г. Челябинск |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А34-1303/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по физической культуре и спорту Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.07.2020 по делу N А34-1303/2020,
Управление по физической культуре и спорту Курганской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к финансовому управлению Курганской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным представления от 14.01.2020 N 06-06/63.
Определениями от 17.03.2020, 20.05.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Боровских Юрия Александровича, Меньщикова Александра Ивановича.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 23.07.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано. Отменены обеспечительные меры по делу N А34-1303/2020 в виде приостановления действия представления финансового управления Курганской области от 14.01.2020 N 06-06/63.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ), нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ).
Полагает, что на момент вынесения Представления Финансовое управление Курганской области 14.01.2020 имело возможность реально оценить срок, требуемый для фактического исполнения требований, указанных в Представлении. Фактические обстоятельства дела показывают неисполнимость требований Представления, адресованных Управлению, о восстановлении средств областного бюджета в указанный срок
Полагает, что судом при рассмотрении дела не учтены положения ч.2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации ("требования по указанным в представлении бюджетным нарушениям являются обязательными для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан"), фактически сделан вывод об исполнимости обжалуемого Представления, не соответствующий обстоятельствам дела.
Ссылается на то, что вывод суда о невозможности считать основанием для назначения выплаты победу спортсмена на спортивных соревнованиях при его выступлении за иное государство сделан на основании неправильного применения норм права.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии законных оснований к выплате тренеру Боровских Ю.Л. и правомерности в этой части требований Представления.
До начала судебного заседания от Управления по физической культуре и спорту Курганской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В адрес суда от Финансового управления Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, финансовым управлением Курганской области проведена выездная проверка использования средств, выделенных на реализацию государственных программ Курганской области (выборочно) за 2018 год, 9 месяцев 2019 года (т.1, л.д. 85-87). Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 20.11.2019, составлены справки (т. 1, л.д. 88-99, т. 2, л.д. 1-14), отчет о результатах контрольного мероприятия (т. 2, л.д. 20-22), сделан вывод о неправомерном расходовании средств областного бюджета на общую сумму 197 285 руб., в том числе за 2018 год - 114 995 руб., январь - сентябрь 2019 года - 82 290 руб.
28.12.20199 заинтересованным лицом издано распоряжение N 948 о направлении объекту контроля представления.
14.01.2020 выдано представление N 06-06/63, согласно которому заявителю в срок до 05.03.2020 следовало восстановить неправомерно использованные средства областного бюджета в сумме 197 285 руб., принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения (т. 2, л.д. 23, 24-25).
Полагая, что представление N 06-06/63 от 14.01.2020 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, Управление по физической культуре и спорту Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности представления N 06-06/63 от 14.01.2020.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2.1 статьи 266.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты.
В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Курганской области от 10.11.2008 N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области" (принят Постановлением Курганской областной Думы от 29.10.2008 N 3517) спортсмены, указанные в пункте 2 настоящей статьи, и личные тренеры таких спортсменов имеют право на пожизненное ежемесячное дополнительное материальное обеспечение при соблюдении условий и наличии оснований для назначения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения в соответствии с настоящим Законом.
В целях назначения и выплаты пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения личным тренером признается тренер, осуществлявший подготовку спортсмена непрерывно не менее двух лет непосредственно перед завоеванием звания, являющегося основанием для назначения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. Подготовка спортсмена должна осуществляться по виду спорта (спортивной дисциплине), в котором было завоевано звание, являющееся основанием для назначения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения.
Условием назначения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения для спортсмена, личного тренера спортсмена является нахождение в составе спортивной сборной команды Курганской области и (или) в составе спортивной сборной команды Российской Федерации (включая время нахождения в списке кандидатов в соответствующую спортивную сборную команду) и (или) трудовая деятельность в физкультурно-спортивных организациях Курганской области, непосредственно направленная на подготовку спортивного резерва, в совокупности не менее 10 лет.
Условием выплаты пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения является постоянное проживание спортсмена, личного тренера спортсмена на территории Курганской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 указанного закона, основанием для назначения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения спортсмену, личному тренеру спортсмена является завоевание звания, указанного в настоящем пункте.
Пожизненное ежемесячное дополнительное материальное обеспечение выплачивается в размере:
десять тысяч пятьсот пятьдесят рублей - чемпионам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, их личным тренерам;
семь тысяч триста восемьдесят пять рублей - призерам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр, их личным тренерам;
пять тысяч двести семьдесят пять рублей - чемпионам мира по видам спорта (спортивным дисциплинам), включенным в программу Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр на момент победы спортсмена на чемпионате мира, их личным тренерам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что финансовым управлением Курганской области было выявлено неправомерное расходование заявителем средств областного бюджета в сумме неподтвержденных денежных обязательств по выплате "пожизненное ежемесячное дополнительное материальное обеспечение спортсменов и тренеров" (статьи 6, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 17 Закона Курганской области от 10.11.2008 N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области", а именно выплаты, произведенные в адрес Боровских Ю.А. - 155 085 руб., Меньщикова А.И. - 42 200 руб., т.1, л.д. 110-130, 136-143).
