г.Москва |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А40-75351/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ГУОВ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2020 по делу N А40-75351/20
по иску ПАО "МОЭК"
к АО "ГУОВ"
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Соболев П.И. по доверенности от 30.10.2018 б/н;
от ответчика: Девятайкин Д.П. по доверенности от 07.11.2019 N Д-893,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к АО "ГУОВ" о взыскании убытков 4 048 306 руб. 95 коп.
Решением суда от 06.07.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истцом в ходе проверок наличия оснований потребления тепловой энергии по адресу г.Москва. ул.Левобережная, д.4, к.24 выявлен факт потребления ответчиком энергоресурсов без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
Акт составлен истцом надлежащим образом, в присутствии представителя ответчика и подписан уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями ст.22 ФЗ "О теплоснабжении".
Период бездоговорного потребления ответчиком тепловой энергии - с 22.11.2019 по 04.03.2020.
Согласно расчету истца стоимость бездоговорного потребления составляет 2 698 871 руб. 30 коп.
ПАО "МОЭК" направило в адрес ответчика требования об оплате стоимости потребленной тепловой энергии, а также копии актов о бездоговорном потреблении, расчет объема и стоимости потребленной тепловой энергии, счет на оплату.
Факт направления вышеуказанных документов подтверждается реестрами почтовых отправлений с описью вложения (требование от 12.03.2020 N 02-Ф11/07-873/20 с приложениями).
Сумма убытков истца составила 4 048 306 руб. 95 коп., рассчитанных в полуторакратном размере в связи с неоплатой потребленной тепловой энергии.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы жалобы ответчика об отсутствии с его стороны бездоговорного потребления и отсутствии оснований для взыскания убытков отклоняются судом.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездоговорное потребление тепловой энергии это: потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Таким образом, отсутствие надлежащим образом заключенного договора теплоснабжения является достаточным и самостоятельным основанием для квалификации осуществляемого при этом потребления тепловой энергии, как бездоговорного.
Как указано в п.10 ст.22 ФЗ "О теплоснабжении", стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления подлежит оплате потребителем в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с потребителя убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. ПАО "МОЭК" направило в адрес ответчика требования об оплате стоимости потребленной тепловой энергии, а также копии актов о бездоговорном потреблении, расчет объема и стоимости потребленной тепловой энергии, счет на оплату.
Факт направления вышеуказанных документов подтверждается реестрами почтовых отправлений с описью вложения (требование от 12.03.2020 N 02-Ф11/07-873/20 с приложениями).
Однако ответчик фактически потребленную тепловую энергию до настоящего времени не оплатил, на требование об оплате не ответил, в связи с чем у ПАО "МОЭК" возникло право требовать от ответчика возмещения убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии в полуторакратном размере. Как видно из двух вышеприведенных норм ФЗ "О теплоснабжении (ст.2 и ст.22), для взыскания убытков в полуторакратном размере в результате бездоговорного потребления тепловой энергии и теплоносителя достаточно нескольких фактов: отсутствие договора теплоснабжения (что влечет квалификацию потребления как бездоговорного), фиксация указанного факта в установленном законом порядке (составление акта БДП), направление требования об оплате потребителю, в том случае, если в течение 15 дней оплата по соответствующему требованию не производится, ресурсоснабжающая организация имеет право применить соответствующую санкцию - взыскать убытки в полуторакратном размере.
Все 4 факта сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела (кроме квалификации потребления как бездоговорного для применения полуторакратного коэффициента в рассматриваемом случае).
Ответчик полагает, что наличие надлежащим образом оформленного технологического присоединения достаточно для того, чтобы не считать потребление тепловой энергии без заключенного в установленном порядке договора бездоговорным по смыслу ст.2 ФЗ "О теплоснабжении", что влечет невозможность применения 1,5 кратного коэффициента и соответствующее снижение взыскиваемой суммы.
Статья 2 ФЗ "О теплоснабжении" имеет исчерпывающий перечень случаев, в которых потребление подпадает под понятие "бездоговорное". отсутствие договора теплоснабжения является достаточным основанием для квалификации потребления бездоговорным.
Статья, как и в целом положения ФЗ "О теплоснабжении", не содержат каких-либо оговорок (например, если есть договор технологического присоединения - то такое потребление уже не считается бездоговорным).
Определение Конституционного суда РФ, ссылку на которое делает ответчик, не является относимым к настоящему спору, поскольку обстоятельства по рассматриваемому КС РФ спору иные.
Наличие договора о подключении к системам теплоснабжения между сторонами никак не влияет на тот факт, что потребление в рассматриваемом случае является бездоговорным, поскольку отсутствует договор энергоснабжения.
В соответствии с п.49 Постановления Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения" до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель:
- заключает договор теплоснабжения;
- предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, подключаемые к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный энергетический надзор.
В силу положений п.49 Правил N 787, п. 36 Правил N 808 одним из условий начала поставки теплоснабжающей организацией на вновь созданный объект капитального строительства тепловой энергии является предоставление заявителем разрешения органов государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта капитального строительства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2003 N 4358).
Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п.2.4.2 Правил N 115).
В силу требований п.п.2.4.7, 2.4.11 Правил N 115 включение в работу тепловых энергоустановок производится только после их допуска в эксплуатацию от подрядных организаций по акту.
При этом п.6.2.19 данных Правил предусматривает, что подключение тепловых сетей и систем теплопотребления после монтажа и реконструкции производится на основании разрешения, выдаваемого органами государственного энергетического надзора.
Таким образом, перед началом эксплуатации энергоустановок и потребления тепловой энергии, необходимо получить соответствующий акт Ростехнадзора и обратиться в ресурсоснабжающую организацию с заявкой на заключения договора теплоснабжения.
Ответчиком соответствующих доказательств не представлено.
Учитывая изложенное, оснований для неприменения 1,5-кратного коэффициента не имеется.
Наличие договора на подключение к системам теплоснабжения не влияет на квалификацию потребления энергоресурсов как "бездоговорного", поскольку, в соответствии с императивными нормами ФЗ "О теплоснабжении", отсутствие надлежащим образом заключенного договора энергоснабжения является достаточным для этого основанием.
Договорных отношений по спорным объектам между сторонами ранее не существовало.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.07.2020 по делу N А40-75351/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75351/2020
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"