г. Чита |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А19-1830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Куклина О.А., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иоселиани Гиви на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июля 2020 года по делу N А19-1830/2020 по исковому заявлению MGA Entertainment, Inc. (МГА Интертейнмент, Инк.) (адрес: 9220 прт Уиннетка, Чатсворт, Калифорния, СА 91311, Соединенные Штаты Америки) к индивидуальному предпринимателю Иоселиани Гиви (ОГРНИП 317385000091684, ИНН 381405473260) о взыскании 30 000 рублей,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
MGA Entertainment, Inc. (МГА Интертейнмент, Инк.) (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Иоселиани Гиви (далее - ответчик, предприниматель, Иоселиани Г.) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 638367 в размере 30 000 рублей судебных издержек в размере стоимости вещественного доказательства - товара, приобретенного у ответчика, в сумме 430 рублей, стоимости почтовых отправлений в виде претензии и искового заявления в сумме 237, 54 рублей, а также стоимости выписки из ЕГРИП в сумме 200 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июля 2020 года исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает на то, что не знал, что данный товар является контрафактом. Полагает, что компенсация подлежит снижению до 10 000 рублей, в связи с тяжелым финансовым положением предпринимателя.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, MGA Entertainment, Inc. принадлежит право на товарный знак N 638367, представляет собой объемную надпись "L.O.L surprise!" большим шрифтом, буквы L.O.L в крапинку, что отражено в выданном Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, на основании статей 1477, 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельстве на товарный знак (знак обслуживания); дата регистрации 08.12.2017, дата приоритета 24.01.2017, срок действия регистрации до 24.01.2027, зарегистрирован, том числе в отношении товаров 28 класса МКТУ (игрушки).
22.06.2019 в торговой точке предпринимателя, расположенной вблизи адреса: Иркутская область, г. Саянск, мкр. Олимпийский, 25а, правообладателем был приобретен товар (игрушка-сюрприз в шаре), упакованный в картонную коробку, на котором нанесены надписи "LOL surprise!", имитирующие принадлежащий правообладателю товарный знак по свидетельству N 638367.
Факт покупки у предпринимателя товара истец подтверждает оригиналом товарного чека от 22.06.2019, выданного предпринимателем, а также видеозаписью процесса приобретения товара, произведенной в целях самозащиты гражданских прав, на основании статей 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку правообладатель разрешения на использование обозначения, сходного с принадлежащим ему товарным знаком N 638367, не предоставлял, истец посчитал свои исключительные права нарушенными, обратился в суд с требованием выплаты компенсации в размере 30 000 рублей.
Принимая решение, суд первой инстанции сослался на положения статей 493, 1229, 1252, 1301, 1484, 1504, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, учел правовые позиции, сформированные в пункте 2 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, в пунктах 55, 62, 162 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", исходил из доказанности факта нарушения ответчиком прав истца на использование товарного знака, обоснованности требований истца по праву и по размеру, отсутствия оснований для снижения размера компенсации, доказанности и относимости к рассмотрению дела судебных расходов истца в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 4 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14.04.1981, участником которого является Российская Федерация, с момента регистрации произведенной в международном бюро в соответствии с положениями статей 3 и 3-ter, в каждой заинтересованной договаривающейся стране данного соглашения, знаку предоставляется такая же охрана, как если бы данный товарный знак был заявлен там непосредственно.
В связи с чем товарные знаки, зарегистрированные в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, обладают охраноспособностью на территории Российской Федерации, как если бы они были зарегистрированы на этой территории непосредственно.
В силу статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются, в частности, товарные знаки и знаки обслуживания.
Согласно пункту 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
По смыслу нормы статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
Пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации), если Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названым Кодексом.
Незаконное размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, этикетках, упаковках товаров, в силу пункта 1 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствует о контрафактности товара.
Из положений указанных норм права следует, что использование в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака может осуществляться только с разрешения правообладателя или уполномоченного им лица. Предложение к продаже, продажа, хранение и иное введение в хозяйственный оборот товаров с товарным знаком или сходным с ним до степени смешения обозначением, используемых без разрешения его владельца, является нарушением права на товарный знак.
Факт продажи предпринимателем товара (игрушка-сюрприз в шаре), на которой нанесено изображение сходное до степени смешения с изображением словесно-изобразительного обозначения "LOL surprise!", защищенного товарным знаком N 638367, подтвержден сведениями товарного чека от 22.06.2019, самим контрафактным товаром, относящимися к товарам 28-го класса МКТУ, видеозаписью покупки, которые в соответствии со статьями со статья 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются надлежащими доказательствами в деле.
Вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу разрешен судом с позиции рядового потребителя без назначения экспертизы.
