г. Москва |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А41-11162/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУБИН" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2020 по делу N А41-11162/20 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РУБИН" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании, третьи лица: ООО УК "ЖКХ-Онлайн" и общество с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система",
при участии в заседании:
от ООО "РУБИН" - Пашков М.В., по доверенности от 14.05.2020,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Егорова Е.В. по доверенности от 24.07.2020,
от ООО УК "ЖКХ-Онлайн" - Башир-Заде В.Т. по доверенности от 18.11.2019,
от ООО "ККС" - Пашков М.В. по доверенности от 26.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РУБИН" (далее - ООО "РУБИН", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - административный орган, заинтересованное лицо, Госжилинспекция) о признании незаконным и отмене Решения от N P001-767368134031918857 от 17.12.2020 и обязании внести в реестр лицензий Московской области изменения в связи с выбором ООО "Рубин" управляющей организацией многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, город Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО УК "ЖКХ-Онлайн" и общество с ограниченной ответственностью "Красногорская коммунальная система" (ООО "ККС").
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.08.2020 по делу N А41-11162/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя и ООО "ККС" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Госжилинспекции и ООО УК "ЖКХ-Онлайн" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.09.2019 N 1792.
Согласно Протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 10.12.2019 N 1-2019/ВТ7 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, город Красногорск, ул. Вилора Трифонова, д. 7.
14.12.2019 обществом в Госжилинспекцию направлено заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области.
Решением N P001-767368134031918857 от 17.12.2020 во внесении изменений в реестр лицензий Московской области обществу отказано.
Не согласившись с законностью данного решения, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 г. N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решением N P001-767368134031918857 от 17.12.2020 заявителю отказано во внесении изменений в реестр по причине несоответствия заявления и приложенных документов подпунктам "а" и "д", "м" пункта 3 Порядка, подпункта "г" пункта 5 Порядка.
В силу пп. "г" п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Подпунктами "а" и "д", "м" пункта 3 Порядка предусмотрена необходимость представления копии протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются: а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников; б) копия текста сообщения о проведении общего собрания; в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) списки присутствующих и приглашенных лиц; д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц; е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания; ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Между тем, как следует из описи представляемых документов от 14.12.2019 Исх. N б/н в нарушение пункта 20 Требований приложения, являющиеся неотъемлемой частью протокола, в Госжилинспекцию направлены не были.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в комплекте документов отсутствовали: реестр собственников помещений в МКД, содержащий необходимые сведения; документы, подтверждающие уведомление собственников МКД о предстоящем собрании и его повестке; списки присутствующих на очной части собрания лиц и документы; подтверждающие полномочия представителей.
Как следует из представленных управлением скринштов материалов загрузки документов (т. 1 л.д. 101), видеозаписи и представленных заявителем пояснений, общество передавало документы в электронной форме с использованием единого портала государственных муниципальных услуг, при этом, поскольку возможность загрузки файлов в полном объеме отсутствовала вместе с заявлением был передан лишь текст самого протокола от 10.12.2019 N 1-2019/ВТ7, приложения к нему не передавались. Данные обстоятельства заявителем апелляционной жалобы не отрицаются.
Кроме того, опись не соответствует представленным документам, что является нарушением п.п. "м" п. 3 Приказа N 938/пр.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом.
Согласно Административному регламенту предоставления Госжилинспекцией государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области утвержденный Распоряжением от 17.12.2018 N 405 утвержден регламент предоставления государственной услуги по лицензированию (далее - Административный регламент).
Согласно п. 6.1., п. п. 6.1.6. Административного регламента заявитель обращается в Госжилинспекцию с заявлением о предоставлении Государственной услуги в следующих случаях: для внесения изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением, расторжением, прекращением договора управления многоквартирным домом.
Согласно главе 16 Административного регламента определены способы предоставления заявителем документов, необходимых для получения Государственной услуги.
Согласно главе 21 Административного регламента определены требования к организации предоставления Государственной услуги в электронной форме.
Согласно п. 21.1, п. 1.1.5. Административного регламента в целях предоставления Государственной услуги в электронной форме с использованием РПГУ заявителем заполняется электронная форма заявления в карточке Государственной услуги на РПГУ с приложением электронных образов документов и (или) указанием сведений из документов, необходимых для предоставления Государственной услуги и указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента. Максимально допустимый размер прикрепленного пакета документов не должен превышать 10 ГБ.
Способ подачи документов путем заполнения электронной формы на сайте единого портала государственных муниципальных услуг был выбран самим заявителем.
При этом такой способ подачи не изменяет требований, предъявляемых к представляемым документам, в связи с чем, в соответствии с требованиями Порядка необходимо было обеспечить комплектность передаваемых документов.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность сотрудников Госжилинспекции при выявлении некомплектности документов проверять наличие документов, не приложенных заявителем, на сайте ГИС ЖКХ или официальном сайте управляющей организации в сети Интернет, а равно направлять запросы лицензиату о представлении недостающих документов.
Как пунктом 15 Порядка, так и пунктом 23.1.9 Административного регламента, предусмотрена возможность направить запрос о предоставлении необходимых сведений и документов в адрес подателя заявления в случае "наличия противоречий в сведениях, представленных заявителем, в сведениях, содержащихся в реестре лицензий Московской области на момент рассмотрения заявления" или "наличия недостоверных сведений в заявлении и документах" (пункт 13.1 Административного регламента), чего в настоящем случае установлено не было, либо в случае поступления заявления о внесении изменений в реестр при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, провести проверку полученного заявления и документов.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что 17.12.2019 вынесено решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, в связи с чем общество не было лишено возможности представить необходимые документы в целях устранения некомплектности документов.
Вместе с тем, общество вышеуказанным правом не воспользовалось.
По результатам проверки установлена некомплектность документов, в связи с чем, управление сделало правомерный вывод об отсутствии достаточных оснований для внесения изменений в реестр.
Кроме того, согласно приложенного к заявлению Протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений от 10.12.2019 N 1-2019/ВТ7 было решено уведомлять о принятых решениях и о последующих собраниях путем размещения объявлений в подъездах жилых домов (пункт 5).
Однако, в подтверждение надлежащего уведомления собственников о проведении собрания обществом какие-либо документы приложены не были.
Таким образом, заинтересованное лицо действовало в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедурой внесения изменений в Реестр лицензий Московской области, в связи с чем, основания для признания решения Госжилинспекции незаконным и обязания внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности удовлетворения заявленных требований ввиду соответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2020 по делу N А41-11162/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11162/2020
Истец: ООО "РУБИН"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "КРАСНОГОРСКАЯ КОММУНАЛЬНАЯ СИСТЕМА", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКХ-ОНЛАЙН", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"