г. Киров |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А82-8416/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителя ответчика - Гробовой В.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020
по делу N А82-8416/2020,
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН: 7604012347, ОГРН: 1027600677554)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ильиной Наталии Владимировны,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" (далее -заявитель, АО "Газпром газораспределение Ярославль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 20.05.2020 по делу N 076/04/9.21-294/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ильина Наталия Владимировна, лицо, подавшее заявление в УФАС, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление (далее - Ильина Н.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Газпром газораспределение Ярославль" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, снизив размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
В апелляционной жалобе заявитель по делу, не оспаривая событие и состав вменяемого административного правонарушения, указывает на наличие в рассматриваемом случае достаточных оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ. Общество поясняет, что нарушение сроков исполнения обязательств по договору о подключении, заключенному с Ильиной Н.В., было вызвано конкретными, нетипичными обстоятельствами подключения объектов капитального строительства в районе пересечения ул. Куйбышева и пер. Петра Алексеева, выразившимися в отсутствии единой сети газораспределения на территории расположения земельных участков: Общество не вправе было навязывать первому обратившемуся с заявкой о подключении лицу создание сети газораспределения на всей территории, выделенной для строительства индивидуальных жилых домов, в связи с чем впоследствии, при выполнении обязательств по договорам с другими потребителями возникали трудности по проектированию подключения объектов капитального строительства.
УФАС представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие правовых оснований для его отмены, опровергло доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ильина Н.В. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 15.09.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.09.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны и третье лицо надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в представленном Управлением отзыве на апелляционную жалобу.
Заявитель по делу и третье лицо явку в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС рассмотрено заявление Ильиной Н.В. (вх. N 1263 от 06.02.2020) по вопросу неправомерных действий АО "Газпром газораспределение Ярославль", выразившихся в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
При рассмотрении указанного обращения антимонопольным органом установлено, что 06.08.2018 Ильина Н.В. обратилась в АО "Газпром газораспределение Ярославль" с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, в районе пересечения ул. Куйбышева и пер. Петра Алексеева, участок N 31, кадастровый номер земельного участка 76:23:060601:2086 (далее - объект капитального строительства), максимальный расход газа 5 м3/ч.
АО "Газпром газораспределение Ярославль" (исполнитель) и Ильина Н.В. (заявитель) заключили договор N ЯФ-ТП-662/18 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства для 1-й категории заявителей, если не требуется получение разрешения на строительство (далее - договор N ЯФ-ТП-662/18). Указанный договор датирован 17.08.2018. Со стороны Ильиной Н.В. договор подписан 17.09.2018.
В пункте 3 данного договора установлен срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа, который составляет 9 месяцев со дня заключения договора (до 17.06.2019).
АО "Газпром газораспределение Ярославль" в адрес Управления направило письма от 21.02.2020 N АЧ-07/523, от 18.03.2020 N АЧ-07/798, в которых представило письменные пояснения и документы, подтверждающие выполнение Обществом мероприятий с целью исполнения договора N ЯФ-ТП-662/18.
Из представленных Обществом документов антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
03.10.2018 АО "Газпром газораспределение Ярославль" обратилось в департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля с заявлением о выдаче схемы сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением места подключения земельного участка, предоставлении информации о красных линиях и перспективных потребителях на данных направлениях (письмо от 03.10.2018 N АЧ-02/3530, получено 04.10.2018).
В ответ департамент архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля письмом от 18.10.2018 N 10400 направил схему сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением места подключения земельного участка и объекта капитального строительства.
03.10.2018 Общество письмом N АЧ-02/3523 обратилось в департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля с просьбой выдать технические условия для проектирования газопровода-ввода к объекту капитального строительства. Письмо зарегистрировано 04.10.2018, ответ на него не получен.
Антимонопольным органом установлено, что 06.12.2018 (спустя полтора месяца после получения ответа из департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля) между ООО "НПП "Ингеоком" и АО "Газпром газораспределение Ярославль" заключен договор N ЯФ-3-1151/18 на выполнение инженерно-геодезических изысканий участка. Данный договор исполнен 16.01.2019, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ N 0005.
18.12.2018 (спустя 2,5 месяца после направления первого запроса) в адрес департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля повторно направлено письмо N АС-02/4605, содержащее просьбу выдать технические условия для проектирования газопровода-ввода к объекту капитального строительства Ильиной Н.В.
Письмом от 23.01.2019 N 01-08/591 департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля направил в адрес АО "Газпром газораспределение Ярославль" технические условия для подготовки проектной документации на устройство инженерных сетей. Кроме того, в данном письме указано на необходимость перехода сетей через проезжие части автомобильных дорог закрытым способом без вскрытия дорожного полотна.