Выплаты в адрес Меньщикова А.И., Боровских Ю.А. осуществлялись в связи с решением комиссии об утверждении кандидатур указанных лиц на право получения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения в размере пять и семь тысяч рублей соответственно, издан приказ об осуществлении выплат (т. 1, л.д. 100-108, 135, т. 2, л.д. 33, 34).
Из материалов дела следует, что Меньщиков А.И. с 25.07.2018 зарегистрирован в г. Краснодаре, что подтверждает изменение его постоянного места жительства за пределами Курганской области.
Данные сведения были представлены Шалаевой Л.В. - сотруднику Управления по физической культуре и спорту Курганской области посредством электронной почты.
Факт получения данных сведений подтверждается объяснениями начальника отдела экономики государственных программ и проектов Управления по физической культуре и спорту Курганской области (т.1 л.д. 145).
Довод апеллянта о том, что представление в данной части неисполнимо, поскольку возможно только в судебном порядке, а также невозможно в пределах срока для исполнения требований, подлежит отклонению.
Так, при возврате неправомерно перечисленных в адрес Меньщикова А.И. денежных средств Управление по физической культуре и спорту Курганской области допустило бездействие, поскольку данные об отсутствии оснований к перечислению денежных средств в адрес Меньщикова А.И. в период август 2018 - март 2019 были известны заявителю с момента поступления документов на электронную почту - 14.03.2019 (т.1, л.д. 132-134, 145).
При этом письмо о возврате перечисленных сумм датировано заявителем только 06.11.2019 (т.1, л.д. 21-23), спустя почти 8 месяцев.
Исковое заявление о взыскании с Меньщикова А.И. незаконно полученного пожизненного ежемесячного содержания дополнительного материального обеспечения направлено в суд лишь 10.02.2020 т. 2, л.д. 48).
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что у Управления по физической культуре и спорту Курганской области с момента как оно узнало об изменении постоянного места жительства Меньщикова А.И., было достаточно времени для недопущения неправомерного расходования средств областного бюджета.
Относительно неправомерного расходования средств областного бюджета выразившегося в неправомерном перечислении в адрес Боровских Ю.А. денежных средств, материалами дела установлено следующее.
Согласно приложению к протоколу заседания комиссии по определению лиц, имеющих право на получение пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения от 27.03.2009, документами, рассматриваемыми комиссией по Боровских Ю.А. являлись: ходатайство ГОУДОД "КШВСМ", копия паспорта, справка ГОУДОД "КШВСМ", сертификат с Олимпиады на спортсмена Аллу Важенину, 2 место по тяжелой атлетике - Пекин, 2008 год (т.1, л.д. 101-103). По итогам рассмотрения представленных документов комиссией утверждена кандидатура Боровских Ю.А. на право получения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения семь тысяч рублей.
При этом ходатайство Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Курганская школа высшего спортивного мастерства" (ГОУДОД "КШВСМ") направлено о назначении спорной выплаты "за Важенину Аллу Ивановну, серебряного призера Олимпийских игр 2008 года по тяжелой атлетике в г. Пекин (Китай)" (т.1, л.д. 105).
Между тем, уроженка Курганской области Важенина Алла Ивановна выступала на Олимпийских играх не в составе сборной России, а в составе сборной иного государства (выступала за Республику Казахстан).
Поскольку одним из условий назначения пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения для личного тренера спортсмена является нахождение в составе спортивной сборной команды Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 17 Закон Курганской области от 10.11.2008 N 405 "О физической культуре и спорте в Курганской области"), при этом ходатайство о назначении спорной выплаты сформулировано "за Важенину Аллу Ивановну, серебряного призера Олимпийских игр 2008 года по тяжелой атлетике в г. Пекин (Китай)", участвовавшую за сборную иного государства, заявитель не обладает правом на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что иное толкование позволило бы претендовать на выплату пожизненного ежемесячного дополнительного материального обеспечения, получение иных мер поддержки на территории Российской Федерации любым лицам (спортсменам, тренерам), имеющим высокие спортивные достижения, завоевавшим призовые места на спортивных соревнованиях высшего уровня (Олимпийских, Параолимпийских, Сурдоолимпийских играх, чемпионатах мира) при выступлении за любое иное государство, в том числе при множественном гражданстве.
Таким образом, оспариваемое представление финансового управления Курганской области N 06-06/63 от 14.01.2020 является законным и обоснованным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.07.2020 по делу N А34-1303/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по физической культуре и спорту Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1303/2020
Истец: Управление по физической культуре и спорту Курганской области
Ответчик: Финансовоу управление Курганской области
Третье лицо: Боровских Юрий Александрович, Меньщиков Александр Иванович, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд