г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А21-11751/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Гаджиевым М.С.,
при участии:
от Прокуратуры: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от Общества: Каровайчик Д.В. по доверенности от 02.09.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4599/2020) Прокуратуры Московского района г. Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.01.2020 по делу N А21-11751/2019, принятое
по протесту прокуратуры Московского района города Калининграда
об отмене вынесенного Управлением Федерального казначейства по Калининградской области постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Продукты питания Комбинат"
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Московского района города Калининград (далее - прокуратура, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протестом о признании незаконным постановления Управления Федерального казначейства по Калининградской области (далее - УФК, Управление) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20 августа 2019 года N 35-20-44/18-2019П, об отмене решения по административному делу.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Продукты питания Комбинат" (далее - Общество).
Решением от 20.01.2020 в удовлетворении протеста прокуратуры Московского района города Калининграда судом отказано.
Не согласившись с указанным решением, Прокуратура направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению Прокуратуры, выводы суда, изложенные в оспариваемом решении о том, что действия Общества при использовании субсидии не относятся к условиям ее предоставления являются ошибочными; кроме того, в решении неверно дана оценка нарушениям, связанным с несвоевременным представлением отчета.
Прокуратура, Управление извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
От Управления поступил отзыв на жалобу, в котором Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу Прокуратуры без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В связи с отпуском и последующей отставкой судьи Сомовой Е.А. Распоряжением от 26.06.2020 Заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лебедева Г.В. данное дело было передано в производство судьи Зотеевой Л.В., рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведено с самого начала.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК Российской Федерации; судья Лебедев Г.В., находящийся в очередном отпуске, заменен на судью Денисюк М.И, судья Семенова А.Н. в связи с болезнью заменена на судью Протас Н.И.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Московского района города Калининграда по обращению Управления от 01 июля 2019 года в отношении Общества проведена проверка по вопросу нарушения бюджетного законодательства при предоставлении и использовании межбюджетных трансферов из федерального бюджета в рамках программы "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области".
В ходе проверки Прокуратурой выявлены нарушения подпункта "з" пункта 3.1 Постановления N 1275, пункта 22 Постановления N 83, абзаца 3 пункта 10 Порядка N 16н, пункта 2.7 соглашения от 01 февраля 2018 года N 01/023/2018/16, а также положений подпункта 6 пункта 3.1 соглашения от 01 февраля 2018 года N 01/023/2018/106, а именно:
- Общество в отсутствие возникших обязательств по оплате осуществило расходы за счет субсидий, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
- Обществом нарушены сроки предоставления отчета о расходовании субсидий за 1 квартал 2018 в Министерство на 14 дней.
По результатам проведенной проверки прокурором Московского района города Калининграда вынесено постановление от 05 августа 2019 года о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Управление, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 35-20-44/18-2019 в отношении Общества, вынесло постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20 августа 2019 года N 35-20-44/18-2019П на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением Управления, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с протестом, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20 августа 2019 года N 35-20-44/18-2019П, об отмене решения по административному делу.
Суд первой инстанции, также установив отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в удовлетворении протеста Прокуратуры отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Порядок и условия предоставления субсидий на создание и содержание рабочих мест, импортозамещение и локализацию сборочного производства, а также на улучшение экономических и социальных условий проживания в Калининградской области определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 1275 "О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области" (далее - Постановление N 1275).
В соответствии с частью 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или нормативными правовыми актами уполномоченных ими органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Министерством экономики Калининградской области (далее - Министерство) заключены соглашения N 01/023/2016/17 от 01 апреля 2016 года, N 01/023/2017/04 от 12 января 2017 года, N 01/023/2016/17 от 01 февраля 2018 года на предоставление субсидий из бюджета Калининградской области, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Для учета операций со средствами из областного бюджета обществом в Управлении открыт лицевой счет N 41356Э61370.
В 2018 году Министерство на основании заявлений о предоставлении субсидий перечислило Обществу на лицевой счет, открытый в Управлении, субсидию в размере 930 144 545,44 рублей.
