г. Саратов |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А12-9853/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2020 года по делу N А12-9853/2020 (судья Т.В. Куропятникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" (ОГРН 1113453000803, ИНН 3436115171, 403874, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Короленко, 16, помещение N 130)
к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (ОГРН 1073453000015, ИНН 3436016974, 403882, Волгоградская область, г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60)
о признании незаконным предписания,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (ОГРН 1163443077621, ИНН 3455052505, 403003, Волгоградская Область, район Городищенский, рабочий поселок Городище, переулок Красного Октября, д. 27),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" (далее - ООО "УК "Эталон", Общество, заявитель) с заявлением к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (Комитет ЖКХ) о признании незаконным предписания N 1-лк от 17.01.2020.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград".
Решением от 25 августа 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "УК "Эталон" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 25.09.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Участниками процесса ходатайств об отложении судебного заседания, проведении видео-конференц-связи, проведении процесса онлайн не заявлено.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения доводов содержащихся в обращении, поступившем из ООО "Газпром газораспределение Волгоград", о несоблюдении условий договоров от 09.01.2019 N 2/10 и от 01.03.2017 N 2/11, в части обеспечения доступа к внутридомовому газовому оборудованию для проведения технического обслуживания многоквартирных домов, расположенных по адресу: г.Камышин, ул. Крупской, д. 14, 16, 18, 20, ул.Ленина, д. 19, 23, 6, 8/3, ул. Мира, д. 24, 26,51а на основании распоряжения N 1-лк от 10.12.2019, в отношении ООО "УК "Эталон" Комитетом ЖКХ была проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что ООО "УК "Эталон" с ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" заключило договора N 2/10 от 09.01.2019, 2/11 от 01.03.2017 на техническое обслуживание общедомового газового оборудования.
В соответствии с условиями данных договоров ООО "УК "Эталон" приняло на себя обязательства по обеспечению доступа представителей указанной организации к общедомовому газовому оборудованию для проведения работ, оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту данного оборудования в местах общего пользования многоквартирных домов.
Однако на дату проведения мероприятий для проведения указанных работ, доступ в жилые помещения, расположенные по адресу: г. Камышин, ул. Крупской, д. 14, 16, 18, 20, ул. Ленина, д. 19, 23, 6, 8/3, ул. Мира, д. 24, 26, 51а, со стороны управляющей организации обеспечен не был.
17 января 2020 года Комитет ЖКХ вынес акт проверки N 1-лк, в котором указал на нарушение Обществом статьи 162 ЖК РФ.
По результатам проведенной проверки ООО "УК "Эталон" выдано предписание N 1-лк от 17.01.2020 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, в котором указал на необходимость принять Обществу меры по обеспечению безопасности граждан, проживающих в жилых домах по адресу: г. Камышин, ул. Крупской, д. 14, 16, 18, 20, ул. Ленина, д. 19, 23, 6, 8/3, ул. Мира, д. 24, 26, 51а и провести необходимые мероприятия и обеспечить доступ в жилые помещения для проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования.
ООО "УК "Эталон", полагая, что предписание N 1-лк от 17.01.2020 является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "УК "Эталон" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что Обществу неправомерно выдано оспариваемое предписание, поскольку ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" как исполнитель по договору должно принять все надлежащие меры к получению допуска в квартиры, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 регулируют отношения в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Согласно пункту 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению.
В силу подпункта "г" пункта 42 Правил N 410 заказчик обязан обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных названными Правилами.
Подпунктом "б" пункта 43 Правил N 410 предусмотрено, что исполнитель обязан осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к названным Правилам.
Согласно статье 161 ЖК РФ, управляющая компания должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме
Согласно пункту 5.5.6 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование и следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
Из положений вышеуказанных норм следует, что обязанность по обслуживанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в части внутридомового газового оборудования, включает в себя обеспечение доступа представителей исполнителя как к внутридомовому, так и внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования.
ООО "УК "Эталон" с ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" (исполнитель) заключены договора N 2/10 от 09.01.2019, 2/11 от 01.03.2017 на техническое обслуживание общедомового газового оборудования.
Согласно пункту 4.3.1 договоров, сотрудники ООО "УК "Эталон" обязаны обеспечить доступ представителей ОАО "Газпром газораспределение Волгоград" к внутридомовому газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных действующими нормативно-техническими документами.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 410 заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 49 настоящих Правил, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ.
При невыполнении заказчиком положений пункта 50 настоящих Правил исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение в соответствии с пунктом 49 настоящих Правил, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 51 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 53 Правил N 410, если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя, либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2-мя незаинтересованными лицами.
В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку.
Копия акта направляется исполнителем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора, или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - органы жилищного надзора (контроля).
Согласно постановлению Администрации городского округа-город Камышин от 24.01.2014 N 112-п "Об определении уполномоченного органа по реализации государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора" полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля и государственными полномочиями по осуществлению государственного жилищного надзора наделен Комитет жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин.
В целях исполнения своих обязательств, филиалом ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в г. Камышине 11.10.2019 в адрес Заказчика - ООО "УК "Эталон" направлено уведомление N 35/2303 о согласовании даты выполнения работ в рамках договоров на ТО ВДГО с указанием перечня адресов, просьбой обеспечения доступа и направления представителя управляющей организации. Указанное уведомление получено ООО "УК "Эталон" 11.10.2019.
В связи с тем, что информация о необходимости обеспечения собственниками квартир доступа к газовому оборудованию, входящему в состав общего имущества для проведения ТО ВДГО, расположенному в их квартире, управляющей организацией доведена не была, на информационных досках на подъездах информация о планируемом проведении технического обслуживания отсутствовала, Исполнителем техническое обслуживание в рамках вышеуказанных Договоров было проведено не в полном объеме.
В результате необеспечения Заказчиком доступа в квартиры для выполнения Исполнителем обязательств в полном объеме, 13.11.2019 письмом N 35/2658 филиалом ООО "Газпром газораспределение Волгоград" в г. Камышин повторно направлено уведомление о согласовании даты выполнения работ (см. Приложение), которое получено Заказчиком 13.11.2019.
По факту повторного выезда в даты, указанные в письме N 35/2658 от 13.11.2019, доступ Исполнителю для исполнения обязательств по вышеназванным заключенным договорам не обеспечен Заказчиком.
Письмом от 18.12.2019 N 35/3143 ООО "Газпром газораспределение Волгоград" сообщило ООО "УК "Эталон" о том, что по причине ненадлежащего исполнения п. 2.3.4. условий заключенного договора по обеспечению доступа к общедомовому газовому оборудованию, техническое обслуживание в рамках договора о ТО ВДГО Исполнителем проведено не в полном объеме, приложив список адресов необслуженного газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирных домов.
18 декабря 2019 года ООО "Газпром газораспределение Волгоград" было направлено письмо в Комитет Жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации городского округа - город Камышин о ненадлежащем исполнении управляющей компанией обязанностей по обеспечению доступа к общедомовому газовому оборудованию для технического обслуживания, а также соответствующих документов (договоров, уведомлений, актов о невозможности проведения ТО ВДГО в связи с отказом в допуске и т.п.), необходимых для проведения проверочных мероприятий.
Комитетом в ходе проверки установлено, что на дату проведения мероприятий для проведения указанных работ, доступ в жилые помещения, расположенные по адресу: г. Камышин, ул. Крупской, д. 14, 16, 18, 20, ул. Ленина, д. 19, 23, 6, 8/3, ул. Мира, д. 24, 26, 51а, со стороны управляющей организации обеспечен не был.
При таких обстоятельствах, ООО "УК "Эталон" не обеспечил доступа представителей исполнителя к внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования.
С учетом изложенного, Комитет правомерно выдал управляющей компании оспариваемое предписание, которым указал на необходимость принять Обществу меры по обеспечению безопасности граждан, проживающих в жилых домах по адресу: г. Камышин, ул. Крупской, д. 14, 16, 18, 20, ул. Ленина, д. 19, 23, 6, 8/3, ул. Мира, д. 24, 26, 51а.
Судебная коллегия отклоняет довод Общества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку в нем указано на необходимость обеспечить доступ в жилые помещения, собственником которых Общество не является, в силу следующего.
Общество, как и указано в оспариваемом предписании, должно провести необходимые мероприятия в целях обеспечения доступа в жилые помещения для проведения технического обслуживания внутридомового газового оборудования.
Оспариваемое предписание правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным, нарушения прав и законных интересов Общества данным предписанием не усматривается.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "УК "Эталон" требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "УК "Эталон" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 07.09.2020 N 840 ООО "УК "Эталон" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "УК "Эталон" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 августа 2020 года по делу N А12-9853/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эталон" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 07.09.2020 N 840. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9853/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭТАЛОН"
Ответчик: КОМИТЕТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД КАМЫШИН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД"