город Томск |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А45-12602/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В., Стасюк Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (N 07АП-8392/2020) на решение от 31.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12602/2020 (судья Морозова Л.Н.), по заявлению акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, улица Им. Леваневского, дом 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (г. Новосибирск, ул. Державина 28, ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278), о признании недействительным уведомления о приостановлении государственной регистрации N 55/021/003/2020-425 от 31.03.2020 и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление Росреестра по НСО, Управление) о приостановлении государственной регистрации, изложенного в уведомлении от 31.03.2020 N 55/021/003/2020-425, обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя и в течении 10 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу совершить действия, связанные с государственной регистрацией договора аренды N ОмФ/8785/20 от 17.03.2020 на основании заявления от 24.03.2020 N 55/021/00/2020-425 и приложенных к нему документов.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 31.07.2020 заявленные требования удовлетворены, решение Управления о приостановлении государственной регистрации, изложенное в уведомлении от 31.03.2020 N 55/021/003/2020-425 признано незаконным. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить действия, связанные с государственной регистрацией договора аренды N ОмФ/8785/20 от 17.03.2020 на основании заявления от 24.03.2020 и приложенных к нему документов, в установленные законом сроки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по НСО обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что заявителем не представлены документы для государственного кадастрового учета изменений, в связи с образованием части объекта недвижимости, а именно - технический план, содержащий сведения о части объекта недвижимости передаваемой в аренду.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представтели не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.03.2020 АО "Тандер" в Управление подано заявление об осуществлении государственной регистрации договора аренды на часть нежилого помещения с кадастровым номером 54:34:011710:319, расположенного по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, город Куйбышев, 7 квартал, д.3. В качестве документа-основания представлен договор аренды N ОмФ/8785/20 от 17.03.2020, заключенный между гражданами Сакович B.C., Тихоновым А.С. и АО "Тандер".
31.03.2020 Управлением принято решение, выраженное в уведомлении N 55/021/003/2020-425, о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Законом о регистрации на том основании, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Полагая, что указанное решение Управление является незаконным, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие сведений об учете арендуемой части нежилого помещения и не приложения технического плана, образуемой части, не свидетельствует о невозможности регистрации договора аренды.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Порядок проведения государственной регистрации недвижимости установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ определено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что в настоящем случае в аренду передается часть нежилого помещения общей площадью 214 кв.м., входящую в состав нежилого помещения с кадастровым номером 54:34:011710:319, расположенного по адресу: Новосибирская область, город Куйбышев, 7 квартал, д.3. (пункт 1.1 договора N ОмФ/8785/20 от 17.03.2020).
Согласно части 5 статьи 44 Федерального закона N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В соответствии с пунктом 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем объектом недвижимости, так и его частями, совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, сдавать его в аренду.
Судом установлено, что договор N ОмФ/8785/20 от 17.03.2020 содержит все идентифицирующие признаки передаваемого в аренду объекта. Кроме того, к договору аренды N ОмФ/8785/20 от 17.03.2020 стороны подписали приложение N 1 "План-схема объекта", приложение N 2 "Акт приема-передачи".
Право собственности на указанный объект ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сам объект ранее поставлен на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходя из вышеизложенных законоположений, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, что представленные на регистрацию с договором аренды документы, позволяли идентифицировать передаваемое помещение, в связи с чем регистрирующий орган мог осуществить кадастровый учет без составления отдельного технического плана на помещение, передаваемое в аренду, следовательно, отсутствие сведений об учете арендуемой части нежилого помещения и не приложения технического плана, образуемой части, не свидетельствует о невозможности регистрации договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оснований для приостановления государственной регистрации у Управления не имелось, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм Федерального закона N 218-ФЗ, не опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.07.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12602/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12602/2020
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд