г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А56-18072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Шишкоанов А.О. - доверенность от 11.12.2019
от ответчика (должника): Зырянов В.Г. - доверенность от 27.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26296/2020) Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2020 по делу N А56-18072/2020 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга (далее - Заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) от 28.11.2019 N 202V 121 9000 1660 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов на стоимость переданных подарков (билетов) в сумме недоимки в размере 43132 руб. 57 коп. пени в размере 5493 руб. 97 коп. и штрафа в размере 8626 руб. 14 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Решение от 28.11.2019 N 202V 121 9000 1660 признано недействительным в части: пункт 3: в отношении сумм недоимок, наличие которых установлено в пунктах 1 и 2 мотивировочной части; в отношении 328 970 руб. недоимки, наличие которой установлено в отношении выплат физическим лицам, занятым на работах, поименованных в п.п.2-18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а с 01.01.2015 - в пунктах 2-18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ - пункты 1 и 2: в отношении штрафов и пеней, начисленных в связи с указанными выше недоимками. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие доводы заинтересованного лица отклонило.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Предприятия, считая их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт от 04.10.2019 N 202V02190000992.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Фондом принято Решение N 202V1211900001660 о доначислении Предприятию недоимки по страховым взносам в размере - 710 467,52 руб., пени в размере 34 930,13 руб. Указанным решением Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 ФЗ-212 в виде штрафа в размере 142 093,50 руб.
Основанием для начисления недоимки, пени и санкций явился вывод фонда о неправомерном неначислении страховых взносов на непринятые к зачету расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, в размерах, превышающих нормы, установленные действующим законодательством (страховые взносы в сумме 83 882,74 рублей); на выплаты по однодневным командировкам (страховые взносы в сумме 8008,70 рублей); по дополнительным тарифам на выплаты электрогазосварщикам Дирекции по строительству, Дирекции водоотведения, метрологического центра, Дирекции водоснабжения (страховые взносы в сумме 618 576,09 рублей).
Полагая, что решение Фонда не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта Пенсионного фонда.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции, подлежащим изменению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) заявитель в спорный период являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Следовательно, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 названного Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выплаты ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 возраста, единовременные выплаты в связи с материнством, сверх установленных законодательством норм непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеют нерегулярный характер, производятся вне зависимости от результатов работы, не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения за труд. Управление Пенсионного фонда не представило доказательств того, что спорные выплаты сотрудникам производились в зависимости от их стажа и личного вклада в работу.
Спорные выплаты носят социальный характер, произведены страхователем в соответствии с локальными нормативными актами работодателя, в связи с чем не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Сумма спорных выплат не ограничена законодательством, зависит только от финансовой возможности работодателя.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии у Фонда правовых оснований для доначисления Предприятию страховых взносов в сумме 83 882,74 рублей, соответствующих пене и санкций.
Как следует из оспариваемого решения Фондом в ходе проверки установило, нарушение, выразившееся в неначислении страховых взносов на сумму суточных, выплаченных работникам Общества при однодневных командировках в 2016 году.
По мнению ПФР выплаты, связанные с командировкой, производимые работниками при однодневных командировках, суточными не являются, в связи, с чем оснований для применения в отношении таких выплат положений части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ в части их освобождения от обложения страховыми взносами не имеется; при отсутствии документального подтверждения целевого использования производимых работникам при однодневных командировках выплат, по мнению ПФР, теряется их непосредственно компенсационный характер, в связи, с чем данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В статье 164 ТК РФ дано понятие компенсаций, которые не входят в структуру заработной платы, предусмотренной статьей 129 ТК РФ, под которыми понимается - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как указано в статье 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при направлении в служебные командировки.
Согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Как указано в статье 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
При этом, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок организации командировок установлен Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749).
В силу пункта 11 Положения N 749 при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
Фактическое направление работников в однодневные командировки ПФР не оспаривается.
Исходя из положений статей 166 и 168 ТК РФ, а также Положения N 749 спорные выплаты, произведенные Обществом своим работникам, направляемым в однодневные командировки, не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, но исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 304-КГ16-1076.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с позицией Предприятия о том, что спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат работников, направленных в командировку.
Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и производятся вне зависимости от трудового результата.
Спорные выплаты, произведенные Предприятием в связи с направлением работников в командировку, не являются оплатой труда, не носят обязательного характера и не зависят от результатов труда работников. Вышеуказанные выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 304-КГ16-10760, от 18.01.2016 N 309-КГ15-17540, от 24.09.2015 N 304-КГ15-11792, и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что спорные выплаты, произведенные Обществом своим работникам при однодневных командировках в 2016 году, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов; решение ПФР в части доначисления страховых взносов в сумме 8008,70 рублей, соответствующих пеней и санкций правомерно признано недействительным.
В ходе проверки Фондом выявлен факт нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а именно, неполная уплата сумм страховых взносов на выплаты физическим лицам, занятым на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), а с 01.01.2015 в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с оспариваемым решением нарушением, повлекшим занижение базы для начисления страховых взносов, является неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу по рабочим местам с особыми условиями труда: Электрогазосварщиков (позиция 23200000-19756, раздел XXXIII Общие профессии Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Суд первой инстанции, посчитав, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу у Общества отсутствовала, в связи с осуществлением деятельности во вредных условиях менее 80% рабочего времени, признал решение Фонда в части доначисления страховых взносов в сумме 328 970 рублей, соответствующих пеней и санкций недействительным.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действующего в проверяемый период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Статья 58.3 Закона N 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 указанной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 этой статьи дополнительных тарифов применяются поименованные в данной части статьи дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от классов (опасный, вредный, допустимый, оптимальный) и подклассов условий труда.
В случае отсутствия у плательщика документального подтверждения степени вредности условий труда аттестованного рабочего места, в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (на выплаты в 2015, 2016 - 9% по списку N 1; 6% - по Списку N 2).
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные актов Российской Федерации" (далее - Закон N 421-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона; далее Закон N 167-ФЗ) и частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест работников на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ), условия труда признаны допустимыми, плательщики должны применять тарифы, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Процедура аттестации регламентировалась Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Фонда о том, что заявитель должен был уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, поскольку условия труда работников по специальности электрогазосварщики.
Как предусмотрено частью 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ).
При этом частью 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Материалами дела установлено, что предприятием произведена Специальная оценка условий труда по отдельным подразделениям:
Дирекция по строительству - СОТУ от 17.11.2015 - класс вредности 3,2;
Дирекция водоотведения - СОУТ от 11.12.2015 - класс вредности 3,2;
Метрологический центр - СОУТ 20.12.2016 - класс вредности - 3,1;
Дирекция водоснабжения - СОУТ от 10.12.2015 - класс вредности 3,1.
Поскольку должность электрогазосварщика, включена в Список N 2, работники заявителя были заняты на выполнение работ по указанным должности, по результатам СОУТ установлен класс вредности 3,1 - 3,2, то в силу статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ Предприятие обязано начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу указанных работников.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления страховых взносов при занятости работников на вредных условиях труда менее 80% рабочего времени, суд апелляционной инстанции считает ошибочными.
Согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанным в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пп. 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в пп. 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 400-ФЗ), в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени) работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 01.11.2018 по делу N 310-КГ18-10562 (N А64-3850/2017).
Следовательно, в рассматриваемом случае, заработная плата, начисленная сотрудникам (электрогазосварщик), занятым на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии (подпункты 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) за период 2016 года подлежит обложению страховыми взносами по дополнительному тарифу в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7, часть 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, согласно результатам проведенной СОУТ.
На основании изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания недействительным решения Фонда в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Несогласие Предприятия с выводами Верховного Суда РФ, изложенными в Определении от 01.11.2018 по делу N 310-КГ18-10562 не является основанием для признания недействительным решения Фонда в указанной части.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2020 по делу N А56-18072/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга от 28.11.2019 N 202V12190001660 в части доначисления страховых взносов в сумме 91 891,44 рублей, соответствующих пеней и санкций.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга в пользу Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб.
Возвратить Государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 3998 от 10.04.2020.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18072/2020
Истец: ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА