г. Владивосток |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А51-8210/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края",
апелляционное производство N 05АП-5553/2020
на решение от 24.07.2020
судьи Плехановой Н.А.
по делу N А51-8210/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (ИНН 2540013343, ОГРН 1022502260648)
к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" (ИНН 2520001815, ОГРН 1022500861570)
о взыскании 2 351 012 рублей 41 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 240 227 рублей 64 копеек штрафа, 563 635 рублей 62 копеек пени,
при участии:
от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края": Макарова В.О. по доверенности N 2/20 от 21.01.2020, сроком действия до 31.01.2021, паспорт, диплом ВСГ 4539152;
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Михайловская центральная районная больница": не явились,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - ТФОМС, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" (далее - ответчик, КГБУЗ "Михайловская ЦРБ") о взыскании 2 351 012 рублей 41 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 240 227 рублей 64 копеек штрафа и 563 635 рублей 62 копеек пени.
Решением суда от 24 июля 2020 года с КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" взыскано 2 351 012 рублей 41 копейки средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 80 076 рублей штрафа и 187 879 рублей пени. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суд, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса РФ, снизил сумму штрафа и пени.
Не согласившись с судебным актом в части снижения суммы штрафа и пени, ТФОМС обжаловал его в апелляционном порядке.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), фонд указывает, что отношения, связанные с использованием средств фонда обязательного медицинского страхования основаны на властном подчинении одной стороны другой, являются публично-правовыми, что в силу статьи 2 ГК РФ исключает применение к ним норм гражданского законодательства.
Фонд не согласен со снижением судом размера штрафа за допущенное КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" нарушение публично-правовых обязанностей в области обязательного медицинского страхования на основании статьи 333 ГК РФ, полагая, что указанная норма не применима в публично-правовых отношениях, а также указывая на отсутствие в материалах дела доказательств явной несоразмерности примененной финансовой санкции допущенному нарушению.
КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" свое отношение к жалобе не выразило, отзыв не представило.
Поскольку ТФОМС в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (п.5 ст.168 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с планом проверок медицинских организаций на 2017 год, утвержденным приказом ГУ ТФОМС ПК от 09.01.2017 N 3-П, в срок с 24.04.2017 по 23.05.2017 проведена плановая комплексная проверка использования КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период деятельности с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен Акт проверки от 22.05.2017 N 4.
В ходе проверки выявлены факты использования КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению на общую сумму 2 351 012,41 руб.
Суд подтвердил факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и взыскал указанную сумму с медицинского учреждения в полном объеме. В данной части судебный акт в апелляционном порядке не обжалуется, в связи с чем апелляционная инстанция не дает оценку выявленным нарушениям.
Как следует из материалов дела, ГУ ТФОМС ПК по результатам проверки в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ привлекло КГБУЗ "Михайловская ЦРБ" к ответственности в виде уплаты штрафа в размере 240 227,64 руб. и пени в размере 563 635,62 руб.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Следует отметить, что нормы Закона N 326-ФЗ не предусматривают возможность учета фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении соответствующего штрафа за нецелевое использование средств.
В то же время согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Таким образом, арбитражный суд, установив правомерность привлечения медицинской организации к ответственности по пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, вправе уменьшить размер штрафных санкций, так как любая мера публичной ответственности должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения, с учетом характера совершенного правонарушения.
Снижая сумму штрафа до 80 076 рублей (в три раза), суд обоснованно учел статус ответчика, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, степень вины заявителя. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанных обстоятельств.
Однако, снижая размер пеней на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не учел особый правовой режим средств ОМС.
По смыслу статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о медицинском страховании территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением, а отношения между медицинской организацией и территориальным фондом обязательного медицинского страхования по целевому использованию средств ОМС основаны на административном подчинении одной стороны другой, в связи с чем, в силу части 3 статьи 2 ГК РФ, гражданское законодательство к ним не применяется.
Кроме того, учитывая правовую природу средств ОМС как средства бюджетной системы Российской Федерации, пеня не является мерой ответственности, а является правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер. Вывод о компенсационном характере пени в бюджетных отношениях содержится в актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 08.02.2007 N 381-О-П и др.).
Таким образом, пеня, будучи правовосстановительной мерой, носит компенсационный характер потерь бюджета фонда вследствие нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, возможности снижения размера пеней на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации законодательство, регулирующее порядок использования средств обязательного медицинского страхования, не предусматривает.
В связи с изложенным, суд необоснованно снизил размер пени до 187 879 рублей, решение суда подлежит изменению в части суммы пени, взыскиваемой с КГБУЗ "Михайловская ЦРБ".
Как следует из материалов проверки, размер пени исчислен в строгом соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании и составляет 563 635 рублей 62 копейки.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2020 по делу N А51-8210/2020 изменить.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Михайловская центральная районная больница" в территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края 2 351 012 рублей 41 копейку средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 80 076 рублей штрафа и 563 635 рублей 62 копейки пени.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8210/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"