г. Владимир |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А79-4419/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети города Новочебоксарска" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 17.07.2020 по делу N А79-4419/2019, принятое по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети города Новочебоксарска" (ОГРН 1022100911139, ИНН 2124000310) к обществу с ограниченной ответственностью "Доверие" (ОГРН 1152130007270, ИНН 2130155506), о взыскании 36 319 руб. 31 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Курочкин К.Е., на основании доверенности от 10.01.2020 сроком действия 1 год;
от ответчика - не явился, извещен,
установил.
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети города Новочебоксарска" (далее - МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска", истец) обратилось в Арбитражный суд с Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Доверие" (далее - ООО "Доверие", ответчик) о взыскании 23 802 руб. 81 коп. основного долга по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в целях содержания общего имущество с многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, за период с сентября 2018 года по февраль 2019 года в рамках договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2017 N 5-326, а также соответствующих пеней за период с 16.10.2018 по 22.04.2019 в сумме 1 118 руб. 65 коп. и далее по день фактической оплаты долга.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.05.2019 по делу N А79-4419/2019 исковое заявление принято к производству суда.
Определением от 18.09.2019 по делу А79-4419/2019 арбитражные дела N А79-4419/2019, N А79-7062/2019, N А79-8616/2019 и N А79-9869/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением общего номера N А79-4419/2019.
В рамках дела N А79-7062/2019 истцом было заявлено требование к ответчику о взыскании 4093 руб. 09 коп. задолженности за оказанные услуги в период с марта по апрель 2019 года по холодному водоснабжению и водоотведению в рамках договора от 01.10.2017 N 5-326, 56 руб. пеней за период с
16.04.2019 по 20.06.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
В рамках дела N А79-8616/2019 истцом заявлено требование к ответчику о взыскании 4515 руб. 16 коп. задолженности за оказанные в мае 2019 года услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в рамках договора от 01.10.2017 N5-326, 41 руб. 77 коп. пени за период с 16.06.2019 по 22.07.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
В рамках дела N А79-9869/2019 рассматривалось требование истца к ответчику о взыскании 2 667 руб. 97 коп. задолженности за оказанные в июне 2019 года услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в рамках договора от 01.10.2017 N 5-326, 23 руб. 86 коп. пени за период с 16.07.2019 по 21.08.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
Решением от 17.07.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики взыскал с ООО "Доверие" в пользу МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" 11 993 руб. 47 коп. основного долга, 1835 руб. 86 коп. пеней за период с 16.10.2018 по 05.04.2020, 761 руб. 54 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственниками помещений в данных МКД были приняты решения общим собранием собственников о распределении объема холодного водоснабжения в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
По мнению заявителя, суд необоснованно учел отрицательные значения объемов потребления холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирных жилых домов.
Кроме того, заявитель считает, что при расчете платы за услуги водоотведения истцом правомерно применен подпункт "в" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.10.2017 между истцом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчиком (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 5-326 (далее - Договор), по условиям пункта 1.1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать на объекты абонента (Приложение N 6) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую и (или) техническую) воду.
Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систем водоотведения и обеспечивать их транспортировку, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В сентябре 2018 года - июне 2019 года истец подавал питьевую воду и осуществлял прием сточных вод в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика. На оплату истец выставил в адрес ответчика счета-фактуры от 30.09.2018 N 9-0001305 на сумму 5431 руб. 14 коп., от 31.10.2018 N 10-0000874 на сумму 3468 руб. 26 коп., от 30.11.2018 N 11-0000967 на сумму 4281 руб. 29 коп., от 31.12.2018 N 12-0001286 на сумму 1800 руб. 08 коп., от 31.01.2019 N 1-0000723 на сумму 4090 руб. 50 коп., от 28.02.2019 N 2-0000810 на сумму 4731 руб. 54 коп., от 31.03.2019 N 3-0001288 на сумму 2216 руб. 27 коп., от 30.04.2019 N 4-0000863 на сумму 1876 руб. 82 коп., от 31.05.2019 N 5-0000887 на сумму 4515 руб. 16 коп., от 30.06.2019 N 6-0001386 на сумму 2667 руб. 97 коп.
Претензиями от 12.04.2019 N 1139, от 15.05.2019 N 1445, от 11.07.2019 N 2104, от 11.06.2019 N 1762, от 12.03.2019 N 695 истец просил ответчика погасить задолженность по оплате поданной питьевой воды и услуг по приему сточных вод в указанном размере.
Поскольку указанные претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункты 1 и 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Факт подачи истцом питьевой воды и приема сточных вод подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли по поводу порядка определения объемов водоотведения в отсутствие приборов учета сточных вод, а также относительно необходимости учета в текущем расчетном периоде отрицательных значений объемов потребления за предыдущие расчетные периоды.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) при наличии договора ресурсоснабжения между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд - Vодпу - Vпотр,
где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Указанный правовой подход изложен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Вопреки доводам истца, нормы права, приведенные в названном решении, в полной мере относятся и к водоснабжению постольку поскольку в них не указано иного.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в домах, находящихся в управлении ответчика в спорном периоде объем потребления энергоресурса систематически принимал отрицательные значения, что должно было быть учтено истцом при расчетах объемов потребления энергоресурса.
На основании изложенного, истцу в спорном периоде надлежало выставлять к оплате ответчику объем холодной воды, скорректированный с учетом образовавшихся отрицательных значений общедомового потребления, что за спорный период составляет в ценовом выражении 11 103 руб. 90 коп., в том числе: за сентябрь 2018 года - 4541 руб. 57 коп., за октябрь 2018 года - на сумму 3468 руб. 07 коп., за ноябрь 2018 года - на сумму 874 руб., за январь 2019 года - на сумму 656 руб. 69 коп., за февраль 2019 года - на сумму 1405 руб. 34 коп., за май 2019 года - на сумму 158 руб. 23 коп.
