г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А26-3567/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20090/2020) общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.07.2020 по делу N А26-3567/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - ответчик, Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 17-17/030-20 от 06.04.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 08.07.2020 Арбитражный суд Республики Карелия в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что ежедневный вывоз ТКО должен осуществляться Региональным оператором только с оборудованных мест (площадок) накопления ТКО, в то время как режим предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО при отсутствии места накопления ТКО, не соответствующего нормативным требованиям. Правилами N 354 не урегулирован.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Комитетом проведено административное расследование N 17-17/030-20 на основании поступившего обращения от граждан, проживающих д. Ууксу, в том числе в доме N 11 по ул. Центральная, Питкярантского района, Республики Карелия, по вопросу нарушения правил предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - TKO) по указанному адресу.
По факту выявленных нарушений в отношении заявителя 12.03.2020 составлен протокол N 3108 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 06.04.2020 по делу N 17-17/030-20 ООО "Автоспецтранс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 5 500 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
По результатам административного расследования Комитетом установлено, что органом местного самоуправления не созданы, и не оборудованы места накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в п. Ууксу Питкярантского района Республики Карелия. На официальном сайте Администрации Питкярантского городского поселения отсутствует реестр мест (площадок) накопления ТКО, содержащий информацию о местах (площадках) накопления ТКО в п. Ууксу.
С 01.03.2019 транспортирование ТКО осуществлял оператор МУП "УК "Питкяранта" на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенного по результатам электронного аукциона с ООО "Автоспецтранс".
Видеоматериалы с видеорегистраторов, подтверждающих факт вывоза ТКО у регионального оператора, отсутствуют в связи с тем, что спецтехника операторов, осуществляющая транспортирование ТКО не оснащена видеорегистраторами.
Ввиду того, что места накопления не определены ОМСУ, региональный оператор и оператор МУП "УК "Питкяранта" установили контейнеры для сбора ТКО в п. Ууксу по ул. Молодежная, д.8 - 4 контейнера объемом 0.75-м.куб. и ул. Спортивная, д.8 - 3 контейнера объемом 0,75 м.куб. Также потребителями - физическими лицами приобретены и установлены контейнеры у своих частных домовладений. Вывоз осуществляется еженедельно по четвергам.
В соответствии с договором N 13-19/223 лицом ответственным за транспортирование ТКО по указанному адресу в период с 01.03.2019 по 31.12.2019 являлось муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания "Питкяранта" (далее - МУП Управляющая компания "Питкяранта").
Из маршрутных журналов движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) ТКО в д. Ууксу следует, что вывоз ТКО не осуществлялся по данному адресу в период: с с 12.04.2019 по 17.04.2019, с 19.04.2019 по 24.04.2019, с 26.04.2019 по 01.05.2019, с 03.05.2019 по 08.05.2019, с 10.05.2019 по 15.05.2019, с 17.05.2019 по 22.05.2019, с 24.05.2019 по 29.05.2019, с 31.05.2019 по 05.06.2019, с 07.06.2019 по 12.06.2019, с 14.06.2019 по 19.06.2019, с 21.06.2019 по 26.06.2019, с 28.06.2019 по 03.07.2019, с 05.07.2019 по 10.07.2019, с 12.07.2019 по 17.07.2019, с 19.07.2019 по 24.07.2019, с 26.07.2019 по 31.07.2019, с 02.08.2019 по 07.08.2019, с 09.08.2019 по 14.08.2019, с 16.08.2019 по 21.08.2019, с 23.08.2019 по 28.08.2019, с 30.08.2019 по 04.09.2019, с 06.09.2019 по 11.09.2019, с 13.09.2019 по 18.09.2019, с 20.09.2019 по 25.09.2019, с 27.09.2019 по 02.10.2019, с 04.10.2019 по 09.10.2019, с 11.10.2019 по 16.10.2019, с 18.10.2019 по 23.10.2019, с 25.10.2019 по 30.10.2019, с 01.11.2019 по 06.11.2019, с 08.11.2019 по 13.11.2019, с 15.11.2019 по 20.11.2019, с 22.11.2019 по 27.11.2019
Из представленного договора N 13-19/223 на оказание услуг по транспортированию ТКО следует, что места приема и передачи ТКО, маршруты транспортирования ТКО определены в соответствии с Территориальной схемой и указаны в Приложении N 4 к настоящему договору (п. 2.8 Договора). В приложении N 4 к указанному Договору указаны места накопления ТКО (адрес контейнерной площадки) в д. Ууксу: ул. Речная, д.10, ул. Спортивная, д.6-2, ул. Центральная, д.2-2, ул. Спортивная, д.2-2, ул. Геологическая, д.1, ул. Спортивная, д.8.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах (подпункт "ж" пункта 4); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149); исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150).
В соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В пункте 17 раздела VII приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 град. С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 град. С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха + 5 град. С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше + 5 град. С.
В материалах дела содержатся сведения с сайта ГИСМЕТЕО о погоде с апреля по ноябрь 2019 года с сайта ГИСМЕТЕО в д, Ууксу, согласно которым установлено, что Обществом допущены нарушения периодичности своевременного вывоза ТКО в указанный период.
Отсутствие оборудованного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды места накопления ТКО не может являться препятствием для организации вывоза ТКО в д. Ууксу: ул. Спортивная, д.8, ул. Молодежная, д.8, поскольку в материалах дела имеются сведения о движении мусоровоза по указанному адресу, также организован еженедельный вывоз ТКО по четвергам.
Согласно договору N 13-19/223 на оказание услуг по транспортированию ТКО, из которого следует, что места приема и передачи ТКО, маршруты транспортирования ТКО определены в соответствии с Территориальной схемой и указаны в Приложении N 4 к настоящему договору (пункт 2.8 договора).
Сведения о вывозе ТКО с адресов, указанных в приложении N 4 договора N 13-19/223, где обозначены места накопления ТКО (адрес контейнерной площадки) в д. Ууксу: ул. Речная, д.10, ул. Спортивная, д.6-2, ул. Центральная, д.2-2, ул. Спортивная, д.2-2, ул. Геологическая, д.1, ул. Спортивная, д.8, в представленных реестрах оказанных услуг по вывозу ТКО в спорный период отсутствуют.
Пунктом 2.5.1 договора определено, что периодичность вывоза из мест накопления ТКО устанавливается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64.
На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил N 354 обращение с ТКО, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 данных Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
19.02.2018 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и ООО "Автоспецтранс" подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. 25.04.2018 Госкомитетом Республики Карелия по ценам и тарифам утвержден тариф ООО "Автоспецтранс" на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С учетом соблюдений всех условий, установленных частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", ООО "Автоспецтранс" начало осуществлять деятельность по вывозу бытовых отходов с 01.05.2018.
Таким образом, ООО "Автоспецтранс" является лицом, ответственным за обеспечение предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия.
Подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Статьей 13 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N4690-88, срок хранения отходов в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления "вердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4.4.1 договора N 13-19/223, Общество осуществляет контроль за исполнением МУП "УК "Питкяранта" обязанностей по договору.
Региональный оператор вправе не принимать и не оплачивать услуги по указанному договору, оказанные с нарушением графика транспортирования ТКО и схемы потоков ТКО, предусмотренных территориальной схемой (пункт 4.4.4 договора).
Общество также вправе не принимать и не оплачивать услуги оказанные Исполнителем с ненадлежащим качеством (пункт 4.4.7 договора), дополнять места накопления ТКО в уведомительном безоговорочном порядке путем направления уведомления в адрес Исполнителя, при этом цена и объем услуг, определенных настоящим договором остаются неизменными. Перечень (реестр) мест накопления (Приложение N 4) может дополняться и изменяться в результате инвентаризации и организации мест накопления в результате деятельности уполномоченных органов местного самоуправления и юридических лиц и иных потребителей и не влечет изменение предельной (максимальной) цены настоящего договора и объема услуг (пункт 4.4.8 договора).
Из реестров оказанных услуг при транспортировке ТКО за спорный период следует, что со стороны заявителя отсутствовал предусмотренный договором N 13-19/223 контроль по срокам вывоза ТКО в д. Ууксу, что послужило причиной нарушения режима обеспечения коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, проживающим в д. Ууксу, в том числе по ул. Центральная, д.11 Питкярантского района Республики Карелия.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ненадлежащее оборудование контейнерных площадок не может являться причиной неоказания, либо оказания коммунальной услуги по вывозу ТКО ненадлежащего качества.
Работы за рассматриваемый период Обществом приняты у МУП "УК "Питкяранта" по договору N 13-19/223, что подтверждается подписанными сторонами актами услуг по транспортированию ТКО.
При таких обстоятельствах, факт нарушения заявителем указанных выше требований установлен административным органом и подтверждается материалами дела.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в размере санкции статьи 7.23 КоАП.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.07.2020 по делу N А26-3567/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3567/2020
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору