г. Челябинск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А34-15477/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.07.2020 по делу N А34-15477/2019.
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ПАО "КГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ Курганской области, Инспекция) от 02.08.2019.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 13.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 06.07.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ПАО "КГК" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, в связи с чем, принятое решение не отвечает требованиям законности, обоснованности и подлежит отмене. ПАО "КГК" указывает на отсутствие возможности поставить на дом N 105 по ул. Карельцева в г. Кургане коммунальный ресурс в связи с неготовностью для приема коммунального ресурса участка трубопровода от ТК-32 до границ ул. 5-я Больничная, протяженностью 148 м. Общество отмечает, что спорный участок трубопровода от ТК-32 до границ ул. 5-я Больничная не имеет статус бесхозного имущества. Кроме того, податель жалобы ссылается на наличие судебного акта по делу N А34-12492/2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина заместителем руководителя Инспекции издан приказ от 11.07.2019 N 02960 о проведении в отношении ПАО "КГК" внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 105 по ул. Карельцева в г. Кургане (л.д. 52).
Инспекцией уведомлением от 30.07.2019 N 02960 полномочный представитель общества приглашен 31.07.2019 в 16.40 час. для инспекционной проверки жилого дома N 105 по ул. Карельцева в г. Кургане по вопросу отсутствия горячего водоснабжения (л.д. 51).
По результатам внеплановой выездной проверки 31.07.2019 составлен акт замера температуры горячей воды, в присутствии, в том числе, представителя общества и представителя управляющей компании, а также акт проверки от 02.08.2019 N 02960 (л.д. 44-45, 50).
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов): от ПАО "КГК" по запросу Государственной жилищной инспекции Курганской области (исх.4187-ТСЖ/пр от 11.07.2019) получен комплект документов, информирующих о факте отсутствия горячего водоснабжения по спорному адресу. Так, по информации, предоставленной ПАО "КГК" (исх. N 2948 от 23.07.2019), в жилом доме N 105 по ул. Карельцева имеется общедомовой водоподогреватель. ПАО "КГК" предоставляет коммунальный ресурс - теплоноситель для приготовления горячей воды в общедомовом ВВП. Так, согласно акту N 65 "С" от 11.06.2019 подача теплоносителя по сетям от ТК-32 для приготовления горячей воды в данном жилом доме остановлена 10.06.2019.
06.07.2019 в соответствии с актом ПАО "КГК" N 79 "С" от 06.07.2019 произведено включение теплопотребляющих установок, в том числе для объекта ТК-32. Однако, поставщик коммунального ресурса также информирует, что подача ресурса от ТК-32 к указанному дому возобновлена не была, поскольку не проведены гидравлические испытания участка тепломагистрали, расположенной от ТК-32 до границ ул. 5я Больничная, в т.ч. участка тепломагистрали, проходящей вдоль жилого дома N 105 по ул. Карельцева, протяжённостью 148 м, по которому ресурс непосредственно поступает в указанный жилой дом. Причиной непроведения гидравлических испытаний по информации, представленной ПАО "КГК" является, то, что данный участок тепломагистрали, протяжённостью 148 м, от ТК-32 не является собственностью поставщика ресурса. По информации, представленной устно Департаментом финансов и имущества Администрации города Кургана, данный участок тепломагистрали, на момент проведения документарной и выездной проверки действительно является бесхозяйным. Кроме того, постановлением Администрации города Кургана от 27.11.2017 N 8957 "О передаче на содержание и техническое обслуживание бесхозяйных инженерных сооружений (тепловые сети), расположенных на территории города Кургана" "ПАО "КГК" определено, как организация осуществляющая содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной инженерной сети.
Также по факту отсутствия горячей воды в жилом доме N 105 по ул. Карельцева в г. Кургане проведены выездные проверочные мероприятия с целью зафиксировать отсутствие ГВС.
31.07.2019 при осмотре МКД актом замера температуры горячей воды N б/н от 31.07.2019 зафиксировано, что в трубопроводе, по которому осуществляется подача теплоносителя к ВВП указанного жилого дома, температура теплоносителя равна +21 град.С. (уровень давления в данном трубопроводе, равный 3,5 Атм, свидетельствует о том, что теплоноситель в трубопроводе имеется), соответственно, температура горячей воды от ВВП к потребителям - помещениям в указанном доме, равна +21 град.С, что ниже нормативного минимального показателя (min +60 град.С) на 39 град.С, т.е. нагрев воды в ВВП не происходит, горячее водоснабжение отсутствует. Данные замеры свидетельствуют о том, что подача горячего водоснабжения после отключения для проведения ежегодных ремонтных и профилактических работ не возобновлена в связи с непредоставлением к внутридомовому ВВП необходимого для подогрева воды теплового ресурса.
