г. Владимир |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А79-12248/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стимул" (ОГРН 1132130009703, ИНН 2130122966) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14 июля 2020 года по делу N А79-12248/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стимул" к администрации Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в согласовании перевода земельных участков в другую категорию и утверждении проекта рекультивации земель, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
при участии:
от заявителя - до перерыва Николаев Д.В. по доверенности от 07.10.2020 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Кусков А.А. директор, представлен паспорт гражданина Российской Федерации (выписка из ЕГРЮЛ т.1, л.д. 33).
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стимул" (далее по тексту - заявитель, ООО "Стимул") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Администрации Канашского района Чувашской Республики (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконными действия Администрации Канашского района Чувашской Республики, выразившиеся в отказе в согласовании перевода категории земельных участков с кадастровыми номерами: 21:11:140101:230, площадью 60 527 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинское сельское поселение; 21:11:140101:232, площадью 711 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинское сельское поселение, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей, выразившихся в несогласовании (непринятии решения) перевода земель из одной категории в другую. В порядке восстановления нарушенных прав ООО "Стимул" просит возложить на Администрацию обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу согласовать (принять решение) перевод категории земельных участков с кадастровыми номерами: 21:11:140101:230, площадью 60 527 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинское сельское поселение; 21:11:140101:232, площадью 711 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, Асхвинское сельское поселение, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей; а также проект рекультивации нарушаемых земель при разработке II-го Шихазанского месторождения строительных песков в Канашском районе Чувашской Республике.
Определением суда от 25.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее Минсельхоз Чувашии) и Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минюст Чувашии).
Определением от 25.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии) и Собрание депутатов Канашского района Чувашской Республики (далее - Собрание депутатов).
Определением от 14.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Асхвинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики (далее - Администрация сельского поселения) и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора).
Определением от 02.06.2020 суд произвел замену третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Минюста Чувашии на его функционального правопреемника - Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - Минэкономики Чувашии).
Определением суда от 09.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра) и Кабинет Министров Чувашской Республики (далее - Кабмин Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14 июля 2020 года требования, заявленные ООО "Стимул", оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Стимул" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14 июля 2020 года отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Кроме того, ООО "Стимул" просит решение изменить, исключив: на странице 16 мотивировочной части решения абзац 5, начиная со слов " по мнению суда, оспариваемый отказ Администрации соответствует требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения" и до абзаца 2 страницы 18 включительно.
ООО "Стимул" считает вынесенное решение суда незаконным и необоснованным, считает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку не в полной мере решен вопрос о надлежащем составе участников настоящего дела, а именно суд первой инстанции не привлек к участию в деле собственников земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:163, 21:11:140101:170, 21:11:140101:165. 21:11:140101:167, 21:11:140101:168. 21:11:140101:162, 21:11:140101:161, 21:11:140101:160, на которых расположены жилые дома. Также заявитель указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, и применен закон, не подлежащий применению, поскольку подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и п. 13.4. Постановления Кабинета Министров ЧР от 21.06.2005 N 152 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не применимы к правоотношениям сторон, вытекающим из лицензии, полученной еще в 2014 году. Кроме того, ООО "Стимул" полагает, что содержание мотивировочной части оспариваемого суда является необоснованным, вынесено с нарушением материального права юридически значимых обстоятельств, поскольку заявитель не согласен с выводами суда о том, что в пределах санитарно-защитной зоны от границ спорных земельных участков находятся жилые дома, объект, на котором будет происходить добыча полезных ископаемых, относится ко второму классу опасности, санитарная защитная зона для которого должна устанавливаться в размере 500 метров, а согласно представленной суду информации на расстоянии от 144 метров расположены жилые дома, в которых проживают граждане.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Администрация просит оставить решение суда без изменения.
От Минприроды поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований отнесения II-ого Шихазанского месторождения песков в Канашском районе Чувашской Республики к объектам второго класса опасности, для которых должна устанавливаться санитарно-защитная зона 500 метров, и просит изменить решение суда в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отнесении II-ого Шихазанского месторождения песков в Канашском районе Чувашской Республики к объектам четвертого класса опасности, для которых должна устанавливаться санитарно-защитная зона 100 метров.
В судебном заседании 08.10.2020 был объявлен перерыв до 15.10.2020 в порядке ст. 163 АПК РФ.
Представитель заявителя до перерыва в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, согласно лицензии на пользование недрами ЧЕБ 80046 ТЭ от 13.09.2013 ООО "Стимул" предоставлено право пользования недрами II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей с целевым назначением - разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (т.1, л.д.120-123).
Первоначально данная лицензия согласно протоколу заседания аукционной комиссии от 20.12.2012 N 3 была предоставлена по итогам проведенного Минприроды Чувашии аукциона, признанного несостоявшимся в связи с явкой одного участника, ООО "Континенталь" (т.1, л.д.126-130).
Впоследствии лицензия была переоформлена Минприроды Чувашии на ООО "Стимул" как на дочернее общество по отношению к ООО "Континенталь" (т.1, л.д.124).
Согласно приложению N 8 к Лицензии ЧЕБ 80046 ТЭ от 13.09.2013 ранее право пользование недрами с целью добычи песков-отощителей II-го Шихазанского месторождения было предоставлено Канашскому заводу керамических строительных материалов объединения "Чувашстром" по Лицензии ЧЕБ 00011 ТЭ от 18.03.1993.
Право пользования досрочно было прекращено в 1998 году.
Письмом от 24.09.2012 N 01-6-06 Администрация предварительно согласовала отвод земельного участка на проведение аукциона на право пользование участком недр для добычи песков-отощителей Шихазанского II-го месторождения (т.1, л.д.125).
Согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2019 земельный участок с кадастровым номером 21:11:140101:230, площадью 60527 кв.м, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика, Канашский район, сельское поселение Асхвинское, поставлен на государственный кадастровый учет 28.01.2016, имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - Канашский район Чувашской Республики, право собственности зарегистрировано 13.05.2016 (т.1, л.д.97-100).
Согласно выписке из ЕГРН от 12.08.2019 земельный участок с кадастровым номером 21:11:140101:232 площадью 711 кв.м, с местоположением по адресу: Чувашская Республика, Канашский район, сельское поселение Асхвинское, поставлен на государственный кадастровый учет 06.04.2016, имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано (т.1, л.д.31-32).
В соответствии с Законом "О недрах" и Соглашением об условиях пользования недрами при разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей, расположенного в 1,0 км юговосточнее с. Шихазаны Канашского района, являющимся неотъемлемой частью лицензии на пользование недрами ЧЕБ 80046 ТЭ, ООО Стимул": в 2014 г. провело геолого-разведочные работы и утвердило запасы песковотощителей II-го Шихазанского месторождения в количестве 115,354 тыс.м (заключение N 40 от 24.12.2014); в 2015 г. разработало и согласовало технический проект разработки II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей (протокол N 30 от 21.05.2015); в 2015 г. разработало и согласовало проект горного отвода для разработки открытым способом II Шихазанского месторождения, получило горноотводный акт, зарегистрированный в Приволжском управлении Ростехнадзора (N 655/1361 от 14.10.2015).
Решением Собрания депутатов Асхвинского сельского поседения Канашского района Чувашской Республики от 22 июня 2017 г. N 18/2 внесены изменения в генеральный план Асхвинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, согласно которому функциональная зона в месте расположения земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:230, 21:11:140101:232 изменена с сельскохозяйственного назначения на производственное использование.
В 2018 году заявитель обратился в Минюст Чувашии с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:230 и 21:11:140101:232 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей.
В ходе рассмотрения ходатайства заявителя о переводе земель в другую категорию Минюстом Чувашии был подготовлен проект постановления Кабмина Чувашии об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:230 и 21:11:140101:232, который направлен на согласование в Администрацию.
