г. Хабаровск |
|
21 октября 2020 г. |
А04-4292/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения России: не явились;
от территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области: не явились;
от третьего лица: акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД"
на решение от 05.08.2020
по делу N А04-4292/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Амурская государственная медицинская академия" Министерства здравоохранения России
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области
о признании незаконным решения
третье лицо: акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Амурская государственная медицинская академия" министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заявитель, ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России, Медицинская академия) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области (далее - ответчик, ТФОМС Амурской области) о признании незаконным решения от 19.05.2020 N 01-04/1-895:
- о признании правоты страховой медицинской организации (Амурского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед") в части обоснованности применения к медицинской организации (ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России) финансовых санкций в виде отклонения от оплаты всех случаев оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара и неотложной медицинской помощи за период с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года на общую сумму 3 236 721 (три миллиона двести тридцать шесть тысяч семьсот двадцать один) рубль 95 копеек.
- о признании подлежащими оплате за счет средств обязательного медицинского страхования все случаи оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара и неотложной медицинской помощи, признанные дефектными ТФОМС Амурской области в решении N 01-04/1-895 от 19 мая 2020 года и в актах повторного медико-экономического контроля NN 1-35 от 15.05.2020, за период с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года на общую сумму 3 236 721 (три миллиона двести тридцать шесть тысяч семьсот двадцать один) рубль 95 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена страховая медицинская организация Амурский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - третье лицо, Страховая компания, СМО).
Решением от 05.08.2020 суд заявленные требования удовлетворил частично. Суд признал недействительным решение ТФОМС Амурской области от 19.05.2020 N 01-04/1-895 в части признания правоты страховой медицинской организации в части обоснованности применения к медицинской организации (ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России) финансовых санкций в виде отклонения от оплаты всех случаев оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара и неотложной медицинской помощи за период с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2018 года на общую сумму 2 175 568 (два миллиона сто семьдесят пять тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 50 копеек.
В остальной части требований суд отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" заявила апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, полагает, что к сложившимся правоотношениям следует применять положения главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России, заключив договор с АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и не переоформив лицензию ФС-28-01-000625 от 08.12.2016 на оказание медицинских услуг в условиях дневного стационара и неотложной медицинской помощи, действовало в обход закона, осуществляя исполнение своих прав и неся обязанности заведомо недобросовестно. Считает, что следует применить пункт 4 статьи 425 ГК РФ, в силу которого окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.
ТФОМС Амурской области в представленном отзыве, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил изменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым отказать ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России в заявленных требованиях в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Поскольку в порядке апелляционного производства Страховой компанией обжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части удовлетворенных требований.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, апелляционный суд не находит оснований для изменения решения суда в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 24.01.2017 N 19 (ред. от 29.12.2017) (далее - Территориальная программа) Медицинская академия включена в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к Территориальной программе).
25.02.2020 ТФОМС Амурской области обратился с Претензией в Амурский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в котором указал на необоснованность оплаты медицинской помощи застрахованным, получающим медицинскую помощь в Медицинской академии, оказанную в условиях дневного стационара и неотложную помощь в амбулаторных условиях за период с 2017 по 2018 годы в размере 2 271 336 руб. 59 коп., что не соответствует видам деятельности, указанным в лицензии учреждения.
По условиям договора Страховой компании предписано возвратить указанную сумму в бюджет ТФОМС Амурской области.
Согласно Акту сверки расчетов N АМ001/20 от 21.02.2020 за период с 03 по 31 января 2020 года сумма 1 061 153 руб. 45 коп. была удержана у Медицинской академии за 2019 год.
26.02.2020 Страховая компания обратилась в ТФОМС Амурской области с запросом о разрешении провести повторный медико-экономический контроль медицинской организации в пределах срока исковой давности, который был согласован.
Письмом от 17.03.2020 N И-1253/р-28/20 Амурским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", направленным в адрес Ректора Медицинской академии было сообщено, что во исполнение требований ТФОМС Амурской области был проведен повторный медико-экономический контроль за период с февраля 2017 по ноябрь 2019, в результате которого были отклонены от оплаты по коду дефекта 5.5.1. (включение в реестр счетов страховых случаев по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации) все услуги по дневному стационару и неотложной медицинской помощи в амбулаторнополиклинических условиях, оказанные медицинской организацией гражданам в указанный период. Сумма оплаченной нелицензированной медицинской помощи составила 3 236 721 (три миллиона двести тридцать шесть тысяч семьсот двадцать один) рубль 95 копеек.
14.04.2020 Медицинская академия обратилась в ТФОМС Амурской области с Претензией (исх. 597) о несогласии с результатами повторного медико-экономического контроля медицинской помощи, проведенного страховой компанией и оформленного Актами N 0028 от 05.03.2020 и от 01.2020.
12.05.2020 ТФОМС Амурской области издан приказ N 98 от 12.05.2020 о проведении повторного медико-экономического контроля Медицинской академии.
19.05.2020 ТФОМС Амурской области по результатам рассмотрения Претензии вынес Решение N 01-04/1-895, согласно которому по результатам проведения с 12.05.2020 по 15.05.2020 повторного медико-экономического контроля, отраженных в 35 Актах медико-экономического контроля N 0028 от 05.03.2020 и 01.2020 нарушений, допушенных СМО в организации и проведении медико-экономического контроля не выявлено. Экспертное заключение СМО и ТФОМС Амурской области совпало.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" средства ОМС в сумме 3 236 721 (три миллиона двести тридцать шесть тысяч семьсот двадцать один) рубль 95 копеек были получены ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России на оказание медицинской помощи по нелицензированным видам деятельности (медицинской помощи в условиях дневного стационара и неотложной медицинской помощи в амбулаторных условиях).
ТФОМС Амурской области принял решение о признании правоты страховой медицинской организации Амурский филиал АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" по оспариваемому случаю оказания медицинской помощи ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России.
Не согласившись с указанным Решением, ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России обратилось с заявлением в суд, который частично удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
ФГБОУ ВО АГМА, учреждена Минздравом России. Согласно Уставу, утвержденному приказом Минздрава России от 06.06.2016 N 344 (новая редакция) Академия является юридическим лицом - бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), самостоятельна в формировании своей структуры.
Деятельность структурных подразделений регламентируется положениями, принимаемыми Ученым советом и утверждаемыми Ректором.
Одним из видов деятельности Академии является медицинская деятельность в части оказания населению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в объемах, устанавливаемых Министерством (п.п. 5 п. 2.3), а также медицинская деятельность в части оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (п.п. 10 п. 2.4). При этом в рамках медицинской деятельности на базе структурных клинических подразделений Академии осуществляется и практическая подготовка лиц, получающих высшее медицинское образование и дополнительное профессиональное образование, научные исследования.
Медицинская академия имеет два структурных подразделения: Кардиохирургический центр (расположен по месту оказания медицинских услуг г. Благовещенск, ул. Горького, д. 97 и Научно-практический лечебный центр "Семейный врач" (далее - НПЛЦ "Семейный врач") (г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 124, литер А).
Судом установлено, что помощь в условиях дневного стационара и неотложная помощь оказывалась заявителем в НПЛЦ "Семейный врач".
Положение о НПЛЦ "Семейный врач" принято Ученым советом и утверждено Ректором Медицинской академии 04.09.2012. Медицинская деятельность центра осуществляется на основе лицензии (п. 4.2).
В соответствии со статьей 40 Закона об ОМС контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Приказ ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2019 N 54950) содержит Приложение 8 с Перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Одним из таких оснований является включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации (пункт 5.5.1).
Лицензирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
В силу части 1 статьи 9 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Закона, в том числе на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (п.46).
Согласно материалам дела Заявителю Территориальным органом Росздравнадзора по Амурской области выдана лицензия N ФС-28-01-000625 от 08.12.2016 на осуществление медицинской деятельности на виды работ (услуг) согласно приложениям.
В приложении 1 указано место осуществления работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе - Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 124, лит. А (НПЛЦ "Семейный врач"):
при осуществлении доврачебной медицинской помощи акушерскому делу, лабораторной диагностике, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, рентгенологии сестринскому делу, физиотерапии, функциональной диагностике.
При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: гастроэнтерологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, клинической лабораторной диагностике, неврологии, общей врачебной практике (семейной медицине), оториноларингологии, офтальмологии, психотерапии, пульмонологии, рентгенологии, стоматологии, терапии, травматологии и ортопедии, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, ультразвуковой диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, в} при осуществлении специализированной медицинской помощи по: акушерству и гинекологии, дерматовенерологии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), онкологии, профпатологии, психиатрии, сердечно-сосудистой хирургии, стоматологии, физиотерапии, экспертизе на право владения оружием, экспертизе профпригодности.
При проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам профилактическим.
По утверждению Заявителя, в нормативных актах условия оказания первичной медико-санитарной, специализированной помощи не регламентированы, виды медицинской деятельности не классифицированы в зависимости от условий их оказания. При этом работы (услуги) при оказании первичной медико-санитарной помощи могут оказываться в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Ответчик и третье лицо настаивают, что в рамках действующего законодательства РФ работы (услуги) по неотложной медицинской помощи, а также медицинской помощи в условиях дневного стационара отнесены к медицинской деятельности и подлежат отдельному лицензированию.
Проанализировав нормы законодательства, а именно: статью 32, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ); Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н, которым утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико - санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях"; Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 N 24726), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что организация дневного стационара и неотложная медицинская помощь являются самостоятельными формами медицинской помощи, для организации которых необходимо создавать специальные условия, в том числе выделять отдельные оборудованные помещения.
Условия оказания медицинской помощи в таких помещениях должны контролироваться государством и одной из форм такого контроля является лицензирование.
Поскольку, лицензия ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России не содержит в составе лицензируемых видов деятельности такие формы оказания медицинской помощи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об осуществлении Заявителем видов медицинской деятельности, отсутствующих в лицензии, с указанным выводом соглашается и суд апелляционной инстанции.
Положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Законом об ОМС, приказом ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" установлены полномочия ответчика по проведению контроля.
Медицинская академия, ТФОМС Амурской области, Страховая компания взаимодействуют между собой на основе договорных обязательств, что соответствует требованиям вышеприведенных нормативных актов.
Между ТФОМС Амурской области и Страховой компанией 30.03.2015 заключен договор N 63 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
По условиям договора Территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Срок действия настоящего договора с 30 июня 2015 г. по 31.12.2015. Действие настоящего договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из Сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания, а также при условии участия страховой медицинской организации в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в следующем году. Договор сохраняет свое действие до настоящего времени.
Между Амурским филиалом АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" и Медицинской академией в период 2015-2019 годов действовали договоры N 13 от 30.06.2015 и N ДГ-291/19/р-28 от 01.01.2019 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предметом которых является обязанность Медицинской академии оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, и обязательство Страховой компании оплатить медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
По условиям договоров Страховая медицинская организация вправе:
- получать от Организации сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения в объеме и в порядке, определенных настоящим договором, осуществлять проверку их достоверности, обеспечивать их конфиденциальность и сохранность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты Организацией штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона;
- предъявлять претензии и (или) иски к Организации в целях возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью в соответствии со статьей 31 Федерального закона и применять санкции в соответствии со статьей 41 Федерального закона.
