город Москва |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А40-65082/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2020
по делу N А40-65082/20
по заявлению ООО "Навиния Рус"
к Московской областной таможне
третье лицо: ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз"
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Пряля Я.В. по доверенности от 01.01.2020;
от заинтересованного лица - Щеголев А.М. по доверенности от 08.04.2020;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2020 признано незаконным и отменено решение Московской областной таможни от 16.01.2020 о классификации товаров N РКТ-10013000-20/000016 и на Московскую областную таможню возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Навиния Рус" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном порядке.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз", представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 06.03.2019 между заявителем и "Mokveld Valves BV" заключен контракт N 11-2019 ММ по поставке товара иностранного производства регулирующий клапан с электрическим приводом, тип RZD, модель RZD-REQX 32, который при ввозе на территорию Таможенного союза прошел процедуру таможенного декларирования.
Согласно декларации на товары N 10013160/061119/0464162 (Приложение 2), указанная продукция классифицирована в соответствии с подсубпозицией 8481 80 591 0 ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) "арматура регулирующая, прочая, регуляторы давления" (ставка ввозной пошлины 0 %).
Решением Московской областной таможни N 10013160/121119/ПВ/000545 от 12.11.2019 назначена экспертиза ввозимого товара.
16.01.2020 Московской областной таможней вынесено решение о классификации товара N РКТ-10013000-20/000016, согласно которого клапан регулятор давления RZD-REQX 32 должен классифицироваться в соответствии с подсубпозицией 8481 80 599 0 ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) "арматура регулирующая: прочая; прочая" (ставка ввозной пошлины 7 %).
Не согласившись с решением таможенного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого решения действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов общества.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Обязанность доказывания несоответствия заявленной таможенной стоимости возложена таможенным законодательством на таможенный орган; такая же обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли это решение (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Доказательства, представленные таможенным органом, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Таможенный кодекс ЕАЭС), товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16.07.2012 N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС" и "Единый таможенный тариф ЕАЭС", которым установлены Основные правила интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям. Основаниями для отнесения товара к определенной товарной позиции являются его состав, область применения, свойства и технологическая функция каждого компонента.
Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
Пунктами 6, 7 Положения определена последовательность действий для достижения необходимого уровня классификации товаров по ТН ВЭД.
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(a), 2(6), 3(a), 3(6), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
При классификации в первую очередь применяется ОПИ 1.
При применении ОПИ 1 - 5 каждое последующее правило применяется при невозможности применения предыдущего.
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и с примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Для целей данного Правила могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
В соответствии с п. 35 ч.1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС декларированием является заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. В соответствии ч. ч. 1, 2 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 20 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления им как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии со ст. 106 Таможенного кодекса ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товаре, в том числе их классификационный код по ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями ОПИ 2-4 ТН ВЭД.
Согласно ОПИ 2а любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
В соответствии с ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам; для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (Правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД России).
По мнению таможенного органа, клапан RZD-REQX выполняет две функции: регулирование давления и регулирование расхода.
При этом в состав подсубпозиции "арматура регулирующая; прочая" входит только 2 подсубпозиции: "регуляторы давления" и "прочая".
При классификации товара руководствуясь правилом 3 а ОПИ следует исходить из более полного и подробного описания подсупозиции.
Вместе с тем, такая позиция как "регулятор расхода" в ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) отсутствует, а подсубпозиция "прочая" не содержит никакого конкретного описания, которое соответствовало клапанам RZD-REQX.
Учитывая наличие у товара функции регулирования давления, подсубпозиция 8481 80 591 0 "регуляторы давления" содержит более полное и конкретное описание по сравнению с подсубпозицией "прочая".
Таким образом, в соответствии с Правилами 6 и 3а ОПИ классификация товара должна осуществляться по подсубпозиции ТН ВЭД ТС (ЕАЭС) 8481 80 591 0 "арматура регулирующая; прочая; регуляторы давления".
Клапан RZD-REQX изготавливается "Mokveld Valves BV", который является технологическим оборудованием, используемым в нефтегазовой промышленности, которое не имеет отечественных аналогов по качественно-техническим характеристикам.
Таможенным органом при принятии решения о классификации товара не истребованы техническая документация, дополнительная информация на проверяемый товар. Единственный документ, представленный эксперту - акт отбора проб и образцов 10013210/131119/000046 от 13.11.2019, что подтверждается записью в заключении таможенного эксперта экспертно-криминалистической службы N 12411004/0041691 от 06.11.2019.
Согласно оспариваемому решению (строка 8) соответствующие выводы не основаны на анализе технических документов на оцениваемый товар, а основываются только на заключении таможенного эксперта экспертно-криминалистической службы N 12411004/0041691 от 06.11.2019.
Между тем, перед экспертом поставлены соответствующие вопросы, согласно ответам эксперта следует, что товар относится к регулирующим клапанам и выполняет функцию регулирования расхода и давления газа.
Между тем, таможенным органом принято решение о классификации товара не по конкретной подсубпозиции "регуляторы давления" а по подсубпозиции "прочая", которая не отражает характеристику товара.
В соответствии с письмом N 2486 М-5.2.1226 от 22.10.2019 завода изготовителя "Mokveld Valves BV" регулирующий клапан RZD-REQX 32 по своим техническим характеристикам и принципу действия относится к регуляторам давления и является регулятором давления "после себя" непрямого действия.
Классификации любого товара учитывается совокупность различных признаков, в том числе область применения, функциональное назначение, его конструктивное исполнение и функции, выполняемые товаром.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18 от 12.05.2016 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
В рассматриваемом случае у таможенного органа не имелось правовых оснований принимать решение об изменении классификации товара в подсубпозиции 8481 80 599 0 ТН ВЭД ТС (ЕАЭС)".
Ссылки таможенного органа на судебный акт по делу N А56-46855/2018 отклоняется, поскольку принятие судебных актов по другим спорам не свидетельствует о преюдициальном значении этих судебных актов применительно к рассматриваемому спору. Арбитражный суд при рассмотрении дела не связан выводами судов о правовой квалификации рассматриваемых спорных отношений и толковании правовых норм.
С учетом изложенного, решение таможенного органа от 16.01.2020 о классификации товаров N РКТ-10013000-20/000016 является незаконным.
Возложение на таможенный орган обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как необоснованные, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют нормам права и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем правовые основания к отмене обжалованного судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2020 по делу N А40-65082/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65082/2020
Истец: ООО "НАВИНИЯ РУС"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз"