г. Вологда |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А66-14164/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Наш район" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2020 года по делу N А66-14164/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Наш район" (ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114; адрес: 170003, Тверская область, город Тверь, улица Стадионная, дом 8; далее - общество, ООО "УК "Наш район") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; адрес:170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - инспекция, ГЖИ) о признании незаконным и отмене предписания от 25.07.2019 N 1656/3/ОГ-19.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы, ссылаясь на пункт 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), полагает, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники данных помещений, в связи с этим начисление дополнительной платы за организацию и содержание мест накопления отходов осуществляло правомерно.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной инспекцией внеплановой документарной проверки деятельности общества в связи с обращением Абрамова С.Н., проживающего в многоквартирном жилом доме N 11 по улице 1-я Силикатная в городе Твери (далее - МКД), установлено, что общество, именовавшееся до 30.11.2018 "УК ЖЭУ", осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии от 29.04.2015 N 000052.
В платежных документах на оплату коммунальных услуг за январь 2019 года, выставленных обществом потребителям, проживающим в указанном доме, произведено дополнительное начисление платы по строке "организация и содержание мест накопления ТКО" в размере 0,57 руб./кв.м, при этом собственниками помещений в данном многоквартирном доме решение об утверждении размера платы за организацию и содержание мест накопления ТКО не принималось.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.07.2019 N 1656/2/ОГ-19, а также в связи с выявленным нарушением обществу выдано предписание от 25.07.2019 N 1656/3/ОГ о прекращении в срок до 28.10.2019 начисления платы по строке "организация и содержание мест накопления ТКО" потребителям МКД, а также о произведении перерасчета ранее начисленной платы по указанной строке за январь 2019 года.
Не согласившись с таким предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 указанного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 данного Закона предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом под обращением с отходами согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
До 01.01.2019 сбор и вывоз ТКО на подведомственной обществу территории осуществлялся обществом с ограниченной ответственностью "Транссервис" на основании договора от 01.11.2017 N 01/11/17/4 ТКО.
В состав платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги общество включало плату за сбор и вывоз отходов по тарифу 2,61 руб./кв.м, что подтверждено, в частности, платежным документом, выставленным плательщикам за январь 2019 год.
Оказание данного вида услуг было предусмотрено договором на управление многоквартирным домом от 01.05.2015, утвержденным решением собственников помещений МКД от 15.04.2015 (пункт 9 протокола общего собрания). На момент заключения договора на управление многоквартирным домом стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО составляла 1,86 руб./кв. м (пункт 3.3 договора; приложение N 1 к договору "Расчет стоимости услуг и работ по содержанию общего имущества МКД"). Впоследствии в результате индексации данная сумма возросла до 2,61 руб. и сохранилась в таком размере вплоть до начала спорного периода (расчет стоимости услуг и работ по содержанию жилого помещения, утвержденный директором общества 19.12.2018).
С 01.01.2019 на территории Тверской области состоялся переход на новую систему обращения с ТКО. Региональным оператором по обращению с ТКО на территории области является МУП "Тверьспецавтохозяйство".
Поскольку ранее в состав платы за коммунальные услуги включалась плата за сбор и вывоз ТБО, в силу данной нормы общество с 01.01.2019 было обязано исключить из состава платы за коммунальные услуги плату за сбор и вывоз ТБО в размере 2,61 руб. и известить собственников помещений об изменении размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В рассматриваемом случае общество размещено информационное сообщение для жителей спорного дома, в котором указано, что с 01.01.2019 услуги по вывозу отходов начинает оказывать региональные оператор; на основании пункта 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ из платежных документов будет исключена строка "Вывоз отходов" по тарифу 2,61 руб/кв. м.
При этом обществом в этом извещении отмечено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" бремя содержания контейнерных площадок несут собственники МКД; оказание услуг по содержанию контейнерных площадок, вывозу сезонных отходов (ветки, листва и т.п.) для их утилизации в рамках договора управления остается за управляющей компанией; в связи с этим строка "Содержание и ремонт жилого помещения" будет увеличена на 0,57 руб./кв.м.
Директором общества утвержден расчет размера платы, с перечнем предоставляемых услуг, работ по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, с 01.01.2019 размер платы за содержание мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок составил 0,57 руб. с 1 кв.м общей площади.
В платежные документы, выставляемые плательщикам, с 01.01.2019 внесены соответствующие изменения: строка "вывоз отходов" сохранена с нулевыми значениями размера платы, однако включена строка "организация и содержание мест накопления ТКО" со значением размера платы 0,57 руб./кв.м.
Таким образом, общий размер платы за счет исключения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО уменьшился по сравнению с предыдущим периодом на 2,04 руб., тогда как должен был уменьшиться на 2,61 руб.
По существу, в нарушение требований части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ общество исключило из состава платы за коммунальные услуги плату за сбор и вывоз ТКО не полностью, а частично.
В связи с этим являются обоснованными выводы инспекции о том, что включение обществом в платежные документы строки "организация и содержание мест накопления ТКО" с размером тарифа по данной строке 0,57 руб./ кв.м является незаконным.
Аналогичные выводы отражены и в судебных актах по делу N А66-8078/2019.
Доводы общества относительно отсутствия у ГЖИ права на проведение внеплановой проверки также не могут быть приняты в связи со следующим.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Данным законом установлены общие требования к порядку организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно пункту 26 части 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
Частью 2 статьи 10 названного закона, на который ссылается заявитель в обоснование своих доводов о незаконности проведения спорной проверки, предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки.
В то же время частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения.
При этом названная норма не требует, чтобы в таком обращении или заявлении содержалась информация о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
В данном случае основанием для проведения проверки явилось заявление гражданина в инспекцию по вопросу правомерности увеличения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, что послужило достаточным и законным основанием для ее проведения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Иных ограничений не установлено.
В данном случае лицо, обратившееся в инспекцию с заявлением, идентифицировано. Таким образом, препятствий для проведения проверки на основании данного заявления не имелось.
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения проверки судом отклонены.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2020 года по делу N А66-14164/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Наш район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14164/2019
Истец: ООО УК "Наш район"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