Письмами от 27.12.2018 N 01-6-06/5300, от 18.02.2019 N 01-6-06/660, от 20.03.2019 N 01-6-06/1112, от 27.03.2019 N 01-6-06/1235, от 28.03.2019 N 01-6- 06/1287, от 26.08.2019 N 01-6-06/3571 Администрация отказала в согласовании перевода указанных земельных участков в другую категорию (т.1, л.д.20-28), а также подписала протокол разногласий к проекту постановления Кабмина Чувашии (т.1, л.д.114-116).
Письмом от 10.09.2019 Минюст Чувашии возвратил ООО "Стимул" представленные им для перевода земельных участков в другую категорию документы, а также отказал в удовлетворении ходатайства в связи с тем, что отсутствует согласие правообладателя данных земель в лице Администрации на перевод земельных участков, а также по причине отсутствия проекта рекультивации земель, утвержденного органом местного самоуправления (т.1, л.д.14-15).
Полагая, что действия Администрации Канашского района Чувашской Республики, выразившиеся в отказе в согласовании перевода категории земельных участков с кадастровыми номерами: 21:11:140101:230, 21:11:140101:232, из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых II-го Шихазанского месторождения песков-отощителей противоречат закону и нарушают права и законные интересы ООО "Стимул" в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 21.12.2004 N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и мотивированы тем, что заявитель, имея лицензию на пользование недрами с целевым назначением - разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, обратился в Минюст Чувашии с ходатайством о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:230 и 21:11:140101:232 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях дальнейшего предоставления этих земельных участков заявителю в аренду для осуществления деятельности в соответствии с лицензией. В соответствии с административным регламентом Минюстом Чувашии был разработан проект постановления Кабмина Чувашии о переводе земель, но Администрацией было отказано в согласовании этого проекта со ссылкой на решение Собрания депутатов от 24.08.2017 N 21/6, которым было также отказано в согласовании перевода указанных земельных участков в испрашиваемую категорию. Заявитель полагает, что полномочия по согласованию названного вопроса в силу закона возложены на Администрацию, а не Собрание депутатов, поэтому отказ ответчика в согласовании является неправомерным. 10.09.2019 Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики письмом N 10/16-15366 сообщило заявителю, что Администрация, как правообладатель земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:230 и 21:11:140101:232, не предоставило своего согласия на перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую. С момента получения указанного письма ООО "Стимул" стало известно о нарушении его законных прав и интересов. Такой отказ содержится в письмах Администрации от 27.12.2018 N 01-6-06/5300, 18.02.2019 N 01-6-06/660, 20.03.2019 N 01-6- 06/1112, 27.03.2019 N 01-6-06/1235, 28.03.2019 N 01-6-06/1287, 26.08.2019 N 01-6- 06/3571. Письмом от 14.10.2019 N 10/33-17630 Минюст Чувашии выдал истцу указанные письма.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие согласованного проекта рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения является необходимым условием для положительного решения вопроса об их переводе в другую категорию, в связи с чем оспариваемый заявителем отказ Администрации в согласовании такого перевода исходя из данных конкретных обстоятельств судебного спора не нарушает прав и законных интересов ООО "Стимул", так как последнее не подготовило и не представило в уполномоченный орган весь предусмотренный подзаконными актами объем документов, необходимый для изменения категории земель.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее -Федеральный закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 172 предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Требования к содержанию ходатайства устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) и определены также в отношении земельных участков в части 3 указанной статьи.
Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 3 Федерального закона N 172-ФЗ, согласно части 4 которой по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 172).
Статьей 4 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случаях: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 июня 2005 г. N 152 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что уполномоченным органом по рассмотрению ходатайств по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую, за исключением перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Минюст Чувашии по результатам рассмотрения поступивших от заинтересованных лиц ходатайств и документов, необходимых для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, в установленные законодательством порядке и сроки готовит проект решения Кабинета Министров Чувашской Республики о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе.
