г. Киров |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А82-2460/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Яргортеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 по делу N А82-2460/2020
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Берег" (ОГРН 1147602002525; ИНН 7602105606)
к акционерному обществу "Яргортеплоэнерго" (ОГРН 1037600808046; ИНН 7606047507)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ОГРН 1027600689621; ИНН 7604040739)
об обязании произвести перерасчет стоимости поставленного коммунального ресурса,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Берег" (далее - Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Яргортеплоэнерго" (далее - Общество, ответчик, заявитель) об обязании произвести перерасчет стоимости поставленного по договору поставки тепловой энергии и теплоносителя N 09-01/43-21 от 01.05.2014 (далее - Договор) коммунального ресурса в многоквартирный дом по адресу: г. Ярославль, 3-й Норский переулок, дом 7, корп. 2 за периоды февраль - декабрь 2017 года, январь-февраль 2018 года, июль - декабрь 2018 года, январь - декабрь 2019 года (далее - спорный период) исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и уменьшить стоимость ресурса на 1 865 844 рубля 93 копейки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 исковые требования удовлетворены.
Общество с принятым судебным актом не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 по делу N А82-2460/2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом не применены нормы материального права, подлежащие применению. Ответчик не согласен с выводом суда о том, что отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива на подогрев горячей воды в целях горячего водоснабжения не является основанием для не применения величины 0.06 Гкал/куб. м в качестве показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды. Как указано в решении суда, данный показатель зафиксирован регулирующим органом в качестве показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб. м горячей воды. Этот показатель и есть величина, рассчитанная регулирующим органом в качестве показателя расхода тепловой энергии, необходимого для подогрева одного кубического метра горячей воды. Однако в отзыве на исковое заявление, в судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что показатель 0,06 Гкал/куб. м в расчете и установлении тарифа для Общества никакого значения не имеет и в расчетах не используется. Данный показатель использовался только при утверждении производственной программы Общества, но к расчету и установлению двухкомпонентного тарифа на горячую воду он не использовался и не должен использоваться в соответствии законодательством. Также представитель третьего лица пояснил, что показатель 0,06 Гкал/куб. м регулирующим органом не утверждался, его методика расчета не известна. Заявитель также отмечает, что такого расчетного показателя как подогрев одного кубического метра холодной воды для целей горячего водоснабжения нормативные документы и методические рекомендации в области регулирования тарифов на тепловую энергию и горячую воду не содержат. Поэтому и в экспертных заключениях по установлению тарифа таких показателей не имеется и их расчет не производится. Отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива на подогрев одного кубического метра горячей делает невозможным применение формулы N 23 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и поэтому расчеты должны производиться исходя из фактических показателей общедомовых приборов учета.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил полностью, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент а отзыве на апелляционную жалобу поддержал пояснения, данные в суде первой инстанции, указал, что между истцом и ответчиком имеются договорные отношения, Департамент стороной договора не является.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.05.2014 Общество (теплоснабжающая организация) и Товарищество (потребитель) заключили Договора, согласно пункту 2.1 которого теплоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию и теплоноситель (коммунальные ресурсы) в точку поставки потребителя, а потребитель обязуется принимать и оплачивать принимаемые коммунальные ресурсы в объеме, сроках и на условиях Договора.
Во исполнение условий Договора ответчик в спорный период поставлял коммунальные ресурсы в многоквартирный дом по адресу: г. Ярославль, 3-й Норский переулок, дом 7, корп.2, находящийся под управлением Товарищества.
Расчет стоимости коммунального ресурса производился исходя из показаний общедомового прибора учета.
Полагая, что ответчик неправомерно производил расчет за услуги горячего водоснабжения без учета применения нормативов на подогрев воды, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом в спорный период тепловой энергии на объект ответчика подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
У сторон имеются разногласия по методике определения объема тепловой энергии, используемой истцом на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, поставляемой в МКД.
Истец, ссылаясь на Правила N 354, считает, что объем должен быть определен с применением утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды.
Ответчик определяет его на основании показаний ОДПУ.
Указанная позиция ответчика является ошибочной в силу нижеследующего.
В соответствии с абзацем 6 пункта 38 Правил N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. Так, в соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение Qiодн в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Данный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2018 N 305-ЭС18-10822 по делу N А41-32587/2017.
Отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды не должно приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии, - 0,06 Гкал/куб. м, которая необходима для приготовления одного кубического метра горячей воды.
Указанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 N 301-ЭС18-326.
Заявленная позиция о том, что величина расхода тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 кубического метра воды, в размере 0,06 Гкал/куб. м неправомерно применена в расчетах, является несостоятельной исходя из нижеследующего.
Суд учел, что ранее в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 30.01.2004 N 323 "О внесении изменений в постановление мэра от 19.08.2002 N 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в городе Ярославле", принятым на основании данных анализа потребления теплоэнергии на горячее водоснабжение в жилых домах города Ярославля и в целях упорядочения расчетов с теплоснабжающими организациями за предоставленную населению услугу по горячему водоснабжению, расчеты при наличии квартирных приборов учета следует производить исходя из того, что стоимость горячего водоснабжения в месяц равна количеству потребленной горячей воды по показаниям прибора учета, умноженному на стоимость горячей воды для населения за 1 кубический метр, а стоимость горячей воды для населения за 1 кубический метр равна тарифу для населения за 1 Гкал теплоэнергии на горячее водоснабжение, умноженному на 0,06 Гкал/куб. м (норматив потребления горячей воды на 1 человека в сутки в Гкал, деленному на норматив потребления горячей воды на 1 человека в сутки в кубических метрах).
При этом постановлением Правительства Ярославской области от 31.10.2016 N 1135-п утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подлежащий применению с 01.01.2020. Как установили суды, указанный норматив дифференцируется по различным показателям, в частности, по наличию или отсутствию полотенцесушителей, изолированным (неизолированным) стоякам, но в целом сопоставим с величиной 0,06 Гкал, примененной в данном деле.
Иной величины, которую возможно применить в спорной ситуации, Общество не привело.
Правовая неопределенность в данном вопросе (а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды) не должна приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,06 Гкал / куб. м.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 по делу N А82-2460/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Яргортеплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2460/2020
Истец: ТСЖ "БЕРЕГ"
Ответчик: АО "ЯРГОРТЕПЛОЭНЕРГО"
Третье лицо: Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов ЯО, Арбитражный суд Ярославской области