Страховая медицинская организация обязуется:
- оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - тарифы), в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов, до 28 числа каждого месяца включительно;
Медицинская организация обязуется:
- бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, перечень видов которой содержится в сведениях, представляемых в соответствии с пунктом 5.15 настоящего договора;
- проводить ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным, а также ежегодно по состоянию на конец финансового года сверку расчетов со страховой медицинской организацией, по результатам которой составляется акт о принятии к оплате оказанной медицинской помощи, подтверждающий сумму окончательного расчета между Сторонами и содержащий сведения, предусмотренные правилами обязательного медицинского страхования и направлять подписанный (в том числе и с разногласиями) акт в страховую медицинскую организации в течение 5 рабочих дней после получения данного акта от страховой медицинской организации;
- представить страховой медицинской организации в срок не позднее 1 рабочего дня после дня заключения настоящего договора сведения, подтверждающие право Организации на осуществление медицинской деятельности, заверенные в установленном порядке, перечень видов медицинской помощи, предоставляемых в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, сведения об условиях предоставления медицинской помощи застрахованным лицам и режиме работы Организации, показатели доступности и качества медицинской помощи, установленные для Организации, и другие документы, необходимые для выполнения настоящего договора.
Ответственность определена сторонами в соответствии с действующим законодательством.
Приложением к договорам сторонами определялись объемы медицинской помощи по территориальной программе, в которые включены: посещения по неотложной медицинской помощи, дневные стационары.
Согласно разделу 4 договора N 13 от 30.06.2015 настоящий договор вступает в силу с 30 июня 2015 года и действует по 31 декабря 2015 года.
Действие настоящего договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания.
Страховая медицинская организация и Организация не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего договора.
Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон, совершенному в письменной форме.
При расторжении настоящего договора стороны производят окончательный расчет в течение десяти дней после прекращения действия договора, при этом ликвидируют взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность, о чем составляют соответствующий акт, копия которого в течение одного дня направляется страховой медицинской организацией в территориальный фонд.
Судом установлено, что действие договора N 13 от 30.06.2015 прекращено по инициативе страховой компании 31.12.2018 (уведомление о прекращении действия договора от 31.10.2018 N И-3852/р.28/18).
Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1 статьи 407 ГК РФ). Перечень оснований прекращения обязательств не является закрытым, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть не упомянутое в законе или ином правовом акте основание прекращения обязательства и прекратить как договорное, так и внедоговорное обязательство, а также определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства (пункт 3 статьи 407 ГК РФ).
Стороны последствия прекращения договора N 13 от 30.06.2015 не оговаривали, произвели окончательный расчет, следовательно, как верно указал суд первой инстанции, Страховая компания не вправе требовать от ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России совершения действий, определенных данным договором, а также применять договорные санкции.
Вместе с тем, удерживая у Медицинской академии сумму 1 061 153 руб. 45 коп. за 2019 год, Страховая компания действовала в рамках своих полномочий и в рамках договора N ДГ-291/19/р-28 от 01.01.2019 (Акт сверки расчетов N АМ001/20 от 21.02.2020 за период с 03 по 31 января 2020 года).
Территориальный фонд, осуществляя полномочия контролирующего органа в отношении страховой организации, а также в отношении медицинской организации принял Решение, признающее правоту страховой компании по оспариваемому случаю оказания медицинской помощи ФГБОУ ВО АГМА Минздрава России в сумме 3 236 721 (три миллиона двести тридцать шесть тысяч семьсот двадцать один) рубль 95 копеек, предварительно одобрив проведение медико-экономического контроля в пределах срока исковой давности, что привело к возложению неправомерных экономических обязанностей на медицинскую организацию.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно признал требования Заявителя частично обоснованными, а именно в части подтверждения правоты страховой компании по суммам: февраль-декабрь 2017 года - 165 случаев на сумму 885 023,90 рублей; январь-декабрь 2018 года - 206 случаев на сумму 1 290 544,60 рублей; всего 2 175 568 (два миллиона сто семьдесят пять тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 50 копеек, удовлетворив их в указанной части.
При этом суд первой инстанции обоснованно обратил внимание лиц, участвующих в деле, что уменьшение средств финансирования за счет ОМС может сказаться на доступности медицинской помощи в условиях угрозы распространения заболеваний, вызванных новой короновирусной инфекцией, тем более, как пояснил Заявитель, удержание средств произошло в ущерб деятельности Кардиохирургического центра.