Проектно-сметные работы по строительству газопровода-ввода до границ земельного участка к жилому дому выполнены 31.08.2019, что подтверждается соответствующим актом выполненных работ. Приказом от 04.09.2019 N 837/А АО "Газпром газораспределение Ярославль" утвердило проектно-сметную документацию по проекту N 29-19-ТП-ГСН.
Из пояснений Общества, представленных в антимонопольный орган, следует, что длительная подготовка проектной документации была обусловлена увольнением инженера-проектировщика и передачей исходной документации в мае 2019 года новому проектировщику.
Для дополнительного согласования красных линий и профиля улицы АО "Газпром газораспределение Ярославль" направлены заявки в департамент градостроительства мэрии г. Ярославля и департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля. Так, 20.11.2019 департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля согласовал проектное решение в границах красных линий автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля; 29.11.2019 департамент градостроительства мэрии г. Ярославля отразил, что не возражает против строительства сетей инженерно-технического обеспечения на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и по земельным участкам, на которые зарегистрировано право собственности города.
Строительно-монтажные работы по монтажу газопровода-ввода выполнялись силами АО "Газпром газораспределение Ярославль".
Общество представило письмо от 13.12.2019 N АЧ-02/3713, адресованное Ильиной Н.В. В указанном письме отражены сведения о расположении точек подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения (направлено посредством почтовой связи 22.01.2020).
17.12.2019 между Ильиной Н.В. и ООО "Оптима" заключен договор N 19/85 на выполнение подрядных работ (комплекс строительно-монтажных работ по прокладке наружного и внутреннего газопровода к жилому дому в границах земельного участка).
Исполнительно-техническая документация в границах участка Ильиной Н.В. поступила в АО "Газпром газораспределение Ярославль" 22.01.2020, о чем свидетельствует копия листа из журнала регистрации исполнительно-технической документации.
Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы - газопровода-ввода до границ земельного участка к жилому дому датирован 05.03.2020.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведения и документы, подтверждающие выполнение мероприятий по подключению объекта капитального строительства Ильиной Н.В. представлены не были.
Антимонопольным органом установлено, что на дату окончания срока исполнения договора N ЯФ-ТП-662/18 (17.06.2019) мероприятия по подключению со стороны АО "Газпром газораспределение Ярославль" не исполнены. На момент вынесения постановления по делу N 076/04/9.21-294/2020 об административном правонарушении превышение срока исполнения договора составило одиннадцать месяцев.
Исследовав указанные обстоятельства, Управление пришло к выводу, что АО "Газпром газораспределение Ярославль" нарушило установленный порядок подключения к сетям газораспределения объекта капитального строительства путем нарушения сроков исполнения договора N ЯФ-ТП-662/18 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения).
По результатам рассмотрения поступивших материалов антимонопольным органом 06.05.2020 в отношении Общества составлен протокол по делу N 076/04/9.21-294/2020 об административном правонарушении, которым деяние АО "Газпром газораспределение Ярославль" квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
20.05.2020 Управление, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 076/04/9.21-294/2020, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности в деянии Общества всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усмотрел. В рамках судебного разбирательства установлено, что подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения объекта капитального строительства Ильиной Н.В. произведено 05.06.2020, о чем свидетельствует представленный Обществом в материалы дела акт о подключении (технологическом присоединении). В данном акте содержится указание на наличие со стороны Ильиной Н.В. претензии к газораспределительной организации, причиной которой явилось невыполнение работы по подключению газа в установленный срок. Таким образом, судом установлено, что просрочка выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства третьего лица, составила один год (пункт 3 договора N ЯФ-ТП-662/18).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва ответчика на нее, заслушав представителя УФАС, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований нормативных актов.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
На момент заключения договора N ЯФ-ТП-662/18 Правила N1314 действовали в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 448.
Согласно пункту 2 Правил N 1314 (здесь и далее в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 448) под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
В соответствии с данным пунктом под заявителями первой категории понимаются заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 20 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов-вводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство домового регуляторного пункта (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту; исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
Из пункта 60 Правил N 1314 следует, что по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
При этом согласно пункту 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
В пункте 64 Правил N 1314 предусмотрено, что для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Пункт 69 Правил N 1314 содержит перечень документов, прилагаемых к заявке.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения (абзац 1 пункта 73(1) Правил N 1314).
В силу подпункта "а" пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 85 Правил N 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 9 месяцев - для заявителей первой категории в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) осуществляются без получения исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации разрешения на строительство.
Исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (подпункт "в" пункта 98 Правил N 1314, пункт 5.4 договора N ЯФ-ТП-662/18).
