г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А56-124415/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Управления представителя Межитова А.Р. (доверенность от 03.02.2020),
от Общества представитель не явился,
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СВЯТОБОР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-124415/2019 (судья А.Г. Сайфуллина), принятое по иску: Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (адрес: 188643, Ленинградская область, Всеволожский район, город Всеволожск, шоссе Колтушское, дом 138, ОГРН: 1084703000656, ИНН: 4703102356) к обществу с ограниченной ответственностью "СВЯТОБОР" (адрес: 188480, Ленинградская область, Кингисеппский район, город Кингисепп, улица Большая Советская, 14, ОГРН: 1134707000020, ИНН: 4707034570),
об обязании провести мероприятия по очистке земель от захламления,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области" (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СВЯТОБОР" (далее - ответчик, Общество) об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, путем вывоза коммунально-бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале 29 выдел 3 Тикописского участкового лесничества (географические координаты N 59°25.565', Е 028° 50.734'), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением от 02.07.2020 заявленные требования удовлетворены; с Общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управления.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество не является лицом, которое должно осуществлять уборку арендованных участков леса от свалок, Управление не имело правовых оснований для обращения в суд с настоящим иском. По мнению подателя жалобы, настоящий спор не подведомственен арбитражному суду.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и Обществом 01.04.2013 заключен договор аренды лесного участка N 10/З-2013-03, в соответствии с которым в пользование Обществу был передан лесной участок площадью 53 260 га, местоположение указано в пункте 2 договора.
В силу подпункта "и" пункта 19 Договора арендатор принял на себя обязанность выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов.
Лесничим Тикописского участкового лесничества Кингисеппского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в ходе патрулирования подведомственной территории выявлен факт лесонарушения - загрязнение лесов коммунально-бытовыми отходами, о чем составлен акт о лесонарушении от 25.10.2017 N 04 в Тикописском участковом лесничестве в квартале 29 выдел 3 (географические координаты N 59°25.565', Е 028° 50.734).
Факт нахождения указанной несанкционированной свалки отходов на указанном лесном участке подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами.
Согласно информации, представленной Кингисеппским лесничеством, указанный земельный участок, расположенный в квартале 29 выдел 3 Тикописского участкового лесничества Кингисеппского лесничества, передан в аренду Обществу по договору от 01.04.2013 N 10/З-2013-03.
15.07.2019 лесничим Тикописского участкового лесничества Кингисеппского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" проведен осмотр спорного земельного участка, в ходе которого выявлено, что захламление не ликвидировано, о чем составлен акт.
Поскольку собственника отходов установить не представилось возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу, лесничим Тикописского участкового лесничества Кингисеппского лесничества в адрес Общества направлено требование от 19.08.2019 N 7 об устранении выявленных нарушений лесного законодательства - принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов до 09.09.2019.
Впоследствии 17.10.2019 лесничим Тикописского участкового лесничества Кингисеппского лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" проведен повторный осмотр спорного земельного участка, в ходе которого установлено, что выявленная ранее свалка не устранена.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением.
В отсутствие доказательств, подтверждающих совершение Обществом действий, направленных на ликвидацию обнаруженной на арендуемом им лесном участке свалки, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
В соответствии со статьей 13 ЗК РФ в целях охраны земель, в том числе и арендаторы земельных участков, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, проведение лесопатологических обследований, предупреждение распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах.
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 (далее - Правила), предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Перечень мер санитарной безопасности не является исчерпывающим. Пунктом 5 части 1 статьи 60.3 ЛК РФ и подпунктом "д" пункта 2 Правил предусмотрены иные меры санитарной безопасности в лесах, к которым по смыслу действующего законодательства относится и очистка лесных участков от загрязнений.
Согласно статьи 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию; охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Законом N 7-ФЗ.
В соответствии с договором аренды лесного участка, заключенным Обществом своей волей, в своем интересе и исходя из принципа свободы договора (статьи 1 и 421 ГК РФ), арендатор обязался осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов; выполнять требования санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, а также выполнять для этих целей другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 19 Договора).
Статья 616 ГК РФ также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ) и иными правовыми актами, в том числе Правилами.
Содержащиеся в Правилах положения о том, что предупреждение распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, обеспечиваются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения мер санитарной безопасности по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда не только от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае таковая обязанность определяется не мерами гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнением им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами.
Таким образом, исходя из системного толкования положений действующего законодательства, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, переданном Обществу по договору аренды лесного участка, она, как верно указал суд первой инстанции, подлежала ликвидации арендатором.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не представлено доказательств, подтверждающих совершение Обществом действий, направленных на ликвидацию обнаруженной на арендуемом им лесном участке свалки.
Факт нахождения свалки на арендованной Обществом территории и объем свалки установлены актом о лесонарушении от 25.10.2017 N 04 и актам осмотра территории от 15.07.2019 от 17.10.2019, данные которых Обществом не опровергнуты какими-либо доказательствами.
Ссылка подателя жалобы на то, что Общество не является надлежащим ответчиком по делу, апелляционным судом отклоняется, поскольку спорный участок передан Обществу по договору аренды лесного участка и именно на него, как на арендатора, возложена обязанность по поддержанию этого имущества в надлежащем состоянии и осуществлению мер санитарной безопасности; обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов.
Довод Общества о том, что Управление не является надлежащим истцом по настоящему делу, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованный.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 2.3.14 Устава, утвержденного распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 27.05.2016 N 443, Управление осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирование лесов).
Согласно части 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 данного Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
С учетом изложенного, иск заявлен Управлением в соответствии со статьей 96 ЛК РФ в пределах возложенных на него полномочий.
Вопреки доводам подателя жалобы, в силу статьи 27 АПК РФ настоящее дело подведомственно арбитражному суду, настоящий спор соответствует по субъектному составу и характеру спорам, подлежащим рассмотрению арбитражным судом, учитывая, что Обществом используется лесной участок на основании договора, заключенного в связи с осуществлением Обществом предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-124415/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СВЯТОБОР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124415/2019
Истец: ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "СВЯТОБОР"
Третье лицо: Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области"