г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А56-27969/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): Корниенко В.В., по доверенности от 08.06.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22510/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 по делу N А56-27969/2020 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным решения от 20.02.2020 N 05/320 об отказе в предоставлении ЛенРТК заявления АО "ЛОЭСК",
УСТАНОВИЛ:
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) о признании незаконным решения от 20.02.2020 N 05/320 об отказе в представлении в ЛенРТК заявления АО "ЛОЭСК".
Решением от 08.07.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области признал незаконным решение УФАС по Ленинградской области, содержащееся в письме от 20.02.2020 N 05/320, об отказе в предоставлении в ЛенРТК заявления акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" (вх. 473 от 12.11.2019). Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области предоставить Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области заявление акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" (вх. 473 от 12.11.2019).
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 08.07.2020 отменить, ссылаясь на то, что Управлением соблюдены требования норм Закона о защите конкуренции, Приказа N 340. В заявлении ЛенРТК не содержится информации о нарушении прав и законных интересов заявителя, более того негативных последствий для контролируемого органа не последовало. Возражений ЛенРТК на итоговый акт проверки не поступило. В настоящее время ЛенРТК обладает всеми правами лица, участвующего в деле имеет возможность ознакомиться, в том числе с заявлением АО "ЛОЭСК" от 22.01.2019 N 473.
В судебном заседании Управление просило апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие, поскольку он извещен надлежащим образом в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25.12.2019 N 339 "О проведении внеплановой выездной проверки" 26.12.2019 Ленинградским УФАС России назначена внеплановая выездная проверка ЛенРТК.
Согласно пункту 3 Приказа целью и задачей настоящей проверки является проверка сведений и информации, указанных в заявлении АО "Ленинградская областная электросетевая компания" (вх. Ленинградское УФАС России N 473 от 12.11.2019) и статье издательства "47 новостей" (47news) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://47news.ru/articles/152017/..
Предметом проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства (статья 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
В целях реализации закрепленных действующим законодательством Российской Федерации прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю, ЛенРТК письмом от 13.02.2020 N КТ-3-544/2020 направлен запрос в Ленинградское УФА С России о представлении заявления АО "ЛОЭСК", послужившего основанием для проведения указанных проверочных мероприятий.
В письме от 20.02.2020 N 05/320 "О рассмотрении заявления" (вх. ЛенРТК от 26.02.2020 N КТ-1-1028/2020) со ссылками на неприменимость положений ФЗ N 294-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям в связи с правовым регулированием мероприятий, производимых в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, иными правовыми актами, а также с указанием о несоответствии ЛенРТК критериям юридическим лиц, определенным гражданским законодательством, Ленинградским УФАС России отказано ЛенРТК в представлении заявления АО "ЛОЭСК".
ЛенРТК считает оспариваемое решение не соответствующим Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 (Административный регламент N 340), и нарушающим права и законные интересы ЛенРТК.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.
Согласно статье 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу абзаца 3 пункта 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.1997 N 139-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично - правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы. При этом, по смыслу пункта 2 статьи 124 ГК РФ, к властвующим субъектам, участвующим в гражданских отношениях, применяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о ЛенРТК, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 274, ЛенРТК обладает правами юридического лица в объеме, необходимом для реализации своих функций и полномочий.
Особенности организации и проведения проверок антимонопольным органом установлены статьей 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Федеральный закон N 135-ФЗ не содержит положений, не допускающих ознакомление лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю, с основаниями проведения внеплановой выездной проверки.
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 (далее - Регламент) антимонопольный орган исполняет функцию в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1.6 Регламента к обязанностям должностных лиц при осуществлении государственного контроля относится: предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки. В соответствии с пунктом 1.7 Регламента к правам лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, относится право получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции (пункт 1.1. Положения о Комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При проведении внеплановых проверок антимонопольным органом, на орган государственной власти субъекта Ленинградской области - ЛенРТК в полной мере распространяются положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" и сама проверка должна проходить с соблюдением сотрудниками антимонопольного органа Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Ленинградский УФАС России в силу Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции", Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340 обязан с учетом письменного запроса ЛенРТК предоставить в ЛенРТК документ - основание проведения внеплановой проверки, заявление АО "ЛОЭСК", при этом антимонопольный орган, не вправе требовать от ЛенРТК какого - либо обоснования для получения соответствующего документа.
Таким образом, с учетом изложенного, письменный отказ от 20.03.2020 N 05/320 в предоставлении ЛенРТК документа, который явился основанием проведения внеплановой проверки является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Комитетом требования, решение УФАС по Ленинградской области, содержащееся в письме от 20.02.2020 N 05/320, об отказе в предоставлении в ЛенРТК заявления акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" (вх. 473 от 12.11.2019) признал незаконным и обязал УФАС предоставить Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области заявление АО "Ленинградская областная электросетевая компания" (вх. 473 от 12.11.2019).
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 по делу N А56-27969/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27969/2020
Истец: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области