г. Москва |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А40-308773/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Диамант"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-308773/19
по заявлению ООО "Диамант"
к 1)Федеральному дорожному агентству; 2)ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства"
о признании незаконными решений, действий, обязании совершить действия,
при участии:
от заявителя: |
Шамков В.В. по дов. от 13.09.2020; |
от ответчиков: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Диамант" (далее - Общество, заявитель) обратилось с заявлением к Федеральному дорожному агентству и Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород" (далее также - ответчики) о признании незаконными решений, действий, выразившихся в отказе заключить соглашение об установлении сервитута и отказе в согласовании заключения соглашения об установлении сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:739 площадью 2 099 кв. м (учетный номер части 1), находящегося в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 36+500 (справа) для строительства и эксплуатации объекта дорожного сервиса (пункта общественного питания), между ФКУ ""Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" и ООО "Диамант", об обязании совершить действия.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствии третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 22.04.2019 заявитель обратился в Федеральное дорожное агентство (далее также - Росавтодор) с заявлением о предоставлении государственной услуги - предоставление на праве ограниченного пользования (сервитута) сроком на 49 лет части земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:739 (учетный номер части 1), находящейся в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 на участке 36+500 под размещение (строительство) и эксплуатацию объекта дорожного сервиса.
29.05.2019 Распоряжением Росавтодора N 1268-р заявление было удовлетворено.
Этим же Распоряжением ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" было поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий по определению платы за пользование земельным участком, заключить по согласованию с Росавтодором соглашение об установлении сервитута.
На основании отчета об оценке единовременной платы за право ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000::739 (учетный номер части 1), находящейся в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 на участке 36+500, проведенной независимым оценщиком Торсуновым С.С, членом саморегулируемой организацией оценщиков "Российское общество оценщиков" (внесена Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 09 июля 2007 года за N 0003), проведенной по инициативе ООО "Диамант", размер платы составляет 978743,00 (девятьсот семьдесят восемь тысяч семьсот сорок три) руб.
Письмом от 11.07.2019 N 13/6656 ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" направило в адрес Федерального дорожного агентства на согласование проект соглашения об установлении сервитута, представленный заявителем.
Федеральное дорожное агентство письмом от 07.10.2019 N 06-28/38795 отказало в согласовании заключения соглашения об установления сервитута по причине того, что в отчете об оценке от 01.07.2019 N 07/19-10 выявлено, что величина единовременной платы за право ограниченного пользования (сервитут частью земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:739 определена как произведение рыночной стоимости части земельного участка на коэффициент с наименованием "доля стоимости, приходящаяся на убытки вследствие установления сервитута". При этом в соответствии с пунктом 5 приказа Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена. Однако значение коэффициента в размере 30% определено оценщиком на основании субъективного экспертного мнения. Единовременная величина платы за право ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:739 не подтверждается: "отсутствует техническое обоснование степени влияния сервитута на возможность эксплуатации части земельного участка по фактическому назначению".
Также вышеуказанным письмом Росавтодор сообщил, что после устранения выявленных нарушений, Федеральное дорожное агентство считает возможным вернуться к рассмотрению вышеуказанного вопроса.
Полагая, что отказы ответчиков нарушают законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 4.1 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитальной ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог.
Предоставление земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.05.2012 N 137 "Об утверждении административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса".
Результатом предоставления государственной услуги в соответствии с пунктом 18 Административного регламента является:
- решение о предоставлении земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса;
уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно ч. 2 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности", размер платы по соглашению об установлении сервитута, заключенному в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение, либо в аренду, может быть определен как разница рыночной стоимости указанных прав на земельный участок до и после установления сервитута, которая определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с Уставом ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" является некоммерческой организацией, федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 1.2. Устава).
В соответствии с пунктом 3.1.2. Устава целью деятельности Управления является "Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности".
Для достижения целей и реализации предмета деятельности Управление осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: "исполнение функций государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации па выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и (или) авторского надзора".
Как установлено судом первой инстанции, именно на ФКУ Федеральное дорожное агентство Распоряжением от 29.05.2019 N 1268-р возложило обязанность по обеспечению выполнения комплекса мероприятий по определению платы за пользование предоставляемым земельным участком в соответствии с пунктом 3 указанных Правил.
Однако, ООО "Диамант", не дожидаясь выполнения ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" комплекса мероприятий по определению платы за пользование предоставляемым земельным участком на праве сервитута, самостоятельно обратилось к независимому оценщику Торсунову С.С. члену СРО РОО, внесен в реестр оценщиков 22.09.2009 года за N 005980 с целью определения платы по соглашению об установлении сервитута.
В то же время ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород" в целях исполнения требование пункта 3 Распоряжения Федерального дорожного агентства от 29.05.2019 N 1268-р организовало работу по подготовке отчета N 07/12/19 "Об оценке рыночное стоимости и соразмерной платы за сервитут, подлежащий установлению на часть земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:739, общей площадью 2 099,0 кв. м, расположенного по адресу: Московская обл., р-н Ногинский городское поселение Старая Купавна, федеральная автомобильная дорога М-7 "Волга" км 35+280 - км 37+256". Стоимость сервитута сроком на 49 лет составил 4 192 931 рубль.
После устранения выявленных ранее нарушений и определения стоимости сервитута на основании отчета N 07/12/19 в адрес Федерального дорожного агентства не поступало на согласование соглашение об установлении сервитута.
Судом первой инстанции верно установлено, что Федеральное дорожное агентство в полной мере оказало ООО "Диамант" государственную услугу по предоставлению земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объекта дорожного сервиса (пункт общественного питания).
Общество в обход процедуры, утвержденной распоряжением Росавтодора от 29.05.2019 N 1268-р, привлекло независимого оценщика для определения платы за пользование земельным участком.
Как следует из материалов дела, отказ в согласовании соглашения об установлении сервитута не является итоговым актом Росавтодора по данному вопросу. Из письма Федерального дорожного агентства от 07.10.2019 N 06-28/38795 следует, что после устранения выявленных нарушений, Федеральное дорожное агентство считает возможным вернуться к рассмотрению вышеуказанного вопроса.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые действия ответчиков не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-308773/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-308773/2019
Истец: ООО "ДИАМАНТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО, ФКУ Управление федеральных автомобильных дорог Москва - Нижний Новгород