г. Владивосток |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А24-1745/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-5167/2020
на решение от 09.07.2020
судьи Ю.С. Скрипник
по делу N А24-1745/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по иску муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375)
к Камчатскому краю в лице Министерству финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376),
третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство социального развития и труда Камчатского края (ИНН 4101121190, ОГРН 1084101000048), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101121182, ОГРН 1084101000037), Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 4100001358, ОГРН 1024101024012),
о взыскании 21 902,00 руб.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" (далее - истец, МУП "Лотос-М", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (далее - Минфин Камчатского края, ответчик, Министерство) о взыскании 21 902 руб. убытков в виде не возмещенной стоимости услуг по захоронению.
Определением суда от 07.05.2020 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития и труда Камчатского края, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю и Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением 09.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство финансов Камчатского края обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 09.07.2020, Министерство просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что в отношении расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, Законом о погребении не установлены источники финансирования. По мнению Министерства финансов Камчатского края, в отсутствие определенного источника финансирования расходов по погребению названной категории граждан, реализация Закона о погребении и похоронном деле относится к расходным обязательствам государства, взыскание убытков с Камчатского края в данном случае неправомерно.
Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Также ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании постановления Главы ПетропавловскКамчатского городского округа от 05.02.2007 N 211 МУП "Лотос-М" с 01.09.2006 наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Во исполнение Федерального закона от 12.01,1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", нормативно-правовых актов Петропавловск-Камчатского городского округа, МУП "Лотос-М" оказывает услуги по погребению, указанные в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении (пункт 2 статьи 9 Закона о погребении).
В 2017 году МУП "Лотос-М" осуществила погребение умершего гражданина. В процессе действий МУП "Лотос-М" на получение возмещения на погребение умершего, стало известно о том, что личность умершего установлена неверно, в результате чего орган ЗАГС выдал недостоверную справку о смерти гражданина.
В декабре 2019 года МУП "Лотос-М" получило справку о смерти в отношении умершего лица - Зайцева А.Л., в которой указана запись акта N 856 от 31.05.2017, а именно та запись, которая соответствует регистрации смерти захороненного лица в мае 2017 года.
После получения справки о смерти N 35 от 23.12.2019 МУП "Лотос-М" обратилось в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по г. Петропавловску-Камчатскому, которое уведомило, что умерший Зайцев А.Л. на момент смерти не являлся работающим или пенсионером.
Размер убытков МУП "Лотос-М", связанных с захоронением умершего Зайцева А.Л. в 2017 году составил 21 902 руб.
Указанные денежные средства истцу не компенсированы; факт оказания услуг подтверждается справками о захоронении.
Наличие у истца невозмещенных расходов, возникших в связи с осуществлением в 2017 году погребения невостребованного умершего (погибшего), послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении, Закон N8-ФЗ), положениями которого определены гарантии материальной и иной помощи для погребения умершего.
Согласно части 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;
при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 19.09.2016 N 1812 утверждена стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП "Лотос-М" на 2017 год (согласно 7 А24-1745/2020 приложению N 2 "стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП "Лотос-М", умершим (погибшим) при отсутствии супруга, родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить им погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение; личность которых не установлена органами внутренних дел, на 2017 год), стоимость захоронения взрослого (захоронение в могилу 2,3*1,0*1,5-м) составляет 21 902 руб.
Поскольку ответчиком по настоящему спору определен Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края, следует определить в каких случаях расходы по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как ссылается в своей жалобе Министерство финансов Камчатского края, стоимость услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, помимо указанных в пункт 3 статьи 9 Закона о погребении случаев, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат оплате расходы на погребение невостребованных умерших, при отсутствии оснований для возмещения расходов Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования и Российской Федерацией, указанных в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Делая указанный вывод, суд учел следующее.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение таких умерших, которые не востребованы, не указаны.
В то же время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из положений подпункта 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "О принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 закона о погребении и пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Федерального закона о погребении, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Закон не ставит в обязанность специализированной организации оказывать услуги по погребению в зависимость от наличия или отсутствия документов, подтверждающих статус пенсионера либо застрахованного лица у умершего, само его право на возмещение понесенных расходов возникает из закона и не оспаривается, обязанность доказывания наличия или отсутствия установленных пунктом 3 статьи 9 закона о погребении обстоятельств, зависящих от личности умершего, для отнесения расходных обязательств на Российскую Федерацию либо на соответствующий государственный фонд в силу статьи 65 АПК РФ лежит на ответчике.
Таким образом, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших.
Данный подход к финансированию таких расходов сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015.
Как следует из материалов дела, в 2017 году истец понес 21 902 руб. расходов, связанных с захоронением невостребованных лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно взыскал расходы на погребение невостребованных лиц, захоронение которых осуществляло общество, в полном объеме.
Оказание истцом услуг по захоронению спорного лица подтверждено имеющимися в деле доказательствами: справками о смерти, выданными органами ЗАГСа на умершего.
Согласно письменным пояснения Пенсионного фонда спорное лицо получателем пенсии и иных социальных выплат не значилось. В связи с чем, и в силу позиции изложенной выше, расходы на погребение невостребованных умерших должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации.
Расчет стоимость оказанных специализированной службой услуг по захоронению невостребованных в 2017 году граждан судом первой инстанции проверен и признан верным.
Что касается определения органа исполнительной власти, выступающего от имени субъекта Российской Федерации в спорных отношениях, суд обоснованно учел, что спорные средства подлежат взысканию с публично-правового образования Камчатского края за счет казны соответствующего публично-правового образования, органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных средств Камчатского края, является Министерство финансов Камчатского края.
Доводы заявителя жалобы о том, что главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации является Министерство социального развития и труда Камчатского края, не основаны на представленных в материалы дела доказательствах.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Таким образом, суд апелляционной инстанции счел, что решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Министерство судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 09.07.2020 по делу N А24-1745/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1745/2020
Истец: МУП петропавловск-камчатского городского округа "Лотос-М"
Ответчик: Министерство финансов Камчатского края
Третье лицо: ГУ Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю, Министерствр социального развития и труда Камчатского края, Пятый арбитражный апелляционный суд