г.Самара |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А55-2170/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от публичного акционерного общества "Т Плюс" - представителя Бортник И.А. (доверенность от 26.03.2020),
от муниципального предприятия г. Тольятти "Управляющая компания N 4" - представителя Радаевой Н.В. (доверенность от 09.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2020 года апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Тольятти "Управляющая компания N 4"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2020 года по делу N А55-2170/2020 (судья Рысаева С.Г.), принятое по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), Московская область, Красногорский район, к муниципальному предприятию г. Тольятти "Управляющая компания N 4" (ИНН 6322028604, ОГРН 1036301089505), Самарская область, г.Тольятти,
о взыскании задолженности по договору горячего водоснабжения N 31229кв от 14.10.2014,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к муниципальному предприятию г. Тольятти "Управляющая компания N 4" (далее - МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4", ответчик) о взыскании 6 416 038 руб. 50 коп. основного долга по договору N 31229кв от 14.10.2014 за период май - сентябрь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2020 года исковые требования удовлетворены, с МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" в пользу ПАО "Т Плюс" взысканы 6 416 038 руб. 50 коп. основного долга за май - сентябрь 2019 года, расходы по госпошлине в размере 55 080 руб.
В апелляционной жалобе МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильный расчет суммы задолженности за потребление тепловой энергии на подогрев ХВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС для содержания мест общего пользования, поскольку, по мнению ответчика, подлежат применению нормативы, установленные приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области N 121 от 16.05.2017. Согласно дополнению к апелляционной жалобе, представленному после отложения судебного заседания, разногласия за период взыскания составляют 195 167,18 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Т Плюс" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В суд апелляционной инстанции 02 октября 2020 года от муниципального предприятия г. Тольятти "Управляющая компания N 4" поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором имеются ссылки на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2019 по делу N А55-31505/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА55-40076/2019, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 по делу N46-АПГ18-21, с доказательством направления в адрес публичного акционерного общества "Т Плюс" только 02.10.2020.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05 октября 2020 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 40 мин 19 октября 2020 года.
В судебном заседании 19 октября 2020 года представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно дополнению к апелляционной жалобе, представленному после отложения судебного заседания, разногласия за период взыскания составляют 195 167,18 руб., подробный расчет в дополнениях отсутствует.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между истцом и МП г.Тольятти "Управляющая компания N 4" заключен договор теплоснабжения (снабжения тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) N 31229кв (далее - договор), в соответствии с которым истец, как теплоснабжающая организация, обязуется подавать ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в т.ч, на нужды горячего водоснабжения, а ответчик обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных данным договором. Цена, сроки и порядок оплаты определены сторонами разделом N4 договора.
Во исполнение условий договору истец за период май - сентябрь 2019 года подал ответчику тепловую энергию и направил комплект платежных документов, подтверждающих отпуск тепловой энергии, в том числе счета-фактуры, расчетные ведомости и акты поданной - принятой тепловой энергии за каждый месяц спорного периода на сумму 11 503 716 руб. 15 коп.
Ответчик оплату полученной тепловой энергии за спорный период своевременно и в полном объеме не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность перед истцом в сумме 6 416 038 руб. 50 коп.
В целях урегулирования спора во внесудебном порядке в адрес ответчика 06.06.2019 направлены две претензии, ответы на которые от ответчика не были получены. Задолженность до настоящего времени в полном объеме не оплачена.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на следующее.
МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4" полагает, что ПАО "Т Плюс" по договору N 31229кв производит начисления с нарушением норм действующего законодательства. Нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества установлены приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16 мая 2017 года N 121 "Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области". При этом ответчик не согласен с формулой, которую применяет истец.
Суд первой инстанции данные доводы отклонил по следующим основаниям.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию регулируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В силу п. 24 Правил N 306 норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.
Так, приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119 установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (Гкал на 1 куб.м).
Одновременно приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 121 установлены нормативы:
- потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (куб.м, в месяц на 1 кв.м, общей площади помещений ОДИ);
- потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Гкал в месяц на подогрев 1 куб.м, воды на 1 кв.м).
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23:
*,
где:
* - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
* - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение * и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
TТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (Q1 ).
Согласно пункту 27 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется по формуле 24:
*,
где:
* - объем горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, который определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 15, предусмотренной настоящим приложением;
ТХВ - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)
* - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется как произведение * и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
TТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
При расчете объема тепловой энергии, не подлежит применению норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества, установленный приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 121, поскольку в формуле 24 Правил 354 предусмотрено применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, единица измерения которого - Гкал на 1 м, установленного приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 119.
Согласно пункту 2 Правил N 306 норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг. Указанный норматив применяется исключительно в случаях, установленных Правилами N 354.
Пункт 27 (формула 24) Правил N 354 не предполагает применения норматива расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в МКД.
При определении объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Таким образом, при исчислении задолженности по оплате тепловой энергии, образовавшейся за ответчиком в период май - сентябрь 2019 года, не подлежит применению норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, имеющего единицу измерения - Гкал на 1-м на 1 м площади мест общего пользования, а подлежит применению норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который определяется согласно пункту 27 (формула 24) Правил 354.
Данный вывод подтверждается следующей судебной практикой: постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2019 по делу N А57-21845/2018.
В Арбитражном суде Самарской области рассмотрены дела А55-38900/2018, А55- 8962/2019, А55-16266/2019 между теми же сторонами, при аналогичных обстоятельствах.
В п. 24(1) Приложения 1 к Правилам N 306 приведена формула N 23.1 расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода.
Наличие дополнительной формулы расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой, на подогрев воды исключительно в целях СОИ, Правила N 306 не содержат.
При этом предусмотренная Правилами N 306 форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества (таблица 2 приложения N 2) также не предполагает установления отдельного (дополнительного) норматива на подогрев (рассчитанного исходя из м2 площади общего имущества).
В указанной форме в кубических метрах в месяц на кв. метр общей площади измеряется только норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД и ничего не говорится о нормативе расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с п. 26 Раздела VII Приложения 2 к N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды в формуле 24 того же приложения, где - "объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение, определяется как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению".
Таким образом, требования о необходимости применения отдельного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды исключительно в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме Правила N 354 (так же, как и Правила N306) не содержат.
Нормативы, установленные приказами министерства энергетики и ЖКХ Самарской области 119 и 121, не могут быть применены в одной и той же формуле, поскольку имеют различные единицы измерения нормативов (Гкал/м и Гкал/м/м).
Формула 24 Правил N 354 предусматривает применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который применяется в единицах измерения - "Гкал на 1 куб. метр".
Применение норматива на подогрев в целях содержания общего имущества в МКД не будет соответствовать п. 27 Приложения N 2 Правил N 354 ввиду того, что законодательством не предусмотрена формула для перевода из размерности "Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" в размерность "Гкал на м?" для применения в формуле 24 Приложения 2 Правил N 354.
Из материалов дела следует, что расчет произведен ПАО "Т Плюс" верно, в соответствии с требованиями приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области N 121 от 16.05.2017 (нормативы: м.куб/м.кв-0,027 и 0,020), а также в соответствии с требованиями приказа министерства энергетики и ЖКХ Самарской области N 119 от 16.05.2017 (нормативы: Гкал/м.куб. -0,065 и 0,060).
ПАО "Т Плюс" использовало в расчетах норматив расхода тепловой энергии.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что расчет ПАО "Т Плюс" является обоснованным, соответствующим вышеприведенным нормативным актам, расчет же ответчика основан на их ошибочном толковании, и взыскал с ответчика задолженность в размере 6 416 038 руб. 50 коп.
Расходы по государственной пошлине по иску в сумме 55 080 руб. в силу части 1 статьи 110 АПК РФ отнесены на ответчика и взысканы в пользу истца, уплатившего госпошлину в указанной сумме при предъявлении иска по платежному поручению от 24.01.2020 N 1155.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном расчете суммы задолженности за потребление тепловой энергии на подогрев ХВС в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС для содержания мест общего пользования судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на ошибочном понимании ответчиком положений законодательства, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения.
Доводы ответчика о необходимости применения нормативов, установленных приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области 121, отклоняются. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормативы, установленные приказами министерства энергетики и ЖКХ Самарской области 119 и 121, не могут быть применены в одной и той же формуле, поскольку имеют различные единицы измерения нормативов (Гкал/м и Гкал/м/м), и признал правильным расчет, произведенный ПАО Т Плюс.
Суд первой инстанции обоснованно применил норму пункта 27 (формула 24) Правил N 354, которая не предполагает применения норматива расхода тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения при содержании общего имущества в МКД. При определении объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Сделанные в дополнениях к апелляционное жалобе ссылки ответчика на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2019 по делу N А55-31505/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА55-40076/2019, апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 по делу N46-АПГ18-21 несостоятельны, поскольку вышеперечисленные судебные акты были приняты по делам с иными обстоятельствами, отличными от настоящего дела.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что между сторонами рассматривались иные дела по договору о взыскании задолженности за более ранние периоды. В частности, выводы суда первой инстанции подтверждаются постановлением Поволжского округа от 10.06.2020 по делу N А55-38900/2018. Определением Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N 306-ЭС20-14163 по делу N А55-38900/2018 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, установили, что задолженность предприятием оплачена полностью, излишнего перечисления не произведено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 18 июня 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2020 года по делу N А55-2170/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2170/2020
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: МП г. Тольятти "Управляющая компания N4"