Вместе с тем, согласно Информационному документу Европейского Суда по правам человека SG/Inf (2020)11 от 07.04.2020 "Соблюдение принципов демократии, верховенства права и человека в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19" правительства, пытаясь защитить свое население от угрозы COVID-19, сталкиваются с колоссальными проблемами. Очевидно также то, что поддержание нормального функционирования общества не представляется возможным, особенно в условиях социальной изоляции, представляющей собой основную защитную меру по борьбе с вирусом. Основная социальная, политическая и правовая проблема, с которой сталкиваются государства- члены, заключается в их способности эффективно реагировать на этот кризис, не допуская при этом того, чтобы принимаемые ими меры поставили под угрозу основополагающие ценности Европы, такие как демократия, верховенство права и права человека, в сохранении которых в долгосрочной перспективе мы искренне заинтересованы.
Во время чрезвычайной ситуации правительства могут получить общее полномочие принимать нормативные правовые акты, имеющие силу закона. Это является приемлемым при условии ограниченности срока действия этих общих полномочий. Основная цель режима чрезвычайной ситуации (или аналогичного режима) заключается в том, чтобы сдержать разрастание кризиса и как можно быстрее вернуться к нормальной жизни.
Так, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной форме при острых респираторных вирусных заболеваниях, гриппе, пневмонии, новой коронавирусной инфекции, а также медицинской помощи пациентам, нуждающимся в респираторной экстракорпоральной мембранной оксигенации, осуществляется с учетом потребностей застрахованных лиц;
приостанавливается проведение страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами обязательного медицинского страхования плановых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, за исключением медико-экономических экспертиз медицинской помощи при онкологических заболеваниях, остром нарушении мозгового кровообращения, остром коронарном синдроме, а также медико-экономических экспертиз по обращениям застрахованных лиц. Медицинские организации вправе принять решение о предоставлении медицинской документации, необходимой для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в страховую медицинскую организацию;
приостанавливается проведение территориальными фондами обязательного медицинского страхования в плановой форме контроля за деятельностью страховых медицинских организаций;
территориальные программы обязательного медицинского страхования реализуются с учетом особенностей, указанных в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта, без внесения соответствующих изменений в территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Контролирующие действия были проведены ответчиком и третьим лицом частично в период действия приведенного постановления Правительства и в период действия на территории Амурской области Распоряжения Губернатора Амурской области от 27.01.2020 N 10-р "О введении режима повышенной готовности", которым в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и Амурской области, в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с 8.00 27 января 2020 года введен режим повышенной готовности.
В этой связи, наличие медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь за счет средств ОМС, их доступность для пациентов в условиях текущей пандемии COVID-19 важны как никогда. Удержание объемов финансирования по ОМС приведет, в конечном итоге к нарушению прав людей на обеспечение равной доступности медицинской помощи прав граждан.
Условия оказания таких услуг в НПЛЦ "Семейный врач" (наличие оборудованного дневного стационара, оказание неотложной помощи), а также место их оказания, которое также было лицензировано - не изменились. Объемы медицинской помощи по территориальной программе по неотложной медицинской помощи, дневные стационары с действия предыдущей лицензии не уменьшались, а напротив увеличивались.
Подавая заявку на вступление в Территориальную программу, Медицинская академия каждый год представляла заверенную копию лицензии, а также указывала на виды и формы услуг, в том числе в форме неотложной помощи и в дневном стационаре, которые ей планируется оказывать. Ежемесячно Заявитель и третье лицо подписывали Акты сверок, подтверждающие объем оказанных медицинских услуг.
Из представленных актов сверок следует, что претензий по качеству оказанных медицинских услуг застрахованными лицами не предъявлялось. Медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза, экспертиза качества медицинской помощи не производились. То есть Заявителем оказаны услуги надлежащего качества.
В связи с чем, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял правомерное решение, полно и всесторонне исследовав представленные документы и надлежащим образом оценив спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, в обжалуемой части, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2020 по делу N А04-4292/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4292/2020
Истец: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
Третье лицо: АО "Страховая компания "СОГАЗ-МЕД", Шестой арбитражный апелляционный суд (4292/20 2т)