Такой правовой подход определения сходства изображения контрафактного товара с изображением товарного знака сформулирован в пункте 162 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), согласно нему специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется. При визуальном сравнении изображения, нанесенного на упаковке товара, с изображением товарного знака, принадлежащего истцу, определено усматривается визуальное сходство изображений, позволяющее ассоциировать сравниваемые объекты один с другим и сделать вывод об их сходстве до степени смешения. Кроме того, ответчик не оспорил полного сходства буквенных обозначений "LOL surprise!" на упаковке товара с защищенным товарным знаком N 638367 графическим обозначением.
В деле нет сведений о введении товара в гражданский оборот с разрешения истца. У ответчика отсутствуют права на использование принадлежащих компании товарных знаков.
Таким образом, в деле доказан факт нарушения ответчиком исключительного права истца на товарный знак N 638367.
В соответствии со статьей 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Согласно пункту 1 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 названного Кодекса (подпункт 3).
Пунктом 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
Пунктом 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Поскольку в рассматриваемом случае имеет место факт нарушения исключительного права истца на спорный товарный знак N 638367, к ответчику может быть применена мера ответственности в виде взыскании компенсации.
В силу положений пунктов 60, 61 Постановления N 10 требование о взыскании компенсации носит имущественный характер. Нарушение прав на каждый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации является самостоятельным основанием применения мер защиты интеллектуальных прав (статьи 1225, 1227, 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 статьи 131, абзац восьмой статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 7 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 62 Постановления N 10, следует, что, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования.
Суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации и принимает решение (статья 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), учитывая, что истец представляет доказательства, обосновывающие размер компенсации (абзац пятый статьи 132, пункт 1 части 1 статьи 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а ответчик вправе оспорить как факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации (пункты 2 и 3 части 2 статьи 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 5 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец заявил 30 000 рублей компенсации за допущенное ответчиком нарушение исключительного права истца на товарный знак.
Размер компенсации обоснован популярностью и узнаваемостью бренда "L.O.L.".
Согласно официальному письму от 07.06.2019 ООО "САКС" (являющегося дистрибутором и уполномоченным импортером игрушек, выпускаемых под товарным знаком "L.O.L. SURPRISE!" на основании заключенного с компанией договора от 17.10.2017 N RUS/MGFe/1017) стоимость минимальной партии поставки при заказе товаров, выпускаемых под товарным знаком "L.O.L.", для последующей реализации в рознице составляет 30 000 рублей. Данный факт свидетельствует о том, что минимальный размер убытков истца при нарушении прав на товарный знак составляет 30 000 рублей.
Кроме того, согласно статистическим данным системы google trends бренд "L.O.L." является одним из самых запрашиваемых в поисковой системе google, что свидетельствует о высокой популярности в Российской Федерации товаров, маркированных товарным знаком "L.O.L.".
Распространение контрафактного товара наносит урон репутации правообладателя, снижает доверие со стороны покупателей и негативно отражается на коммерческой деятельности правообладателя, в том числе снижает интерес потенциальных партнеров к заключению лицензионных договоров. Помимо того, от использования контрафактного товара страдают интересы не только правообладателей, но и потребителей, поскольку те вводятся в заблуждение при покупке, полагая, что приобретают качественный и лицензионный товар.
Заявленный истцом размер компенсации 30 000 рублей за установленный случай нарушения использования товарного знака N 638367 ("L.O.L. SURPRISE!") соотносится с характером правонарушения, размером стоимости реализованного ответчиком контрафактного товара, вероятными имущественными потерями компании как правообладателя товарного знака, соответствует принципам разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения.
В суде первой инстанции ответчик не заявил о несоразмерности отыскиваемого размера компенсации, не просил о его снижении и не представил доказательств чрезмерного размера заявленной истцом компенсации, его несоответствия принципам разумности и справедливости, соразмерности последствия допущенного нарушения прав истца на товарные знаки.
В данном случае в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий.
При изложенных обстоятельствах нарушения ответчиком исключительного права истца на товарные знаки суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца заявленный размер компенсации.
Ответчик в апелляционной жалобе полагает о том, что размер компенсации подлежит снижению до 10000 рублей, в связи с тяжелым финансовым положением.
Суд не вправе снижать размер компенсации по своей инициативе, обосновывая такое снижение лишь принципами разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Суда по Интеллектуальным правам от 14.12.2017 по делу N А08-6253/2016.
Сторона, заявившая о необходимости такого снижения, обязана в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать необходимость применения судом такой меры.
В суде первой инстанции, а равно в суде апелляционной инстанции, ответчиком не представлено необходимой совокупности доказательств, на основании которых возможно снижение компенсации.
Таким образом, снижение компенсации возможно лишь при наличии соответствующего заявления ответчика, подкрепленного соответствующими доказательствами. Иное привело бы к нарушению принципов равноправия и состязательности сторон.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июля 2020 года по делу N А19-1830/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1830/2020
Истец: MGA Entertainment, Inc. (МГА Интертейнмент, Инк.), НП "Красноярск против пиратства"
Ответчик: Иоселиани Гиви