Ессентуки |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А25-233/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О., в отсутствие процессуальных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Джашеева Ислама Мухтаровича на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2020 по делу N А25-233/2020,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики заявление индивидуального предпринимателя Джашеева Ислама Мухтаровича (далее - заявитель, предприниматель, ИП Джашеев И.М.) к Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании налогового органа утратившим право взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное, обязательное медицинское страхование, пеням, а также о возложении на налоговый орган обязанности по списанию числящейся по лицевому счету заявителя задолженности по состоянию на 01.01.2017 в размере 87 598 руб. 93 коп., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное, обязательное медицинское страхование - 52 538 руб. 35 коп., пени - 35 060 руб. 58 коп.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Учреждение).
Заявитель обжаловал решение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции. Апеллянт полагает, что решение суда первой инстанции принятое с нарушением норм материального и норм процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В обосновании доводов ссылается на то, что требования и решение от налогового органа ему не направлялись, в материалах дела доказательств надлежащего извещения предпринимателя налоговым органом не имеется.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не предствавлен.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается.
Предприниматель обратился в инспекцию для получения сведений о расчетах с бюджетом с целью выяснения наличия задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам.
Налоговым органом предпринимателю выдана справка N 3256634 о состоянии расчетов с бюджетом на 09.02.2020, в которой, в том числе, была указана следующая задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное, обязательное медицинское страхование и соответствующим пеням:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 (КБК 18210202100060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 19 942 руб. 90 коп., соответствующим пеням в сумме 13 584 руб. 78 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 (КБК 18210202110060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 5 982 руб. 87 коп., соответствующим пеням в сумме 4 113 руб. 72 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202150060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 7 495 руб. 20 коп., соответствующим пеням в сумме 5 223 руб. 28 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 (КБК 18210202103080011160, ОКТМО 91625445) в сумме 19 117 руб. 38 коп., соответствующим пеням в сумме 12 138 руб. 80 коп.
Предприниматель не согласился с выданной справкой и обратился с заявлением в суд первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно руководствовался статьями: 18.19, 20, 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование в регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, действовавшим в спорный период.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ) с 01 января 2017 года, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование производится в соответствии с нормами НК РФ функции по администрированию этих страховых взносов переданы налоговым органам.
Согласно изменениям, правоотношения, связанные с контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, с 2017 года регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Изменения, касающиеся администрирования страховых взносов, внесены Федеральным законом от 03.07.2016 года N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) в ряд законов, регулирующих правоотношения в системе обязательного страхования.
По страховым взносам, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года: контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в государственные внебюджетные фонды осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС РФ также в прежнем порядке (статья 20 Закона N 250-ФЗ); взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых Фондами.
Необходимые сведения по принятым решениям Фонды направляют в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия (статья 4 Закона N 243-ФЗ, статьи 19,21 Закона N 250-ФЗ).
В целях реализации возложенных на налоговые органы полномочий, в рамках вышеуказанных Федеральных законов утверждены Порядки обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, согласно которым территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации по утвержденным форматам в электронной форме сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017 года по прилагаемым кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на налоговые органы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со статьей 69 Кодекса (пункт 1 статьи 45 Кодекса).
Пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю (равно как и физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем), - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Согласно пунктам 2 и 6 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса, т.е. с применением мер принудительного исполнения налоговой обязанности. Пунктом 8 статьи 45 Кодекса установлено, что предусмотренные статьей 45 Кодекса правила применяются и в отношении пеней, штрафов.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункты 1, 2, 3 статьи 46 Кодекса).
На основании пункта 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Такой порядок применяется и при взыскании пеней, штрафов (пункты 9 и 10 статьи 46 Кодекса).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса (п. 7 ст. 46 Кодекса).
В силу статьи 47 Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия налогового органа по принудительному взысканию страховых взносов и пеней должны соответствовать положениям статей 46, 47 НК РФ.
При определении предельного срока взыскания страховых взносов, пеней учитывается совокупность следующих сроков: предусмотренного статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ срока выставления требования; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указываемого в направленном плательщику страховых взносов требовании; срока, предусмотренного частями 5.4, 5.5, 5.7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, и неразрывно связаны с этой обязанностью.
Пропуск установленного срока взыскания задолженности по страховым взносам в бесспорном порядке исключает возможность взыскания в таком порядке соответствующих пеней.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что спорные суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование были начислены в период с 2012 по 2016 г.г.