В соответствии с п. 4 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.01.2006 N 8 "О порядке подготовки и внесения проектов постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики" проекты решений Кабинета Министров согласовываются в установленном порядке с заместителями Председателя Кабинета Министров (в соответствии с распределением обязанностей), в органах исполнительной власти Чувашской Республики, государственных, общественных и других организациях. Согласование оформляется визами.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Из п. 5 ч. 4 ст. 2 Федерального закона N 172-ФЗ следует, что к ходатайству в числе других документов прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В соответствии со ст. 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 23 Устава Канашского района Чувашской Республики в исключительной компетенции Собрания Депутатов Канашского района находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Канашского района.
Одновременно ст. 49 Устава Канашского района Чувашской Республики права собственника муниципального имущества Канашского района, если иное не предусмотрено законодательством и решениями Собрания депутатов Канашского района, осуществляет администрация Канашского района.
Пунктом 1.3 решение Собрания депутатов Канашского района Чувашской Республики от 15.03.2012 N 15/3 "О вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью Канашского района" установлено, что полномочия собственника от имени Канашского района Чувашской Республики по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляет администрация Канашского района Чувашской Республики.
Земельный участок с кадастровым номером 21:11:140101:232 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В силу п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Земельный участок с кадастровым номером 21:11:140101:230 находится в муниципальной собственности Канашского района Чувашской Республики.
Исходя из вышеизложенного следует, что функции по предоставлению этих участков и управлению ими осуществляет администрация Канашского района Чувашской Республики, следовательно, исходя из положений Федерального закона N 172-ФЗ, именно администрация обладает компетенцией в согласовании перевода участков из одной категории в другую.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 10 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права в их совокупности и взаимосвязи земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с недропользованием, предоставляются исключительно пользователям недр на период не менее срока действия соответствующей лицензии.
При этом соответствующий договор аренды такого участка заключается без проведения торгов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для иных целей, в том числе для добычи полезных ископаемых, лишь после перевода данного участка из указанной категории.
До этого момента его правовой режим использования ограничен его целевым назначением.
В рамках настоящего дела заявитель не оспаривает отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:230 и 21:11:140101:232 к категории земель сельскохозяйственного назначения и согласен с тем, что для их использования в целях добычи полезных ископаемых необходимо перевести их из этой категории в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 3 указанного выше пункта статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую заявителем предоставляются следующие документы: 1) выписка из ГКН относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя; 2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц; 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ).
Указанными нормами материального права предусмотрено, что для изменения категории земельных участков требуется согласие их правообладателя.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.06.2005 N 152 утвержден перечень документов, необходимых для перевода земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (далее - Перечень).
Пунктом 13.4 Перечня предусмотрено, что к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики для разработки месторождений полезных ископаемых должна быть приложена копия утвержденного проекта рекультивации земель.
Как следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ и пункта 13.4 Перечня отсутствие в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения проекта рекультивации, разработанного и согласованного в соответствии действующим законодательством, исключает возможность перевода таких участков в другую категорию.
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" проекты рекультивации относятся к числу землеустроительной документации.
Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
На основании пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).
Согласно пункту 3 поименованных Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка; б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем; в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 Правил. В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктами 16 - 18 Правил заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку в соответствии с пунктами 3 и 4 Правил, лицам, указанным в пункте 15 Правил, лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно - телекоммуникационной сети "Интернет". Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду. В срок не более 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании. Лица, указанные в пункте 15 Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель в следующих случаях: а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил; б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду; в) представлен проект консервации земель в отношении земель, обеспечение соответствия качества которых требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет; г) площадь рекультивируемых, консервируемых земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель, проектом консервации земель, не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации, консервации; д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель, проекта консервации земель содержит недостоверные сведения о рекультивируемых, консервируемых землях и земельных участках; е) несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такие целевое назначение и разрешенное использование не соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию, установленным до проведения рекультивации. В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта рекультивации земель.
Следовательно, является обязательным согласование данных процедур на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления, в данном случае Администрацией, в точном соответствии с утвержденным порядком.
