г. Москва |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А40-7594/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Вигдорчика Д.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Стройимпорттехника"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2020 г. по делу N А40-7594/20
по заявлению ООО "Стройимпорттехника" к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Власенко А.И. по дов. от 23.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИмпортТехника" (далее - Заявитель, ООО "СтройИмпортТехника", Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - Заинтересованное лицо, ЦАТ, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 13.11.2019 г. N 45-28-10/5042.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "СтройИмпортТехника" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "СтройИмпортТехника" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ЦАТ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, представил суду ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "СтройИмпортТехника" (Покупатель) заключило с компанией строительной техники "Шаньтуй" Китай (Продавец) внешнеторговый Контракт N ST-SIT2019/04/05 от 04.04.2019, во исполнение которого Продавец продает, а Покупатель покупает строительную технику и иные сопутствующие ей товары, с целью их реализации на территории Российской Федерации.
Во исполнение данного Контракта, заявителем были ввезены в Российскую Федерацию товары - новые фронтальные погрузчики:
товар N 1 - модель "SHANTUI SL30W" серийный номер 86SL30M2NK1003376 в количестве 1 шт.,
товар N 2 - модель "SHANTUI SL50W-2" серийный номер 86SL50L1NK1011285 в количестве 1 шт.
Указанные товары были оформлены Северо-Западным акцизным специализированным) таможенным постом Центральной акцизной таможни по ДТ N 10009190/271019/0005219 (далее по тексту - ДТ) под таможенную процедуру - таможенного склада (графа 1 ДТ - ИМ 70).
Центральной акцизной таможней 13.11.2019 было принято решение N 45-28-5042 в отношении товаров по ДТ, оформленное в виде письма "О направлении инормации", которым на ООО "СтройИмпортТехника" возложена обязанность по уплате утилизационного сбора за ввоз самоходных машин, в размере 690 000 руб. за товар N 1, и 776 250 руб. за товар N 2. Указанным решением, также, установлен срок уплаты утилизационного сбора и пени в случае неуплаты утилизационного сбора.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие оснований для уплаты утилизационного сбора во время нахождения самоходных машин под таможенной процедурой таможенного склада.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Как усматривается из материалов дела, ООО "СтройИмпортТехника" на СЗАТП (с) подана ДТ N 10009190/271019/0005219 на товары: новые фронтальные погрузчики "SHANTUISL30W", "SHANTUISL30W-2", классифицируемые кодом по ТН ВЭД ЕАЭС 8429 51 990 0.
28.10.2019 г. СЗАТП (с) осуществил выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенный склад.
Федеральным законом N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.1. Закона N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно положениям пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 данной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Союз) или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами.
Согласно статье 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры.
Таким образом, под плательщиками утилизационного сбора понимается лицо, которое фактически переместило самоходную машину через Государственную границу Российской Федерации до ее помещения под таможенную процедуру.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепив к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее - Правила) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепив к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется) документы, перечень которых определен п. 11 Правил.
В соответствии с пунктом 11 (1) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Как следует из содержания положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона.
Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, при этом не предусмотрены.
В соответствии с примечанием 4 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении новых фронтальных погрузчиков, классифицируемых в соответствии с кодом 8429 51 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом VI Перечня в зависимости от мощности силовой установки.
Согласно расчету, произведенному таможенным органом в соответствии с разделом VI Перечня, за новые фронтальные погрузчики "SHANTUISL30W", "SHANTUISL30W-2", задекларированные по ДТ N 10009190/271019/0005219 подлежит уплате утилизационный сбор в размере 1 466 250,00 рублей.
В соответствии с пунктом 17 Правил, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, таможенный пост письмом от 13.11.2019 г. N 45-28-10/5042 уведомил Заявителя о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления.
Учитывая, что ООО "СтройИмпортТехника" осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию утилизационный сбор подлежит уплате.
Ссылка Заявителя на постановление Конституционного суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 19.07.2019 г. N 30-П в котором КС РФ признал положения статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 57, в той мере, в какой они допускают возложение обязанности по уплате утилизационного сбора за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления несостоятельна, поскольку Постановление КС РФ от 19.07.2019 N 30-П распространяет свое действие только на взимание утилизационного сбора в отношении самоходных машин, помещенных под таможенную процедуру вверенного ввоза (допуска) и не применимо к настоящему спору.
Относительно довода Заявителя о том, что выдача паспорта самоходной машины (далее - ПСМ) зависит от уплаты утилизационного сбора, суд первой инстанции правильно указал, что возложенная на таможенные органы постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 г. N 447 "О введении паспортов транспортных средств" обязанность по выдаче ПСМ является дополнительной функцией таможенных органов, при реализации которой они осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора.
Согласно положениям действующего законодательства неполучение ПСМ не освобождает Общество от уплаты утилизационного сбора.
При этом, как отметил суд первой инстанции, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.07.2019 г. N 30-П, нормативное содержание статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ позволяет установить, что введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства.
Из содержания положений Закона N 89-ФЗ, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 г. N 301-ЭС19-157 по делу N А11-14919/2017).
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "СтройИмпортТехника".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2020 по делу N А40-7594/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7594/2020
Истец: ООО "СТРОЙИМПОРТТЕХНИКА"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