г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А26-12864/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. С. Кузнецовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24528/2020) ООО "Автоспецтранс"
на ршение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.07.2020 по делу N А26-12864/2019 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по иску ООО "Автоспецтранс"
к ПО "Медвежьегорское"
о взыскании
при участии:
от истца: Краузе Е. А. (доверенность от 15.04.2020)
от ответчика: не явился (извещен)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - ООО "Автоспецтранс", истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к потребительскому обществу "Медвежьегорское" (далее - ПО "Медвежьегорское", ответчик) о взыскании 152 391 руб. 25 коп., в том числе: 134 019 руб. 13 коп. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.05.2018 по 30.06.2019, 18 372 руб. 12 коп. пени, начисленных за период с 11.01.2018 по 21.11.2019.
Решением суда от 23.07.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Автоспецтранс" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы ответчиком не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания ответчик не обращался. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия по результатам конкурса, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия с 01.05.2018.
Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29.
Истец направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 34-212 АСТ, который ответчиком подписан не был, согласие по существенным условиям договора сторонами достигнуто не было.
В обоснование иска ООО "Автоспецтранс" указало, что в период с 01.05.2018 по 30.06.2019 истец оказывал ответчику услуги по вывозу ТКО в объеме, указанном в приложении к договору, выставив к оплате счета-фактуры на общую сумму 153 903 руб. 69 коп., рассчитанную по утвержденным тарифам.
Направленные в адрес ответчика счета им не оплачены.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.08.2019 N 08-130/2269 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в течение 30 дней с момента получения претензии.
Письмом от 03.09.2019 N 52 ответчик в ответ на претензию истца указал, что услуги по вывозу ТКО за период с мая по декабрь 2018 года и с января по август 2019 года не могут быть оплачены, поскольку фактически услуги по вывозу ТКО ООО "Автоспецтранс" в Медвежьегорском районе Республики Карелия не оказывались; счета на оплату являются недействительными; объемы вывоза ТКО ответчик не признал; направил акт о неоказании услуг от 03.09.2019.
Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, ООО "Автоспецтранс" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств оказания истцом ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в спорный период.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
01.05.2018 ООО "Автоспецтранс" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 указанного закона региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) раздела 1(1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8(1).
Пунктами 8(8), 8(10) Правил предусмотрено, что заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика в установленный пунктом 8(12) Правил срок (15 рабочих дней) направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 34-212 АСТ. Разногласия по проекту договора от ответчика в адрес истца не направлялись.
Таким образом, в силу пунктов 8(10), 8(15) Правил договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 34-212 АСТ считается заключенным на основании предложения регионального оператора на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором.
По условиям договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
В силу пункта 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.05.2018.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: - 35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяц, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата вносится до истечения текущего месяца; - оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Согласно подпункту "в" пункта 13 договора потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.
В пункте 15 договора стороны установили порядок производства учета объема и/или массы ТКО.
В приложении к договору указан объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов; объем принимаемых ТКО в год/м3; место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов; указана периодичность вывоза ТКО.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные истцом доказательства, апелляционная инстанция приходит к выводу о доказанности истцом факта оказания ответчику услуг на спорную сумму.
Доказательства того, что ООО "Автоспецтранс" в проверяемый период не осуществляло деятельность по вывозу ТКО с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81.
Постановлением государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 N 29 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)" с изменениями внесенными 28.12.2018, для истца установлены тарифы, применяемые при начислении платы за услугу по обращению с ТКО.
Согласно пунктам 16 и 20 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу, а также в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчик в материалы дела не представил, равно как не представил доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком. Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами и условиями типового договора не предусмотрено.
В данном случае ответчик не представил доказательств того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги им оплачены.
Вопреки выводу суда первой инстанции, составление и подписание акта оказанных услуг Правилами и условиями типового договора не предусмотрено.
В обоснование факта оказания услуг истец представил в материалы дела акты выполненных работ, составленные им с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия, а также выставленные ответчику счета на оплату услуг.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что ответчик в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора, не заявлял о выявленных нарушениях в работе регионального оператора, оснований полагать, что истец не исполнял обязательства перед ответчиком по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов у суда не имелось.
При этом, в уточненном расчете истцом учтены обращения ответчика, объемы оказанных услуг скорректированы, счета фактически выставлены только по следующим объектам: Великая Губа, Октябрьский, д. 1 (по май 2019 года), Великая Губа, ул. Рябова, п. Толвуя, ул. Пушкина, д. Шуньга, ул. Центральная, Повенец, ул. Парамонова, д. 8А, Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в сумме 134 019 руб. 13 коп. ответчиком не представлено, с него следует взыскать задолженность в указанном размере.
Оценив представленные истцом в подтверждение своих доводов доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд установил факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате, что является основанием для взыскания с него пени, начисленных в соответствии с пунктом 22 договора.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, с ответчика следует взыскать 18 372 руб. 12 коп. пени.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные "Автоспецтранс" удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.07.2020 по делу N А26-12864/2019 отменить.
Взыскать с потребительского общества "Медвежьегорское" (ОГРН 1031000432330, ИНН 1013000465) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (ОГРН 1141001044788, ИНН 1001291523) 134 019 руб. 13 коп. задолженности, 18 372 руб. 12 коп. пени и 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с потребительского общества "Медвежьегорское" (ОГРН 1031000432330, ИНН 1013000465) в доход федерального бюджета 5 572 руб. государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-12864/2019
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО "МЕДВЕЖЬЕГОРСКОЕ"