город Омск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А75-4720/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-9188/2020, 08АП-9190/2020) Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района и Администрации Нефтеюганского района на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 по делу N А75-4720/2020, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский дом" (ОГРН 1068604024510, ИНН 8604038918) к Администрации Нефтеюганского района (ОГРН 1028601791976, ИНН 8619005217), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района (ОГРН 1028601792075, ИНН 8619005023), о взыскании 26 063 руб. 81 коп.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сибирский дом" (далее - истец, общество, ООО УК "Сибирский дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к администрации Нефтеюганского района (далее - ответчик, администрация) о взыскании 26 063 руб. 81 коп. задолженности за услуги по содержанию мест общего имущества и коммунальные услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 по делу N А75-4720/2020 исковые требования удовлетворены, с администрации Нефтеюганского района в пользу ООО УК "Сибирский дом" взыскана 26 063 руб. 81 коп. - сумма задолженности, а также 2 000 руб. - судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент и администрация обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалоб их податели приводят следующие доводы: истцом нарушен досудебный порядок урегулирования спора; заявлены требования к ненадлежащему лицу; в адрес администрации либо департамента платежные документы на оплату в 2019 году не поступали; между администрацией и обществом отсутствуют договорные отношения в отношении жилого помещения (квартиры N 52), расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 5 мкр., д. 11.
Оспаривая доводы подателей жалоб, ООО УК "Сибирский дом" представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. До начала судебного заседания ООО УК "Сибирский дом" заявило ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, апелляционные жалобы и отзыв на них, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно материалам дела истец осуществляет управление многоквартирным жилым домом в г. Нефтеюганске, а именно: д. 11 в мкр. 5, что подтверждается протоколами общего собрания собственников помещений многоквартирных домов (т. 1 л.д. 9-13).
Как указывает истец, администрация как орган, уполномоченный представлять интересы собственника муниципальных жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме (в рассматриваемом случае жилое помещение N 52, расположенное по адресу: г. Нефтеюганск, 5 мкр., д. 11), оплату услуг за содержание общего имущества и коммунальные услуги не произвела, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 26 063 руб. 81 коп. за период с 01.01.2019 по 18.02.2019 и с 01.11.2019 по 03.12.2019.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных управляющей компанией услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со статьёй 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 этого кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляет ответчик.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Поскольку статьей 210 ГК РФ установлена презумпция несения бремени содержания имущества собственником, на нем лежит обязанность доказать наличие обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества у иного лица.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае администрация факт наличия на ином лице обязанности по содержанию указанной истцом квартиры не обосновала, доказательств в подтверждение данного обстоятельства не представила.
Доводы подателей жалоб о том, что полномочия собственника от имени муниципального образования Нефтеюганский район в области муниципального имущества осуществляет департамент имущественных отношений Нефтеюганского района, который и должен отвечать по обязательствам, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
От имени муниципального образования права собственника осуществляет администрация Нефтеюганского района как орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 38 Устава муниципального образования Нефтеюганский район (принят решением Думы Нефтеюганского района от 16.06.2005 N 616) в целях решения вопросов местного значения Администрация района обладает следующими полномочиями в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями: владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности Нефтеюганского района.
В связи с изложенным, истец обоснованно предъявляет претензии об уплате долга к лицу, которое в силу закона, предоставленных и возложенных полномочий, представляет муниципальное образование в гражданско-правовом обороте, уполномочено распоряжаться муниципальной собственностью, а соответственно, должно отвечать по обязательствам. Внутриструктурное распределение обязанностей между органами местного самоуправления само по себе не может быть препятствием для удовлетворения требований истца, заявившего иск к собственнику о взыскании расходов по содержанию принадлежащего муниципального имущества.
Как следует из Положения о департаменте имущественных отношений Нефтеюганского района, последний является органом администрации Нефтеюганского района (пункт 1.1), уполномочен администрацией исполнять права собственника в отношении муниципального имущества (пункт 1.3), выступает наймодателем муниципального жилищного фонда (пункт 3.2.4).
Вместе с тем указанные обстоятельства не являются основаниями для отказа истцу в иске, либо для установления иного ответчика в условиях, когда администрация уполномочила департамент (орган администрации) исполнять права собственника в отношении муниципального имущества. Ответчиком не представлены доказательства того, что администрация и ее департамент имеют (либо могут иметь) разные уровни и источники финансирования своей деятельности при исполнении обязанностей как органы местного самоуправления, что администрация выделила денежные средства для своего департамента в целях оплаты содержания муниципального имущества и оплаты расходов.
Напротив, в отзыве на исковое заявление ответчиком даны пояснения, что финансирование и администрации, и департамента осуществляется за счет средств бюджета Нефтеюганского района.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что администрация является надлежащим ответчиком.
В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Факт оказания услуг в отношении спорного жилого помещения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспорен. Претензии в связи с ненадлежащим оказанием услуг ответчиком не заявлялись, доказательств в опровержение доводов истца не представлено.
Довод подателей жалоб о ненаправлении в адрес администрации и департамента платежных документов на оплату в 2019 году подлежит отклонению, поскольку невыставление счетов на оплату, не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно статье 210 ГК РФ.
Поскольку факт оказания истцом жилищно-коммунальных услуг и невнесения ответчиком оплаты подтверждены материалами дела, требования истца о взыскании задолженности в сумме 26 063 руб. 81 коп. является обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционных жалоб, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как администрация и департамент освобождены от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района и Администрации Нефтеюганского района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 по делу N А75-4720/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4720/2020
Истец: ООО "УК "Сибирский дом", ООО "Управляющая компания Сибирский дом"
Ответчик: ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕФТЕЮГАНСКОГО РАЙОНА