действия органа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сухой Лог (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Свердловской области) о признании незаконными действий по не принятию в установленный срок решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 из федеральной собственности в собственность городского округа Сухой Лог; обязании ТУ Росимущества в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 в собственность городского округа Сухой Лог и принятия решения о передаче Администрации прав и обязанностей арендодателя по договору аренды N 66-07/66 от 19.12.2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 июля 2020 года (резолютивная часть решения от 14.07.2020) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что для получения заключения о наличии либо отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 66:63:1602002:316 водных объектов направлен запрос в Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления. Указывает, что не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, в отношении которых приняты предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" решения, в связи с чем ТУ Росимущества в Свердловской области было направлено уведомление в уполномоченную организацию - единый институт развития в жилищной сфере с целью получения указанных сведений. Отмечает также, что судом первой инстанции в ТУ Росимущества в Свердловской области не было направлено определение о возобновлении производства по делу.
Администрацией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с ее доводами; указано на то, что вопрос о передаче в муниципальную собственность земельного участка должен быть рассмотрен в установленный срок независимо от поступления ответов на направленные запросы, поскольку перечень случаев, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность в силу ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), является закрытым, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 17.09.2019 Администрация городского округа Сухой Лог обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с заявлением (исх. N 3230 от 17.09.2019) о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 площадью 230 691,00 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Свердловская область, р-н Сухоложский, юго-западная окраина г. Сухой Лог, примыкает к западной и южной границе земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:292, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное использование (л.д.31).
ТУ Росимущества в Свердловской области направило заявителю письмо (исх.N 66-ШЕ-07/13209 от 22.10.2019), в котором сообщило, что в связи с направленными запросами в Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления о наличии либо отсутствии на земельном участке водных объектов, а также в уполномоченную организацию - единый институт развития в жилищной сфере, с целью получения указанных сведений, вопрос о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 может быть рассмотрен после поступления соответствующей информации (л.д.30).
Считая действия, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 из федеральной собственности в собственность городского округа Сухой Лог незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для непринятия в установленный срок решения о безвозмездной передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 в собственность городского округа Сухой Лог и принятия решения о передаче Администрации прав и обязанностей арендодателя по договору аренды N 66-07/66 от 19.12.2019.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, фактически Администрацией городского округа Сухой Лог заявлено требование о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, выразившегося в непринятии в установленный срок решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 из федеральной собственности в собственность городского округа Сухой Лог.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора пришел к правильному выводу об отсутствии оснований, препятствующих безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность.
Рассмотрев доводы ТУ Росимущества в Свердловской области, суд апелляционной инстанции находит данные доводы не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрены порядок передачи земельных участков и основания для отказа в такой передаче.
Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, установлен пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, подпунктом 13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) предусмотрено, что не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, в том числе земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, судом не установлено наличия указанного в п.п. 13 п. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации запрета на передачу спорного земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
На основании п. 7 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ТУ Росимущества в Свердловской области заявлено ходатайство об истребовании у Отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления информации о наличии водных объектов на земельном участке с кадастровым номером 66:63:1602002:316.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 суд обязал Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления представить информацию о наличии водных объектов на предлагаемом к передаче в муниципальную собственность земельном участке с кадастровым номером 66:63:1602002:316 (л.д.84-85).
Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления письмом (исх. N 13-692а/20 от 10.04.2020) сообщил, что в границах земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 поверхностные водные объекты и водоохранные зоны водных объектов отсутствуют (л.д.92).
ТУ Росимущества в Свердловской области при рассмотрении заявления, в порядке п. 6 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации также сделан запрос в АО "ДОМ.РФ" (л.д.57) в котором заинтересованное лицо просило проинформировать в соответствии с соглашением о сотрудничестве между Росимуществом и Фондом "РЖС" от 06.02.2015 N 01-10/4/С-4 о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 7, 8 п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ, представив необходимую информацию.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии вышеуказанных препятствующих передаче земельного участка в муниципальную собственность, обстоятельств.
При этом при оценке действий ТУ Росимущества по Свердловской области с точки зрения своевременности совершения действий в рамках рассмотрения заявления о передаче земельного участка в собственность муниципального образования, суд апелляционной инстанции установил, что запрос о наличии либо отсутствии на спорном земельном участке водных объектов, направленный в Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления (л.д.58), а также запрос о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 7, 8 п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ, направленный в АО "ДОМ.РФ", (л.д.57) сделаны ТУ Росимущества в Свердловской области только 22.10.2019, одновременно с направлением письма-ответа Главе городского округа сухой Лог (л.д.30), что свидетельствует о несвоевременности действий заинтересованного лица. При этом судом апелляционной инстанции учтено, что заявление (письмо исх. N 3230 от 17.09.2019) о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог поступило ТУ Росимущества в Свердловской области 24.09.2019.
Согласно п. 5 ст. 39.31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о невозможности передачи земельного участка в муниципальную собственность, наличие обстоятельств, которые могли бы явиться основаниями к отказу, ТУ Росимущества в Свердловской области не доказало.
С учетом установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования Администрации подлежат удовлетворению.
Поскольку решение ТУ Росимущества в Свердловской области, выраженное в письме (исх.N 66-ШЕ-07/13209 от 22.10.2019) признано незаконным, заинтересованное лицо обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 в собственность городского округа Сухой Лог и принятия решения о передаче Администрации прав и обязанностей арендодателя по договору аренды N 66-07/66 от 19.12.2019.
Доводы, изложенные в жалобе, о том, что судом первой инстанции ТУ Росимущества в Свердловской области не было направлено определение о возобновлении производства по делу, подлежат отклонению апелляционным судом в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Определение Арбитражного суда Свердловской области о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания от 12.12.2019 по настоящему делу получено ТУ Росимущества в Свердловской области, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (л.д.6-7). Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Свердловской области в сети Интернет.
В судебных заседаниях, которые состоялись до приостановления производства по делу, представитель ТУ Росимущества в Свердловской области участвовал, представлен отзыв.
Следовательно, заинтересованное лицо было уведомлено о начавшемся процессе и имело возможность получить информацию о движении рассматриваемого судебного дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, поскольку данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 июля 2020 года по делу N А60-68908/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
О. В. Лесковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-68908/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ЦЕМТРАНС"