В период с 01.01.2010 по 01.01.2017 Пенсионный Фонд Российской Федерации являлся главным администратором пенсионных взносов, пеней и санкций, начисленных за неуплату этих взносов. В связи с этим меры по принудительному взысканию задолженности заявителя, образовавшейся в 2010 - 2017 г.г., должны были приниматься органами Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Спорная задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой части пенсии (КБК 18210202100060000160), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной части пенсии (КБК 18210202110060000160) образовалась до 01.01.2013, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202150060000160), страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, (КБК 18210202103080011160) - до 01.01.2017
Суммы задолженности были переданы учреждением в налоговый орган сальдовым остатком по состоянию на 01.01.2017 в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органам.
До 01.01.2017 в отношении взыскания спорной задолженности предпринимателя по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 (КБК 18210202100060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 19 942 руб. 90 коп., соответствующим пеням в сумме 13 584 руб. 78 коп., а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 (КБК 18210202110060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 5 982 руб. 87 коп., соответствующим пеням в сумме 4 113 руб. 72 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202150060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 7 495 руб. 20 коп., соответствующим пеням в сумме 5 223 руб. 28 коп., Учреждением выставлялись требования от 06.04.2012 N 00800712ТН0011138, от 13.03.2013 N00800713ТН0006532, от 14.03.2014 N 00800714ТН0010386.
Решение инспекции о взыскании указанных страховых взносов и пеней за счет имущества налогоплательщика от 03.08.2017 N 18361, постановление о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества налогоплательщика от 04.08.2017 N 18361, а также постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 11.09.2017 N 21638/17/09007-ИП.
В отношении взыскания спорной задолженности предпринимателя по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 (КБК 18210202103080011160, ОКТМО 91625445) в сумме 19 117 руб. 38 коп., соответствующим пеням в сумме 12 138 руб. 80 коп., учреждением и инспекцией были выставлены требования от 31.03.2016 N 008S01160010931, от 09.02.2015 N 00800715ТН0005232, от 14.03.2014 N 00800714ТН0010386, от 03.08.2017 N 314416.
В отношении последующего принудительного взыскания указанных страховых взносов и пеней Инспекцией были приняты решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика от 03.08.2017 N 18361, от 01.09.2017 N 29439, от 13.07.2017 N 17280, постановления о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества налогоплательщика от 04.08.2017 N 18361, от 06.09.2017 N 19462.
На исполнении в ОСП УФССП по КЧР по Прикубанскому району находятся исполнительные производства от 11.09.2017 N 21638/17/09007-ИП (остаток задолженности - 106 450 руб. 04 коп.), от 25.02.2018 N 4200/18/09007-ИП (остаток задолженности - 29 905 руб. 83 коп.).
Указанные исполнительные производства с момента их возбуждения не прекращались, не оканчивались, в рамках данных исполнительных производств судебными приставами - исполнителями продолжают совершаться действия по принудительному взысканию с предпринимателя сумм страховых взносов и пеней.
Предприниматель в своей жалобе ссылается, что на дату выдачи инспекцией налогоплательщику справки о состоянии расчетов с бюджетом от 09.02.2020 N 3256634 и обращения предпринимателя в суд истек пресекательный срок взыскания спорной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
Данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям, учреждением и налоговым органом были приняты предусмотренные действующим законодательством меры принудительного взыскания с предпринимателя спорной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 (КБК 18210202100060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 19 942 руб. 90 коп., соответствующим пеням в сумме 13 584 руб. 78 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной части пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 (КБК 18210202110060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 5 982 руб. 87 коп., соответствующим пеням в сумме 4 113 руб. 72 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202150060000160, ОКТМО 91625445) в сумме 7 495 руб. 20 коп., соответствующим пеням в сумме 5 223 руб. 28 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 (КБК 18210202103080011160, ОКТМО 91625445) в сумме 19 117 руб. 38 коп., соответствующим пеням в сумме 12 138 руб. 80 коп.
Доводов предпринимателя, о том, что требования и решение от налогового органа ему не направлялись, а в материалах дела доказательств надлежащего извещения предпринимателя налоговым органом не имеется, не имеет правового обоснования и отклоняется судебной коллегией, так как постановления инспекции о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества налогоплательщика, являющиеся исполнительными документами, а также постановления судебных приставов - исполнителей о возбуждении исполнительных производств никем в установленном действующим законодательством порядке не были оспорены.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы подателя апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ИП Джашеева Ислама Мухтаровича, не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.07.2020 по делу N А25-233/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-233/2020
Истец: Джашеев Ислам Мухтарович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Бойков Виталий Васильевич