Данные параметры температуры ГВС и теплоносителя сняты с электронного тепловычислителя, установленного в подвале указанного дома: тепловычислитель СПТ-943.2, заводской N 10570, свидетельство о поверке N 209971 от 28.06.2019, действительно до 28.06.2022, также замеры выполнены посредством комплекта термометров сопротивления платиновых технических разностных КТПТР-01, заводские номера 2556, 2556А, свидетельство о поверке N 967, действительно до 15.06.2020.
Выявленные нарушения являются нарушением пункта 31, пункта 4 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 02.08.2019 N 02960.
02.08.2019 заявителю выдано предписание N 02960 об устранении выявленных нарушений в срок до 14.08.2019.
По итогам объекта проверки дома N 105 по ул. Карельцева в г. Кургане Инспекцией ОАО "КГК" выдано предписание от 02.08.2019 N 02960, которым обществу предписано в срок до 14.08.2019 обеспечить необходимую температуру сетевой воды в тепловой сети в подающем трубопроводе к внутридомовому водоподогревателю для обеспечения возможности подогрева воды, поступающей на горячее водоснабжение, до нормируемого уровня не менее 60 град.С, в соответствии с пунктом 31 Правил N 354 (л.д. 38).
Полагая, что оспариваемое предписание не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
ГЖИ Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора на территории Курганской области (пункт 1 Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного Постановлениям Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано ГЖИ Курганской области в пределах предоставленных ей полномочий.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В качестве приложения N 1 к Правилам N 354 разработаны Требования к качеству коммунальных услуг. Пунктом 5 указанных требований предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению обязан обеспечить соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Пунктом 12 статьи 23.8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) установлено, что в случае выявления в ценовых зонах теплоснабжения бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) определение организации, осуществляющей их содержание и обслуживание, осуществляется в порядке, установленном частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона. При этом, если после окончания переходного периода в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, определена теплосетевая организация, которой не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей учитываются в цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определяемой соглашением сторон договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. При определении единой теплоснабжающей организации в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей относятся к затратам единой теплоснабжающей организации, связанным с производством и реализацией тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что Постановлением Администрации города Кургана от 27.11.2017 N 8957 "О передаче на содержание и техническое обслуживание бесхозяйных инженерных сооружений (тепловые сети), расположенных на территории г. Кургана" ПАО "КГК" определено как организация, осуществляющая содержание и обслуживание данного участка бесхозяйной инженерной сети.
Заявителем оспаривалось вышеназванное Постановление, решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-855/2018 в удовлетворении заявления отказано, при этом судом установлено, что заявитель посредством тепловой сети по ул. Карельцева, 105, протяженностью 148 м. осуществляет теплоснабжение многоквартирного жилого дома по ул. Карельцева, 105. Все перечисленные в оспариваемом постановлении сети присоединены к сетям ПАО "КГК", а кроме того, заявитель, является единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные участки тепловых сетей.
На основании изложенного, апелляционным судом отклоняется довод апеллянта о том, что части магистральной сети от ТК-32 до участка бесхозяйной сети вдоль дома N 105 и далее после участка бесхозяйной сети до ул. 5-я Больничная не имеют правовой принадлежности какому-либо лицу, не учтены органом местного самоуправления как бесхозяйные.
Заявитель по отношению к собственникам помещений многоквартирного дома является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, несущим ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса.
При этом ПАО "КГК" как ресурсоснабжающая организация в рассматриваемой ситуации несет ответственность за качество коммунального ресурса (горячей воды) до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
В силу требований частей 15 и 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Замеры температуры ГВС были произведены надлежащим измерительным прибором, а именно тепловычислители серии СПТ943 согласно инструкции по эксплуатации "Основные функциональные возможности" обеспечивают измерение температуры. При этом погрешность при замере температуры минимальной и составляет 0,1 град. С.
При таких обстоятельствах, с учетом норм действующего законодательства, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выданное Инспекцией предписание являются законным и обоснованным.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 13.07.2020 по делу N А34-15477/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-15477/2019
Истец: ПАО "КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ", Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Курганской области