Объем водоотведения рассчитан истцом на основании норматива потребления, установленного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.09.2012 N 370 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Чувашской Республики".
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения (пункт 42 Правил N 354).
Из содержания приведенных норм права следует, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту, в связи с чем названный порядок расчета платы транслирован в Правила N 124.
С 01.06.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N1498) внесены изменения в пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N124 (далее - Правила N124), а именно: пункт 21 Правил N124 дополнен подпунктом "в(4))", в котором содержится формула расчета объема сточных, отводимых за расчетный период от многоквартирного дома, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод.
Согласно данной норме объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации определяется как сумма объема холодной воды и объема горячей воды, поставляемых в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
По смыслу названных норм права при определении объема услуг водоотведения по договору организации водопроводно-коммунального хозяйства с исполнителем коммунальных услуг жилищным законодательством установлен приоритет определения объема сточных вод по показаниям прибора учета водоотведения, при его отсутствии в доме и наличии общедомовых приборов учета горячей и холодной воды путем суммирования их показателей, и только при отсутствии общедомовых приборов учета холодной и горячей воды размер платы за коммунальную услугу по водоотведению должен определяться как произведение тарифа на водоотведение и объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период и приходящийся на конкретное помещение (по индивидуальным приборам учета или нормативам потребления).
Такой порядок определения объема услуг водоотведения не противоречит Правилам N 354, поскольку обязательство собственников помещений оплачивать объем коммунального ресурса, в том числе сточных вод, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, следует из формулы 15, приведенной в пункте 17 приложения 2 к Правилам N 354. При этом согласно Постановлению N 1498 пункт 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) изложен в новой редакции, применимой к спорному периоду. Согласно абзацу 3 пункта 29 Правил N306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, обязательства собственников помещений жилого многоквартирного дома в отношении коммунальной услуги по отведению сточных вод не ограничиваются объемами, зафиксированными индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды (при их отсутствии - нормативами потребления соответствующей коммунальной услуги).
Факт оборудования многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается, при этом спорные дома не оборудованы коллективными приборами учета сточных вод.
Таким образом, вопреки доводу истца, в настоящем случае к правоотношениям сторон подлежит применению подпункт "в (4)" пункта 21 Правил N 124.
В настоящем случае при расчете платы за услуги водоотведения не может быть применен подпункт "в" пункта 21 (1) Правил N 124, поскольку из содержания указанной нормы следует, что ее положения подлежат применению в ситуации, когда многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, либо соответствующие приборы учета выведены из строя, либо утрачены, а либо истекли сроки их эксплуатации, а равно при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Однако, на наличие названных выше обстоятельств стороны не ссылаются.
Указанный истцом объем потребления горячей воды ответчиком не оспорен.
Произведя перерасчет объемов принятых истцом сточных вод с учетом изложенных выше норм, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что ответчиком за спорный период подлежат оплате 889 руб. 57 коп. (сентябрь 2018 года). В остальной части объем сточных вод принимает отрицательные значения.
Таким образом, исковые требования обоснованны и правомерно удовлетворены в сумме 11 993 руб. 47 коп., в том числе: за сентябрь 2018 года - 5 431 руб. 14 коп., за октябрь 2018 года - на сумму 3468 руб. 07 коп., за ноябрь 2018 года - на сумму 874 руб., за январь 2019 года - на сумму 656 руб. 69 коп., за февраль 2019 года - на сумму 1405 руб. 34 коп., за май 2019 года - на сумму 158 руб. 23 коп.
Истец также просит взыскать с ответчика пени, в том числе, в сумме 1118 руб. 65 коп. за период с 16.10.2018 по 22.04.2019 (на задолженность за сентябрь 2018 года - февраль 2019 года); в сумме 56 руб. за период с 16.04.2019 по 20.06.2019 (на задолженность за март - апрель 2019 года), в сумме 23 руб. 86 коп. за период с 16.07.2019 по 21.08.2019 (на задолженность за июнь 2019 года), в сумме 4515 руб. 16 коп. за период с 16.06.2019 по 22.07.2019 (на задолженность за май 2019 года) и далее по день фактической оплаты долга.
Согласно положениям пункта 6.4 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В тоже время, при начислении и взыскании неустойки по дату фактического исполнения обязательства необходимо учитывать положения пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 о приостановлении до 01.01.2021 взыскания неустойки в случае несвоевременного внесения платы за коммунальные услуги и платы за помещение. Установленный в постановлении мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория. Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период. Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3 - 5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория. Указанные разъяснения даны в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020.
Принимая во внимание изложенные выше выводы о стоимости питьевой воды и принятых сточных вод, подлежащих оплате ответчиком в спорный период, истцом за период с 16.10.2018 по 05.04.2019 подлежат уплате пени в сумме 1835 руб. 86 коп.
С требованием о взыскании неустойки за период с 06.04.2020 до момента фактического исполнения обязательства истец вправе обратиться в арбитражный суд после завершения моратория.
Таким образом, требования истца в части взыскания с ответчика 11 993 руб. 47 коп. основного долга и 1835 руб. 86 коп. пеней за период с 16.10.2018 по 05.04.2020 правомерно удовлетворены судом.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом второй инстанции в полном объеме и признаны несостоятельными.
Данные доводы дублируют приведенные ответчиком в суде первой инстанции, которым в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно отклонены.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Чувашской Республики - Чувашии от 17.07.2020 по делу N А79-4419/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети города Новочебоксарска" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4419/2019
Истец: МУП "Коммунальные сети города Новочебоксарска"
Ответчик: ООО "Доверие"