г. Чита |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А19-28656/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года по делу N А19-28656/2019 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, адрес: 664011, Иркутская область, город Иркутск, улица Горького, 31) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Иркутск" (ОГРН: 1073812008731, ИНН: 3812100646) о взыскании 1 690 633 руб. 95 коп.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к ПАО "Газпром" (далее, ответчик) с требованием о взыскании задолженности по арендной плате по договору N 91-1058/17 от 16.05.2017 за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 в размере 1 690 633,95 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года по делу N А19-28656/2019, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец указывает, что по условиям пункта 4 договора лесной участок был передан обществу для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Обращаясь в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка, общество указало вид использования для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Следовательно, заключив договор аренды лесного участка для цели использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, ответчик должен вносить арендную плату согласно соответствующим ставкам платы, предусмотренным для данного вида лесопользования. Таким образом, проведенный перерасчет арендной платы является законным и обоснованным.
В материалы дела поступили письменные отзывы относительно доводов апелляционной жалобы, в которых ответчик и третье лицо с выводами суда первой инстанции согласны, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.09.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ПАО "ГАЗПРОМ" является арендатором по договору аренды лесного участка N 91-105/17 от 16.05.2017, заключенному 16.05.2017 года с Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Согласно пункту 2 указанного договора стороны определили его площадь, местоположение.
Пунктом 4 договора определено, что арендатору лесной участок передается в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Разделом II договора предусмотрены условия, порядок и сроки внесения арендной платы.
Таблицей 16 Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) установлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, которые составляют в Иркутской области для хвойных пород - 2861,18 рублей за 1 га в год, для мягколиственных пород - 2767,02 рублей за 1 га в год.
Согласно доводам истца, при заключении договора была допущена ошибка и расчет был произведен в соответствии с Таблицей 18 Постановления N 310 с применением ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при выполнении изыскательских работ в размере 80 рублей за 1 га в год.
Рослесхозом Министерству предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Во исполнение предписания Рослесхоза Министерством произведен перерасчет арендной платы по договору аренды с целью приведения в соответствие расчета арендной платы с требованиями Постановления N 310; с учетом применяемых к ставкам платы коэффициентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350, размер доначисленной арендной платы за 2017, 2018 годы по договору аренды лесного участка N 91-105/17 от 16.05.2017 составил 1 690 633,95 руб.
Уведомлением от 20.06.2019 Министерство просило ПАО "ГАЗПРОМ" оплатить задолженность в срок до 15 августа 2019 года.
Требование истца оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды лесного участка, правовое регулирование которого осуществляется нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что условиями договора определена арендная плата за использование лесного участка с учетом положений статьи 73 Лесного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно доводам жалобы, по условиям пункта 4 договора лесной участок был передан обществу для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Обращаясь в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка, общество указало вид использования для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. Следовательно, заключив договор аренды лесного участка для цели использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, ответчик должен вносить арендную плату согласно соответствующим ставкам платы, предусмотренным для данного вида лесопользования. Таким образом, проведенный перерасчет арендной платы является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя указанные доводы министерства, поддерживает правильные выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Газпром проектирование" (действуя от имени ПАО "Газпром" по агентскому договору N КС-15 от 25.12.2015) обратилось к истцу с заявлением от 28 апреля 2017 года N 08/1881, в котором ответчик в соответствии со статьей 45, частью 3 статьи 74 ЛК РФ просил предоставить лесной участок "для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов - выполнение изыскательских работ - "Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Дополнительный отвод".
Рассмотрев заявление, Министерство 12 мая 2017 года издает распоряжение N 935-мр "О предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в аренду", по которому ПАО "ГАЗПРОМ" был предоставлен лесной участок "с видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - выполнение изыскательских работ". Аналогичное указание цели предоставления лесного участка содержится и в распоряжении Министерства лесного комплекса Иркутской области от 19.06.2017 N 1861-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ПАО "ГАЗПРОМ"), в самом проекте освоения лесов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, непосредственно при заключении договора аренды лесного участка самим истцом был произведен расчет арендной платы исходя из ставки платы для лесных участков, предоставленных с целью использования лесов для выполнения изыскательских работ.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, предшествующих заключению договора, а также последующее исполнение договора, как то - утверждения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, суд пришел к выводу о том, что волеизъявление сторон: как ответчика, обратившегося с просьбой предоставления в пользование лесного участка, так и истца, предоставившего лесной участок, было направлено именно на заключение договора с целью выполнения обществом "Газпром проектирование" изыскательских работ.
Кроме того, ответчик в суде первой инстанции указал, что условие договора о цели передачи лесного участка с указанием на осуществление строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов изложено в данной редакции в связи с отсутствием в Лесном кодексе Российской Федерации такого отдельного вида использования лесов, как выполнение изыскательских работ.
Рассмотрев указанный довод, суд первой инстанции счел его обоснованным, исходя из следующего.
Согласно статье 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесной участок, в том числе расположенный в резервных лесах, может быть предоставлен в аренду для выполнения изыскательских работ без проведения аукциона на срок не более чем один год в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 161 утверждено Положение о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка, в том числе расположенного в резервных лесах, для выполнения изыскательских работ (далее - Положение).
По смыслу пункта 5 Положения для заключения договора аренды лесного участка для выполнения изыскательских работ заинтересованное лицо в получении права аренды представляет в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления заявление.
Согласно пункту 6 Положения по результатам рассмотрения заявления выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо об отказе в предоставлении лесного участка в аренду. В то же время Лесной кодекс Российской Федерации такой отдельный вид использования лесов, как выполнение изыскательских работ, не содержит.
Ввиду отсутствия в ЛК РФ норм по предоставлению лесных участков для проведения конкретно изыскательских работ, предоставление лесного участка для проведения таких работ производится в обычном порядке под конкретный вид деятельности в соответствии с видами использования, предусмотренными статьей 25 ЛК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что законодательство в сфере использования лесов не предполагает предоставление лесного участка без проведения торгов на право заключения договора аренды для такого вида лесопользования как "изыскательские работы", поскольку соответствующие указания имеются, как минимум, в Положении и Постановлении N 310. Законодатель детально регламентирует весь процесс строительства зданий, строений и сооружений.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации содержится глава 6, в которой отражен перечень обязательных к исполнению и логически взаимосвязанных этапов (стадий) строительной деятельности: инженерные изыскания; архитектурно-строительное проектирование; государственная (негосударственная) экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; выдача разрешений на строительство; осуществление строительства; строительный контроль; государственный надзор; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, изыскательские работы, для выполнения которых ответчику предоставлен в аренду лесной участок, являются самостоятельным видом работ, которые предшествуют строительным работам и собственно строительством не являются.
Согласно п. 1 ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" выполняемые инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства строительными работами не являются.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неверном толковании условий договора Министерством в части выполняемых обществом изыскательских работ как разновидности работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии ошибки в первоначальном расчете размера арендной платы, составленном при заключении договора аренды лесного участка, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июля 2020 года по делу N А19-28656/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28656/2019
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ПАО "Газпром"
Третье лицо: ООО "Газпром добыча Иркутск"