город Омск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А46-5714/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9316/2020) акционерного общества "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2020 по делу N А46-5714/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению акционерного общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" (ИНН 5506218498, ОГРН 1115543024574, 644009, Омская область, город Омск, улица Масленникова, дом 231) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56) о признании незаконным и отмене решения от 24.09.2019 о приостановлении государственной регистрации права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" - Терехина Ольга Николаевна по доверенности от 01.01.2020 N 46;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Бобровник Юлия Александровна по доверенности от 16.03.2020 N 130;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" (далее - заявитель, общество, АО "Омский научно-исследовательский институт приборостроения", АО "ОНИИП") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области, регистрирующий орган) от 24.09.2019 о приостановлении государственной регистрации права собственности на автогараж, назначение - нежилое строение, общей площадью 63,00 кв. м., инвентарный номер 6612816, литер ВБ, этажность 1, кадастровый номер 55-55-01/198/2009-434, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гуртьева, д. 18. В качестве способа восстановления нарушенного права общества просило суд обязать произвести государственную регистрацию права собственности на объект.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.07.2020 по делу N А46-5714/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что согласно техническому паспорту на объект от 17.07.2009 основное строение возведено в 1989 году, в качестве правообладателя указан - Департамент физической культуры и спорта на основании регистрационного удостоверения от 19.05.1998 N 4122, пристройка, общей площадью 24,7 кв.м. под литерой ВБ1 возведена 2008 году, в связи с чем АО "ОНИИП" каких либо действий по возведению пристройки не предпринимало. При акционировании в 2011 году данный объект вошел в приватизационный акт в том же состоянии, что и существует на сегодняшний день, при этом, право собственности на объект зарегистрировано на объект общей площадью 63 кв. м, несмотря на то, что спорная пристройка уже существовала.
Управлением Росреестра по Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором регистрирующий орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
10.09.2019 АО "ОНИИП" направлено заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество - автогараж, назначение - нежилое строение, общей площадью 63,00 кв. м, инвентарный номер 6612816, литер ВБ, этажность 1, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гуртьева, д. 18.
24.09.2019 Управлением Росреестра п Омской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права N КУВД-001/2019-11644323/1 в связи с тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости.
Регистрирующим органом установлено, что в соответствии с заявлением о государственной регистрации, передаточным актом, утвержденным решением единственного акционера АО "ОмПО "Иртыш" от 03.04.2019, свидетельством о государственной регистрации права 05.09.2011 здание с кадастровым номером 55:36:090304:1257 имеет общую площадь 63 кв.м.
Право собственности на указанное здание зарегистрировано на основании передаточного акта от 30.06.2011, подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Омское производственное объединение "Иртыш".
По сведениям ЕГРН указанное здание имеет площадь 87, 7 кв.м.
В соответствии со сведениями, содержащимися в документах, описывающих технический характеристика здания с кадастровым номером: 55:36:090304:1257, указанный объект включает в себя самовольно возведенную литеру ВБ1 общей площадью 24, 7 кв.м.
Учитывая установленные обстоятельства, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что объект имеет признаки самовольной постройки, в связи с чем, государственная регистрация права собственности АО "ОНИИП" на объект - недвижимое имущество - автогараж, назначение - нежилое строение, общей площадью 63,00 кв. м., инвентарный номер 6612816, литер ВБ, этажность 1, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гуртьева, д. 18 не может быть осуществлена.
В связи с неустранением в установленный срок причин, послуживших основанием для приостановления, в государственной регистрации права собственности заявителю отказано (уведомление от 24.12.2020 N КУВД-001/2019-11644323).
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленное уведомлением от 24.12.2020 N КУВД-001/2019-11644323, не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа, поскольку обществом не устранены выявленные противоречия между сведениями, представленными обществом для регистрации, и сведениями, имеющимися в ЕГРН в отрешении объекта регистрации прав.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (постановления от 26.05.2011 N 10-П и от 10.11.2016 N 23-П; определения от 05.07.2001 N 132-О и N 154-О, от 29.01.2015 N 216-О).
Таким образом, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы государственный регистратор обязан проверить наличие записей в ЕГРН о зарегистрированных обременениях (ограничениях) права, в том числе арестах, запрещениях, установить отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в том числе описание недвижимого имущества - данные об уникальных характеристиках объекта.
Пунктом 49 части 1 статья 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренные в статье 26 Закона N 218-ФЗ (статья 27 указанного закона).
Как усматривается из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представлен передаточный акт, утвержденный решением единственного акционера АО "ОмПО "Иртыш" от 03.04.2019.
В соответствии с данными кадастра недвижимости здание с кадастровым номером 55:36:090304:1257 учтено площадью 87,7 кв.м., литера ВБ, ВБ1, увеличение площади произошло на 24,7 кв. м за счет возведения пристройки литера ВБ1.
Согласно сведениям ЕГРН (реестру прав на недвижимость) право собственности зарегистрировано в отношении здания общей площадью 63 кв. м, литера ВБ.
В свою очередь, объектом гражданских прав, может выступать только объект недвижимого имущества, учтенный в государственном кадастре недвижимости, с действительными, законно признанными характеристиками, легализованным изменением площади.
Государственная регистрация права может быть осуществлена в отношении лишь того объекта недвижимости, который учтен в кадастре недвижимости с законными характеристиками - правомерно установленными в административном или судебном порядке, позволяющими не только идентифицировать такой объект, но и признать его объектом гражданских прав.
По сведениям ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером 55:36:090304:1257 имеются записи государственного кадастра недвижимости со статусом "актуальные незасвидетельствованные сведения ГКН".
В соответствии с положениями пункта 179 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее - Положение N 943) статус "актуальные незасвидетельствованные" присваивается тем сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в государственный кадастр недвижимости и в отношении которых в ЕГРН не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения.
Записи ЕГРН о зарегистрированном праве, ограничении (обременении) права со статусом "актуальная" соответствуют сведения о тех характеристиках объекта недвижимости из государственного кадастра недвижимости, сведения о которых также содержатся в ЕГРП в отношении объекта недвижимости, право (ограничение (обременение) права) на который зарегистрировано.
С 01.01.2017 вступил в силу Закон N 218 - ФЗ, согласно которому кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав объединены в единую систему учета и регистрации. Кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на нее осуществляет Росреестр и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона, со дня вступления в силу Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения.
Перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, проверяются на полное совпадение; в случае полного совпадения сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости по правилам, установленным пунктом 178 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
Согласно пункту 179 Порядка N 943 при несовпадении данных ЕГРП и ГКН об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения об объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, при этом сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в ГКН и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".
Принимая во внимание, что увеличение площади спорного объекта связано с реконструкцией здания и то, что информация в отношении объекта не засвидетельствована, регистрирующий орган правомерно указал на невозможность осуществить государственную регистрацию, поскольку предметом регистрации могут быть объекты, учтенные в ЕГРН со статусом "актуальные" на любой текущий момент времени.
Вместе с тем, изменение площади объекта должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства. Объектом гражданских прав может выступать преобразованный, перестроенный объект недвижимости, учтенный в кадастре недвижимости с соблюдением градостроительных правил.
Таким образом, государственным регистратором с достоверностью установлены противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости, учитывая, что изменение площади объекта недвижимости произошло в результате реконструкции, не узаконенной в установленном порядке.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Частью 2 статьи 51 ГрК РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Учитывая, что к существующему зданию возведена пристройка литера ВБ1, то после ее возведения фактически возник новый объект недвижимого имущества.
При этом, пристройка к зданию не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему зданию, зарегистрированному на праве собственности за определенным лицом, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.
В результате реконструкции нежилого здания первоначальный объект прекратил свое существование и появился новый объект с новыми техническими характеристиками (в т.ч. в измененных внешних границах). Данный вывод следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре судебной практики от 19.03.2014.
Поскольку документы и информация, подтверждающая законность произведенных работ, в результате которых изменилась площадь объекта недвижимости в управление в течение срока приостановления государственной регистрации не поступили, регистрирующим органом правомерно принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, о чем обществу сообщено уведомлением от 24.12.2020 N КУВД-001/2019-11644323.
Таким образом, отказав в удовлетворив заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500 руб. для юридических лиц.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом фактически уплачено 3000 руб., то излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату АО "ОНИИП" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2020 по делу N А46-5714/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Омский научно-исследовательский институт приборостроения" (ИНН 5506218498, ОГРН 1115543024574, 644009, Омская область, город Омск, улица Масленникова, дом 231) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 5080 от 05.08.2020 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5714/2020
Истец: АО "ОМСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области