Согласно данным отчетов за 1-4 кварталы 2018 года, предоставленных обществом, расходы за счет субсидий составили 930 144 534,35 рублей, по направлениям уплата таможенных пошлин в сумме 59 700 000 рублей и иные расходы на сумму 870 444 534,35 рублей.
Анализ регистров бухгалтерского учёта и первичных учетных документов показал, что в 2018 году общество по направлению "Иные платежи" при отсутствии документов, подтверждающих возникновение обязательств по оплате (актов выполненных работ, оказанных услуг), осуществило расходы за счет субсидии в сумме 573 223 451,72 рублей, в том числе: по договору аренды недвижимого имущества от 26 марта 2010 года N 1875/А1 (производственные помещения) с ООО "Продукты питания Агро" в общей сумме 536 557 594,72 рублей; по договору возмездного оказания услуг по изготовлению консервов от 01 июня 2010 года б/н с ООО "Гусевский консервный комбинат" в общей сумме 36 665 857 рублей.
ООО "Продукты питания Агро" и ООО "Гусевский консервный комбинат" возвратили по платежным поручениям с указанием назначения платежа "Возврат ошибочно перечисленных денежных средств по платежным поручениям" на расчетные счета Общества N N 40702810455000000711 и 40702810000000008710, открытые обществом в АО "Россельхозбанк" и КБ "Энерготрансбанк" (АО), денежные средства в сумме 536 557 594,72 рублей и 36 665 857 рублей соответственно.
Возврат денежных средств на вышеуказанные расчетные счета Общества осуществлен в тот же день или на следующий день после перечисления средств ООО "Продукты питания Агро" и ООО "Гусевский консервный комбинат" с лицевого счета Общества, открытого в Управлении.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 февраля 2016 N 83 утверждены порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (Порядок).
Из пункта 2.1 соглашения следует, что субсидии предоставляются при одновременном соблюдении получателем - обществом, условий, указанных в пунктах 7 и 15 Порядка.
Как указало Управление в оспариваемом постановлении, в результате плановой выездной проверки предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках подпрограммы "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" за 2016-2018 годы, проведенной Управлением период с 25 марта 2019 по 11 апреля 2019 в отношении Общества, нарушений условий предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 2.1 соглашения, а также пунктами 7 и 15 Порядка, не выявлено, что подтверждается актом выездной проверки от 11 апреля 2019 года.
При этом осуществление обществом расходов за счет субсидии, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в размере 573 223 451,72 рублей, которые как ошибочно перечисленные были возвращены не на лицевой счет, открытый в Управлении, а на расчетные счета общества в АО "Россельхозбанк" и КБ "Энерготрансбанк" (АО), с которых расходы за счет субсидии осуществлены без проведения Управлением санкционирования операций, является нарушением требований нормативно-правовых актов, не регулирующих условия предоставления субсидий.
Несвоевременное предоставление обществом отчета о расходовании субсидий за 1 квартал 2018 года также не подтверждает нарушение условий предоставления субсидий, предусмотренных пунктом 2.1 соглашения, а также пунктами 7 и 15 Порядка, поскольку субсидии были перечислены после его предоставления и не могли быть перечислены до предоставления отчета, даже с нарушением установленного срока его подачи.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что обществом, являющемся получателем субсидий, нарушены условия их предоставления; указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Более того, в материалы дела представлено решение Калининградского областного суда от 13.02.2020 по делу N 7А-24/2020, которым оставлено без изменения решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 30.10.2019 по делу об оспаривании Постановления Управления от 20.08.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, возбужденного в отношении президента ООО "Управляющая компания "Продукты питания" Луневой Т.П. В рамках вышеназванного дела Прокуратурой в отношении Луневой Т.П. вынесено постановление о возбуждении дела по части 2 статьи 15.15.5 по результатам проведения той же проверки. Суды общей юрисдикции также пришли к общему выводу об отсутствии события административного правонарушения в действиях как Общества, так и соответственно Президентом Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Прокуратуре в удовлетворении протеста.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Прокуратуры.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 января 2020 года по делу N А21-11751/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры Московского района города Калининграда - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-11751/2019
Истец: Прокуратура Московского района г. Калининграда
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Калининградской области
Третье лицо: ООО "Продукты питания комбинат"