Несоблюдение Правил N 1314 образует объективную сторону состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В рассматриваемом судом случае договор о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения, заключенный между АО "Газпром газораспределение Ярославль" и Ильиной Н.В., со стороны потребителя подписан 17.09.2018. Вместе с тем на дату окончания срока исполнения данного договора (17.06.2019) мероприятия по подключению со стороны Общества не исполнены.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований Правил N 1314 АО "Газпром газораспределение Ярославль" в установленный срок не исполнило необходимых мероприятий по технологическому присоединению объекта потребителя к сети газораспределения. Срок, определенный договором о подключении (технологическом присоединении), а также установленный нормативными положениями, истек 17.06.2019.
Не опровергая наличия указанного нарушения, Общество указывает, что нарушение срока технологического присоединения объекта потребителя произошло вследствие возникших трудностей по проектированию подключения объекта капитального строительства, вызванных отсутствием единой сети газораспределения на территории расположения земельных участков. Как отмечает заявитель по делу, применительно к рассматриваемой территории восемь потребителей обратились в адрес Общества с заявками о подключении (технологическом присоединении).
Отклоняя указанные доводы Общества, суд апелляционной инстанции отмечает, что последовательность действий заявителя и значительное по времени бездействие (например, в части сроков подготовки проектно-сметной документации, направления департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля повторного запроса о выдаче технические условия) в конечном итоге привели к нарушению установленного срока исполнения договора о подключении объекта потребителя. При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что роль Общества при осуществлении возложенной на него обязанности по подключению (технологическому присоединению) объекта потребителя предполагает активное поведение не только в рамках отношений с обратившимся к нему лицом, но и с иными хозяйствующими субъектами.
Выступая профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество обязано учитывать возможные риски, которые могут возникнуть в данной сфере, и предпринимать своевременные и достаточные меры по исполнению принятых на себя обязательств в установленный срок.
Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что газораспределительной организацией не было предпринято своевременных, исчерпывающих мер для исполнения взятых на себя обязательств. Потребитель в данных отношениях является юридически слабой, не обладающей специальными познаниями, стороной договора, вправе требовать от газораспределительной организации надлежащего, добросовестного исполнения мероприятий по подключению, договор о котором является публичным.
Наличие нескольких обращений о подключении к сети газораспределения применительно к рассматриваемой территории не свидетельствует о возможности исполнителя по договору пренебрегать установленными (как нормативно, так и в рамках договорных отношений) сроками выполнения принятых на себя обязательств.
Факт выявленных в деятельности Общества как субъекта естественной монополии нарушений подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, что свидетельствует о наличии в деянии АО "Газпром газораспределение Ярославль" события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств АО "Газпром газораспределение Ярославль" не представлено.
Являясь субъектом естественной монополии, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения установленных требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что газораспределительная организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления от 20.05.2020 по делу N 076/04/9.21-294/2020 об административном правонарушении не истек.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал АО "Газпром газораспределение Ярославль" в удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Как отражено в постановлении от 20.05.2020 по делу N 076/04/9.21-294/2020 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, Управлением не установлено. При этом, назначая Обществу наказание в размере, превышающем минимальный размер санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ответчик учитывал факт неоднократного совершения АО "Газпром газораспределение Ярославль" административных правонарушений по вменяемой статье, систематический характер несоблюдения порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.
Вместе с тем статья 4.3 КоАП РФ закрепляет общий исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом не предусмотрена возможность судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, признавать отягчающими те обстоятельства, которые не указаны в названном Кодексе.
Принимая во внимание изложенный в постановлении ответчика вывод об отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу, что Управлением не обоснована возможность и необходимость в данном случае применения более строгого наказания, чем минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Систематический характер нарушений обстоятельством, отягчающим административную ответственность, исходя из положений, закрепленных в статье 4.3 КоАП РФ, не является.
Назначенный постановлением от 20.05.2020 по делу N 076/04/9.21-294/2020 об административном правонарушении размер административного штрафа подлежит изменению до размера, не превышающего 100 000 рублей. Такой размер штрафа соответствует принципам справедливости, целесообразности административной ответственности. Суд считает, что в данном случае назначенное заявителю наказание не повлечет чрезмерного ограничения экономических прав последнего.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судом апелляционной инстанции рассмотрены.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях. Исключительных обстоятельств судом не установлено, соблюдение сроков выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства относится к сфере контроля Общества, принимающего на себя обязательства по надлежащему исполнению требований, установленных Правилами N1314, а также условий договора с потребителем.
Оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела, определенного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд по обстоятельствам рассматриваемого дела не усматривает.
Правовых и фактических оснований для применения положений, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, каких-либо исключительных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не установил.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Ярославль" - без удовлетворения. Размер назначенного штрафа подлежит снижению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.08.2020 по делу N А82-8416/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" - без удовлетворения.
Изменить назначенное постановлением от 20.05.2020 по делу N 076/04/9.21-294/2020 акционерному обществу "Газпром газораспределение Ярославль" наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8416/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Ильина Н.В., Арбитражный суд Ярославской области