С учетом изложенного, установив, что документов, позволяющих осуществить перевод испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения в земли иной категории для предоставления в указанных целях заявителем представлено не было, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемые действия Администрации соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Позиция ООО "Стимул" о том, что положения подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и п. 13.4. Постановления Кабинета Министров ЧР от 21.06.2005 N 152 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" на настоящие правоотношения не распространяются, поскольку лицензия была получена в период действия Порядка рекультивации земель, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", а также Приказа Комитета Российской с Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 г. N 67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", которые не содержат условия о необходимости какого-либо согласования с местными органами власти проекта рекультивации, судом апелляционной инстанции отклоняется как ошибочная, противоречащая положениям статьи 39.8 Закона о недрах, в силу которой договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.
В то же время, в отношении выводов суда первой инстанции об отнесении II-ого Шихазанского месторождения песков в Канашском районе Чувашской Республики к объектам второго класса опасности, для которых должна устанавливаться санитарно-защитная зона 500 метров, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом N 52-ФЗ.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В свою очередь, в силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В пункте 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения хозяйствующими субъектами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, в том числе правил, которыми предусмотрено установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, санитарно-защитной зоны.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В соответствии с главой 7.1.4 СанПин "Строительная промышленность" к промышленным объектам IV класса, санитарно - защитная зона 100 м, относятся карьеры, предприятия по добыче гравия, песка, глины.
Зона санитарной охраны для карьера по добыче песка должна располагаться между пределами уточненных границ горного отвода и ближайшими к ним границами смежных земельных участков; разрыв между указанными границами должен быть не менее 100 метров.
II-ое Шихазанское месторождение песков-отощителей относится к промышленному объекту IV класса опасности с санитарно - защитной зоной не менее 100 метров от близлежащих домов.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов IV класса опасности не является обязательной.
Кроме того, на странице 74, 75 технического проекта разработки II-ого Шихазанского месторождения песков в Канашском районе Чувашской Республики, утвержденном ООО "Стимул" 28.05.2015 г., в разделе "Обоснование санитарно-защитной зоны" указано, что в соответствии с СанПиН 2.2.1-2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и их классификация" будущий карьер относится к IV классу с санитарно-защитной зоной 100 м и находится на расстоянии 0,53 км южнее с. Шихазаны (жилой зоны) и 111 м от границ территории больницы.
Таким образом, эксплуатация карьера (объекта) не приведет к увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха и не окажет отрицательного влияния на условия проживания местного населения.
Согласно "Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" проведение инструментального контроля и разработка специальных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для карьера не требуется, в связи тем, что карьер и селитебная зона (жилая застройка) разделяются достаточным санитарным разрывом.
В связи с указанным, выводы суда в указанной части не основаны на нормах действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, однако данное обстоятельство не привело к принятию неправильного судебного акта, как следствие, не может быть признан существенным нарушением судом норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены судебного акта, поскольку имеются иные основания для отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Доводы заявителя о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку суд первой инстанции не привлек к участию в деле собственников земельных участков с кадастровыми номерами 21:11:140101:163, 21:11:140101:170, 21:11:140101:165. 21:11:140101:167, 21:11:140101:168. 21:11:140101:162, 21:11:140101:161, 21:11:140101:160 судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны необоснованными.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО "Стимул" не заявляло ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, граждан проживающих рядом с земельным участком 21:11:140101:230, не заявлено данное ходатайство и на стадии рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. При этом, позиция заявителя о том, что материалы дела свидетельствуют о наличии оснований для привлечения их к участию в деле, не основана на нормах права, поскольку доказательств и оснований, свидетельствующих о том, что судебный акт может повлиять на права или обязанности указанных лиц по отношению к одной из сторон не представлено и не приведено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
При этом излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14 июля 2020 года по делу N А79-12248/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стимул" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стимул" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по чек - ордеру от 04.08.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12248/2019
Истец: ООО "Стимул"
Ответчик: Администрация Канашского района Чувашской Республики
Третье лицо: Администрация Асхвинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Собрание депутатов Канашского района Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Первый арбитражный апелляционный суд, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии, Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии