23 октября 2020 г. |
Дело N А84-2497/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2020.
Постановление в полном объёме изготовлено 23.10.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.05.2020,
принятое по иску государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" (ОГРН 1149204009129, ИНН 9204004793; 299011, город Севастополь, улица Людмилы Павличенко, дом 2)
к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (ОГРН 1159204008083, ИНН 9203536259; 299002, город Севастополь, улица Михайловская, дом 13а),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного унитарного предприятия города Севастополя "Единый информационно-расчётный центр" (ОГРН 1149204044351, ИНН 9204020957; 299011, город Севастополь, улица Гоголя, дом 22)
об обязании заключить договор,
в присутствии:
от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" - Цеменко Н.Н., представителя по доверенности от 10.06.2020 N 111,
в отсутствие представителей государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север", государственного унитарного предприятия города Севастополя "Единый информационно-расчётный центр",
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - ГУПС "Севтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Управляющая компания "Север" (далее - ГУПС "УК "Север") с иском об обязании заключить публичный договор теплоснабжения в редакции теплоснабжающей организации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.05.2020 суд обязал заключить договор теплоснабжения.
Не согласившись с решением от 29.05.2020, ГУПС "УК "Север" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Апеллянт указывает, что ГУПС "УК "Север" не является ни исполнителем, ни потребителем коммунальной услуги теплоснабжения в соответствии с положениями абзаца 7 пункта 2 и абзаца 15 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Потребители самостоятельно оплачивают услуги теплоснабжающей организации, истец получает денежные средства за оплату услуг теплоснабжения от потребителей (жильцов) МКД на основании платёжных документов, подготовленных и предоставленных населению агентом - государственным унитарным предприятием города Севастополя "Единый информационно-расчётный центр". Ответчик не потребляет энергоресурсы для собственных нужд. Жилой дом по адресу: ул. С. Перовской, 62 с 26.06.2019 исключен из лицензии ГУПС "УК "Север". Жители отдельных многоквартирных домов приняли решение заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, следовательно, оплачивают за теплоснабжение ГУП Севастополя "Севтеплоэнерго" по заключённым прямым договорам.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 апелляционная жалоба ГУПС "УК "Север" принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву, которые приобщены к материалам дела, ГУПС "Севтеплоэнерго" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Истец указывает, что ГУПС "УК "Север" является управляющей организацией, следовательно, является исполнителем коммунальных услуг. Для него заключение договора теплоснабжения с целью оказания коммунальной услуги по отоплению включенных в его лицензию многоквартирных домов обязательно, что следует из статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", статьей 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации. Решения собственников помещений МКД о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями по адресам: ул. Богданова д. 32, д. 40 корп. 1, 2; ул. Центральная 20; ул. Садовая 41, 32А; ул. Ветвистая 26, равно как дом по ул. С. Перовской, 62, не являются предметом договора теплоснабжения N 0951, о понуждении заключить который заявлен настоящий иск, и не включены в реестр объектов теплоснабжения (Приложение N 1 к Договору). Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.
ГУПС "УК "Север" и ГУПС "Единый информационно-расчётный центр", извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ГУПС "УК "Север" и ГУПС "Единый информационно-расчётный центр", надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ГУПС "Севтеплоэнерго" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить ее без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ГУПС "Севтеплоэнерго" является поставщиком коммунальных ресурсов - тепловой энергии (мощности) в многоквартирные жилые дома города Севастополя по адресам: ул. Курчатова, 1, 3, 5, 8, 12, 14, 15, 18, 20, 22; Федоровская, 41, 43, 47, 49, 51, 53, 55; пл. Захарова 3, 4; ул. Буряка, 9, 10; ул. Громова 9, 62, 64; ул. Михайловская, 5, 9, 15, 15-а, 19, 23; ул. Симонок 57, 62, 64, 66/68; ул. Приморская, 1, 27; ул. Авиаторов 5, 9, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31; ул. Каманина 4, 5; Качинское шоссе 44; ул. Софьи Перовской 47, 52, 54; ул. Богданова 10-а, 25, 27; ул. Леваневского, 26; ул. Ветвистая 32, 34; ул. Циолковского, 9, 11, 13, 21; ул. Якорная 12; ул. Севастопольская, 78, 80, 84; ул. Баумана, 6; ул. Серафимовича, 28; ул. Краевой Надежды, 5, 9, 15; ул. Челюскинцев, 29, 32, 32-а, 34, 36, 36-в (далее - многоквартирные дома, МКД).
Согласно сведениям, размещённым в сети Интернет на сайте https://dom.gosuslugi.ru/, ГУПС "УК "Север" является управляющей организацией в отношении вышеуказанных многоквартирных домов.
ГУПС "Севтеплоэнерго" на основании пункта 10 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), направило с сопроводительным письмом от 27.09.2019 N 3313/УР в адрес ответчика оферту - подписанный проект договора теплоснабжения N 0951 в двух экземплярах, который получен ГУПС "УК "Север" 26.02.2019 (т.д. 1, л.д. 69).
ГУПС "Севтеплоэнерго" повторно направило в адрес ГУПС "УК "Север" с сопроводительным письмом от 27.09.2019 N 3313-УР оферту - подписанный проект договора теплоснабжения N 0951 в двух экземплярах; просило вернуть в течение 30 дней один экземпляр договора, заверенный подписью и печатью. Указанный проект договора получен ГУПС "УК "Север" 27.09.2019 вх. 2085 (т. 1, л.д. 131).
В связи с тем, что договор теплоснабжения не был в установленном законом порядке заключен, ГУПС "Севтеплоэнерго" обратилось с иском в суд о понуждении заключить договор.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Правилами N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее- Правила N 354), обоснованно пришел к выводу, что для ответчика, как для исполнителя коммунальных услуг, заключение договора теплоснабжения является обязательным, управляющая компания не вправе отказаться от заключения такого договора.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с пунктами 1, 2, 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
Согласно сведениям с сайта https://sev.gov.ru, на котором размещена актуализированная версия схемы теплоснабжения города Севастополь на период до 2033 года, с января 2018 года в схеме теплоснабжения города Севастополя единой теплоснабжающей организацией является ГУПС "Севтеплоэнерго".
Таким образом, для истца (ГУПС "Севтеплоэнерго") заключение публичного договора теплоснабжения обязательно.
ГУПС "УК "Север" согласно сведениям, размещённым в сети Интернет на сайте https://dom.gosuslugi.ru/, является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов города Севастополя по адресам: ул. Курчатова, 1, 3, 5, 8, 12, 14, 15, 18, 20, 22; Федоровская, 41, 43, 47, 49, 51, 53, 55; пл. Захарова 3, 4; ул. Буряка, 9, 10; ул. Громова 9, 62, 64; ул. Михайловская, 5, 9, 15, 15-а, 19, 23; ул. Симонок 57, 62, 64, 66/68; ул. Приморская, 1, 27; ул. Авиаторов 5, 9, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31; ул. Каманина 4, 5; Качинское шоссе 44; ул. Софьи Перовской 47, 52, 54; ул. Богданова 10-а, 25, 27; ул. Леваневского, 26; ул. Ветвистая 32, 34; ул. Циолковского, 9, 11, 13, 21; ул. Якорная 12; ул. Севастопольская, 78, 80, 84; ул. Баумана, 6; ул. Серафимовича, 28; ул. Краевой Надежды, 5, 9, 15; ул. Челюскинцев, 29, 32, 32-а, 34, 36, 36-в.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частям 1 и 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил N 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно подпункту "б" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259 изложена правовая позиция, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено наличием у управляющей организации цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Исходя из смысла пунктов 1 и 4 Правил N 124 управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома или по предоставлению потребителям коммунальных услуг, в целях исполнения такой обязанности должна заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или поставки газа.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке в данный дом коммунальных ресурсов, в том числе потребляемых при содержании общего имущества, участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
В отзыве на исковое заявление ГУПС "УК Север" указало, что предметом исковых требований является заключение договора теплоснабжения, в том числе по адресу: ул. Софьи Перовской, д. 62, который согласно Решению Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя от 26.06.2019 N 1103 исключён из лицензии ГУПС "УК "Север". Кроме того ГУПС "УК Север" указывает, что решениями собственников помещений МКД по адресам: ул. Богданова, 32, 40 корп. 1-2; ул. Центральная, 20; ул. Садовая, 41, 32А; ул. Ветвистая 26 собственники приняли решения о заключении прямых договоров с ресурсснабжающими организациями. Данные обстоятельства исключают возможность заключения договора теплоснабжения между истцом и ответчиком в отношении МКД по данным адресам.
Однако, проанализировав содержание оферты - проекта договора теплоснабжения N 0951, суд апелляционной инстанции установил, что МКД по адресам: ул. Софьи Перовской, 62; ул. Богданова, 32, 40 корп. 1-2; ул. Центральная, 20; ул. Садовая, 41, 32А; ул. Ветвистая 26 не включены в реестр объектов теплоснабжения по данному Договору.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства заключения прямых договоров с теплоснабжающей организацией собственниками МКД, включенных в реестр объектов теплоснабжения по договору N 0951.
Следовательно, доводы ГУПС "УК Север" о том, что оно не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни потребителем тепловой энергии, ни лицом, уполномоченным на сбор платы за ее потребление, являются необоснованными, и судом апелляционной инстанции отклоняются.
Таким образом, заключение договора теплоснабжения многоквартирных жилых домов является обязательным как для истца, так и для ответчика.
В силу части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В силу пункта 12 Правил N 124 в случае отказа исполнителя коммунальной услуги от заключения договора ресурсоснабжения, исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию о таком отказе с указанием его причин в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации. Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 N АКПИ16-1165, данные требования федерального законодателя являются обязательными для сторон.
Законодательство обязывает исполнителя коммунальных услуг заключить договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией и предоставляет ему защиту в случае уклонения последнего от заключения такого договора (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 N 305-ЭС17-6961 по делу N А41-64755/2015.
Таким образом, исходя из системного анализа указанных норм управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, и в силу своего статуса обязана заключить договор теплоснабжения, в связи с чем в отношении нее допустимо понуждение к заключению такого договора.
В силу части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом. Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида.
Договор теплоснабжения N 0951 содержит существенные условия, предусмотренные пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации N 808, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, которые устанавливают порядок организации теплоснабжения потребителей, условия поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров. Условий, умаляющих законные интересы ответчика, не установлено.
При этом судом апелляционной инстанции учитывается, что доказательства наличия разногласий по условиям проекта договора теплоснабжения, ответчик не представил. Какие-либо возражения по условиям договора N 0951, на которых настаивает ГУПС "Севтеплоэнерго", ГУПС "УК Север" ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявляло.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что стороны не лишены права изменить условия договора, как по соглашению, так и в судебном порядке по основаниям, установленным законом (статьи 450-453 ГК РФ).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.05.2020 по делу N А84-2497/2019 оставить без изменения; апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Север" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2497/2019
Истец: ГУП города Севастополя "Севтеплоэнерго"
Ответчик: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕВЕР"
Третье лицо: ГУП города Севастополя "Единый информационно-расчётный центр"