г. Москва |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А41-97563/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2020 по делу N А41-97563/19 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании, третье лицо: МУП "УК ЖКХ" Ленинского муниципального района Московской области
при участии в заседании:
от ООО "УК "Наш город" - Иванов М.В. по приказу N 1 от 12.12.2017,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Егорова Е.В. по доверенности от 24.07.2020,
от МУП "УК ЖКХ" Ленинского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" (далее - общество, ООО "УК "Наш город") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция) с требованиями: признать решение от 05.11.2019 N Р001-8492270770-30021236 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области незаконным и отменить; в порядке восстановления нарушенных прав ООО "УК "Наш город" обязать Госжилинспекцию внести изменения в реестр лицензий Московской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует: МУП "УК ЖКХ" Ленинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2020 по делу N А41-97563/19 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Госжилинспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "УК "Наш город" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 13.02.2018 N 1592.
Решением Госжилинспекции в качестве управляющей организации многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5 (далее - МКД), с 01.01.2019 в реестр лицензий Московской области внесено ООО "УК "Наш город".
Решением Госжилинспекции в качестве управляющей организации МКД с 01.04.2019 в реестр лицензий Московской области внесено МУП "УК ЖКХ" на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД от 01.03.2019.
Решением Госжилинспекции в качестве управляющей организации МКД с 01.10.2019 в реестр лицензий Московской области внесено МУП "УК ЖКХ" на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД от 27.08.2019.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 31.07.2019 по делу N А41-29561/19 признано недействительным решение Госжилинспекции о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МУП "УК ЖКХ" с 01.04.2019 на основании протокола от 01.03.2019, поскольку решение, оформленное данное протоколом признано недействительным решением Видновского городского суда от 13.06.2019.
На основании данного судебного акта, решением Госжилинспекции N 29561 от 25.10.2019 в качестве управляющей организации МКД в реестр лицензий Московской области внесено ООО "УК "Наш город" с 01.11.2019.
Решением Госжилинспекции в качестве управляющей организации МКД с 01.12.2019 в реестр лицензий Московской области внесено МУП "УК ЖКХ" на основании повторного заявления и протокола общего собрания собственников помещений МКД от 27.08.2019.
Считая указанные действия Госжилинспекции по повторному внесению МУП "УК ЖКХ" в реестр на основании протокола от 27.08.2019 в качестве управляющей организации МКД незаконными, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Из указанных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка N 938/пр, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, до принятия оспариваемого решения на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А41-29561/19 в качестве управляющей организации МКД в реестр лицензий Московской области было внесено ООО "УК "Наш город" с 01.11.2019.
Апелляционным судом установлено, что основанием для обращения ООО "УК "Наш город" в Госжилинспекцию с требованием о внесении изменений в реестр лицензий в отношении указанного МКД являлось решение общего собрания собственников помещений от 09.04.2018.
Вместе с тем, 22.10.2019 МУП "УК ЖКХ" обратилось с заявлением в Госжиинспекцию о внесении изменений в реестр лицензий Московской области на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 27.08.2019, которым в качестве управляющей организации для управления МКД выбрана управляющая компания МУП "УК ЖКХ".
Согласно информации, размещенной в системе ГИС ЖКХ, после 27.08.2019 других собраний по вопросу выбора управляющей компании в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5, не проводились. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено.
Таким образом, Госжилинспекция Московской области имела достаточные основания для вынесения решения от 05.11.2019 N Р001-8492270770-30021236 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, которым управляющей организацией в отношении МКД по адресу: Московская область, г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5, указана МУП "УК ЖКХ", поскольку более поздним решением общего собрания собственников помещений указанного МКД от 27.08.2019 управляющей организацией было выбрано именно МУП "УК ЖКХ", тогда как решение общего собрания собственников помещений в отношении ООО "УК "Наш город" было принято 09.04.2018.
Доводы общества о том, что к заявлению третьего лица о внесении изменений в реестр лицензий Московской области не приложены документы, указанные в п. 3 Порядка N 938/пр, а именно: копия протокола и решения общего собрания; копия договора управления; документ, подтверждающий полномочия представителя на подачу заявления, опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подлежат отклонению апелляционным судом.
В соответствии с подпунктами "а", "в", "д" и "м" пунктом 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом; копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Действительно, из заявления N Р001-8492270770-30021236 от 22.10.2019 (т. 1 л.д. 41-42) не усматривается вывода о том, что вместе с ним в Госжилинспекцию были представлены документы, предусмотренные п. 3 Порядка N 938/пр.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что письмом (т. 1 л.д. 54) третье лицо направило заинтересованному лицу для хранения в течение трех лет документы, среди которых были представлены протокол от 27.08.2019; решения собственников помещений в МКД; договор управления от 27.08.2019 с реестром подписей собственников; а также документы, подтверждающие полномочия представителя на подачу заявления; что подтверждается описью документов (т. 1 л.д. 55).
Таким образом, на момент рассмотрения повторного заявления N Р001-8492270770-30021236 от 22.10.2019 у заинтересованного лица имелись подлинники документов, предусмотренных п. 3 Порядка N 938/пр.
В силу подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в частности, условий отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В силу ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
Вместе с тем, приведенные обществом доводы об отсутствии полномочий администрации участвовать в голосовании за некоторые квартиры не свидетельствуют о ничтожности протокола общего собрания собственников помещений от 27.08.2019, но могут свидетельствовать об оспоримости решения, оформленного протоколом общего собрания от 27.08.2019.
Апелляционным судом установлено, что законность протокола общего собрания от 27.08.2019 является предметом рассмотрения суда общей юрисдикции в рамках дела N 2-1029/2020. В настоящее время решением Видновского городского суда в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения от 27.08.2019 отказано. Как пояснил представитель ООО "Наш город", подана апелляционная жалоба.
Подпунктом "г" пункта 5 Порядка N 938/пр установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения в том числе выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя.
Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержден приказом Минкомсвязи России N 368, Минстроя России N 691/пр от 29.09.2015 (далее - Состав сведений).
Согласно пункту 2 Состава сведений, в системе ГИС ЖКХ подлежит размещению электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом.
Доводы общества о том, что третье лицо не выполнило требования, установленные частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, опровергаются сведениями, размещенными на портале ГИС ЖКХ. При этом, вопреки доводам общества, сведения о договоре управления N 218 от 27.08.2019 размещены третьим лицом в системе ГИС ЖКХ 03.09.2019, в то время как 24.01.2020 в систему ГИС ЖКХ внесены изменения относительно даты начала осуществления обязанностей по управлению МКД, предусмотренной договором управления N 218 от 27.08.2019 (т. 5 л.д. 107-108).
Таким образом, требования пп. "г" п. 5 Порядка N 938/пр третьим лицом соблюдены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что административный орган действовал в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в Реестр лицензий Московской области, в связи с чем основания для признания решения от 05.11.2019 N Р001-8492270770-30021236 Госжилинспекции во внесении изменений в реестр лицензий Московской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Видное, мкр. Солнечный, д. 5, незаконным отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2020 по делу N А41-97563/19 подлежит отмене, а в удовлетворении требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2020 по делу N А41-97563/19 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-97563/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НАШ ГОРОД"
Ответчик: ГУ Московской области "ГЖИ Московской области"
Третье лицо: МУП "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА" ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Московской области "ГЖИ Московской области"