г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А56-49054/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26075/2020) Управления Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 по делу N А56-49054/2020 (судья Лебедева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления Пенсионного фонда РФ во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга
к ООО "Актив Сервис"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (адрес: Россия 192007, г Санкт-Петербург, ул Расстанная, 20/лит. К, ОГРН: 1037804022740; далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Актив Сервис" (адрес: Россия 192241, г Санкт-Петербург, Южное шоссе, 57,к2,лит А,кв317, ОГРН: 1147847027327, далее - Общество, страхователь) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, октябрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, в общем размере 4000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 18.08.2020 в удовлетворении требований отказано.
Мотивированное решение составлено 08.09.2020.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в пределах доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела Обществом сведения по форме СЗВ-М представлены с нарушением сроков:
за январь 2019 года срок представления 15.02.2019 - фактически представлены 11.04.2019;
за февраль 2019 года срок представления 15.03.2019 - фактически представлены 20.03.2019;
за апрель, май, июнь 2019 года срок предоставления 15.05.2019, 15.06.2019, 15.07.2019 - фактически предоставлены 05.06.2019 и 22.07.2019;
за октябрь 2019 года срок предоставлении 15.11.2019 - фактически предоставлены 25.11.2019.
Кроме того, страхователь представил недостоверные сведения по форме СЗВ-М за март 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены Обществом 04.03.2019, при этом установленный действующим законодательством не позднее 01.03.2019.
Управлением составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
N 202S18190041366 от 28.05.2019,
N 202S18190030961 от 15.04.2019,
N 202S18190052353 от 29.07.2019,
N 202S18190089455 от 03.12.2019,
N 202S18190031591 от 16.04.2019,
N 202S18200008751 от 03.02.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки, в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Управлением приняты решения:
N 202S19190049991 от 08.07.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за январь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, в виде штрафа в размере 500,00 руб.;
N 202S19190040095от 30.05.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за февраль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, в виде штрафа в размере 500,00 руб.
N 202S19190061730 от 09.09.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за апрель, май, июнь 2019 года в отношении 3 застрахованных лиц, в виде штрафа в размере 1500,00 руб.;
N 202S19200004565 от 21.01.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, в виде штрафа в размере 500,00 руб.;
N 202S19190041106 от 03.06.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, в виде штрафа в размере 500,00 руб.
N 202S19200020611 от 16.03.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-М за март 2019 в отношении 1 застрахованного лица, в виде штрафа в размере 500,00 руб.
Управление в отношении Общества выставлены требования:
от 01.07.2019 N 202S01190056297 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР в размере 500,00 руб. (срок исполнения 22.07.2019);
от 02.07.2019 N 202S01190056854 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР в размере 500,00 руб. (срок исполнения 23.07.2019);
от 01.08.2019 N 202S01190065312 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР в размере 500,00 руб. (срок исполнения 24.08.2019);
от 07.10.2019 N 202S01190079792 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР в размере 1500,00 руб. (срок исполнения 28.10.2019);
от 18.02.2020 N 202S01200012998 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР в размере 500,00 руб. (срок исполнения 13.03.2020);
от 10.04.2020 N 202S01200027207 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в ПФР в размере 500,00 руб. (срок исполнения 12.05.2020).
В установленный в требованиях срок финансовые санкции уплачены не были, что явилось основанием для обращения Управления с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на пропуск Фондом шестимесячного срока на обращение в суд с иском о взыскании санкций отсутствие оснований для его восстановления по заявлению Управления.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Отчетность формы СЗВ-СТАЖ утверждена постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п, которым в поле "Тип сведений" предусмотрено проставление одного из типов представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии. Формы с типом "дополняющая" представляются на застрахованных лиц, данные по которым не учтены на индивидуальных лицевых счетах из-за ошибок, содержащихся в ранее представленной отчетности, либо данные по ним в отчетности отсутствовали.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:
- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Наряду с изложенным статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Материалами дела установлено, что Обществом сведения по форме СЗВ-М по типу исходная за январь, февраль, апрель, май, июнь, октябрь 2019, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены с нарушением срока, сведения по форме СЗВ-М за март 2019 года недостоверные (отсутствуют сведения об 1 застрахованном лице).
Поскольку в действия Общества имеется состав правонарушении. Ответственность за совершение которого установлена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ Управление правомерно привлекло Общество к ответственности в виде штрафа в общей сумме 4000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал на пропуск Управлением срока, определенного ст. 46 НК РФ.
Согласно части 2 статьи 213 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ, действующей с 01.01.2017).
На дату обращения в суд правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела требования, сделал вывод о том, что срок обращения с заявлением в арбитражный суд в связи с неисполнением требований (срок исполнения 22.07.2019, 23.07.2019, 24.08.2019, 28.10.2019,13.03.2020, 12.05.2020) истек.
Вместе с тем, судом не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта (абзац 2 части 3 статьи 46 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 3 части 3 статьи 46 НК РФ).
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 46 НК РФ в отношении взыскания сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций в судебном порядке.
Как следует из материалов дела задолженность Общества по уплате штрафов превысила сумму 3000 рублей после выставления требования от 18.02.2020 N 202S01200012998 на сумму 500 руб. со сроком исполнения 13.03.2020.
Настоящее заявление подано Фондом в арбитражный суд 18.06.2020.
Таким образом, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в сроки, установленные частью 3 статьи 46 НК РФ.
На основании изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в сумме 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 по делу N А56-49054/2020 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Актив Сервис" в пользу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга финансовые санкции в сумме 4000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Актив Сервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49054/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ФРУНЗЕНСКОМ РАЙОНЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: ООО "АКТИВ СЕРВИС"