г. Ессентуки |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А61-1501/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объёме 30.01.2024.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мишина А.А., судей Демченко С.Н. и Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бирюковым И.О., при участии в судебном заседании, с использованием системы веб-конференции, представителей от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Маляровой Е.А. (по доверенности от 26.05.2023), от Войсковой части 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - Некрасова С.В. (по доверенности N Д-1/2023 от 11.01.2023), в отсутствии представителя Войсковой части 6770, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.10.2023 по делу N А61-1501/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением о взыскании с Войсковой части 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Войсковая часть 5592, ответчик) о взыскании задолженности в размере 66 216 руб. 20 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.10.2022 по 27.02.2023 в размере 1 687 руб. 15 коп., с начислением процентов на сумму долга начиная с 28.02.2023 по день фактической оплаты суммы долга.
Определением от 06.04.2023 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 15.05.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Указанным определением также к участию в дело в качестве третьего лица, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом привлечена, Войсковая часть 6770.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.10.2023 по делу N А61-1501/2023 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 66 216 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 27.10.2022 по 27.02.2023 в размере 1 687 руб. 15 коп., проценты, начисленные на сумму основного долга (66 216 руб. 20 коп.), начиная с 28.02.2023 по день фактической уплаты денежных средств исходя из опубликованной Банком России и имевшей место в соответствующие периоды средней ставкой банковского процента по вкладам физических лиц по Северо-Кавказскому федеральному округу, и 2 716 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску. Суд пришел к выводу, что в нарушение своих обязательств по договору войсковая часть компенсационную плату за время пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями, в размере 66 216 руб. 20 коп. не внесла, что послужило также основанием для взыскания процентов.
Не согласившись с принятым решением, Войсковая часть 5592 обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, об исключении из суммы иска включенные накопительные ведомости на общую сумм 45 333 руб. 80 коп. ответчик указывает, что он не является стороной по государственному контракту, заключенному между ОАО "РЖД" и Федеральным казенным учреждением "Главным центром специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" на оказание услуг на оказание услуг по организации и осуществления воинских железнодорожных перевозок грузовыми поездами. Договорные отношения позже 31.08.2022 у истца и ответчика отсутствуют, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания долга. Ответчик считает, что у истца отсутствовали основания для начисления по накопительным ведомостям и предъявления к оплате компенсационной выплаты. В части требований о взыскании процентов ответчик также не согласен, поскольку, оплата за привлечение подвижного состава сверх сроков нормативной доставки грузов) являются следствием не надлежащего исполнения взятых на себя истцом обязательств по своевременной доставке воинских грузов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением от 01.12.2023 судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 16.01.2024.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru/ в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
Представители сторон высказали свои позиции относительно предмета.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.10.2023 по делу N А61-1501/2023 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" (исполнитель) и Федеральное казенное учреждение "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации (заказчик) заключили государственный контракт от 16.05.2022 N 4837320 на оказание услуг по организации и осуществлению воинских железнодорожных перевозок грузовыми поездами по условия которого исполнитель оказывает заказчику услуги по организации и выполнению на территории РФ, в том числе по не принадлежащим исполнителю инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, воинских железнодорожных перевозок в вагонах и контейнерах в интересах получателей услуг, в том числе с привлечением подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - постановление Правительства N1590) (том 1, л.д. 37-39).
Получателями услуг являются подразделения МВД России, Федеральные службы войск национальной гвардии РФ, указанные в качестве отправителя или получателя в перевозочном документе (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 12.01 контракта срок оказания услуг по контракту - с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В свою очередь, между ОАО "РЖД" (превозчик), Войсковой частью 5592 (грузовладелец), Войсковой частью 6770 (пользователь) заключен договор N 324/3/1 от 07.02.2022 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь не общего пользования войсковой части 6770 при станции Моздок для производства групповых операций войсковой частью 5592, по условиям которого Войсковая часть 5592 обязуется уплачивать перевозчику, в том числе компенсацию за использование привлеченных вагонов в соответствии с постановлением Правительства N 1590 (том 1, л.д. 15-18).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 7 договора N 324/3/1 от 11.03.2022 Войсковая часть 5592 обязана уплачивать перевозчику, с учетом коэффициентов индексации, действующих на дату оказания услуг, компенсацию за использование привлеченных вагонов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590.
Согласно пункту 8 договора N 324/3/1 расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с соглашением об организации расчетов N 58С/02-16 от 18.02.2016 (код плательщика 4200116415), заключенного между грузовладельцем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания.
Сборы и платы, предусмотренные подпунктом "г" пункта 7 договора, вносятся перевозчику в суточный срок со дня начисления.
В мае-сентябре 2022 года Войсковая часть 5592 воспользовалась привлеченным железнодорожным подвижным составом для перевозки грузов по накладным Формы-2 (дорожным ведомостям) N Х626505, Х384205, Х384206, Х384207, Х626541, Х384208, Х626568, Х384210, Х626591, Х62660.
Для компенсации времени пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями и не учтенных сроком перевозки по накладным Исполнителем были составлены накопительные ведомости ф. ФДУ-92. Накопительная ведомость ф. ФДУ-92 N 310501 от 31.05.2022, N 310502 от 31.05.2022, N 220602 от 21.06.2022, N 020701 от 02.07.2022, N 230704 от 23.07.2022, N 270701 от 27.07.2022, N 240903 от 24.09.2022 на общую сумму 66 216,20 рублей (с учетом НДС), от подписания которых заказчик отказался.
Об отказе от подписания составлены акты общей формы ГУ-23 N 1 от 31.05.2022 по ст. Моздок, N 2 от 31.05.2022, 21.06.2022, 02.07.2022 по ст. Моздок, N 8 от 23.07.2022 по ст. Моздок, N 7 от 23.07.2022 по ст. Моздок, N 9 от 12.08.2022 по ст. Моздок, N 1 от 31.08.2022, 10.09.2022, 24.09.2022 по ст. Моздок.
Дата и время начала и окончания грузовых операций с привлеченными вагонами зафиксированы в прилагаемых ведомостях подач и уборки вагонов: N 05617, 056015, 064019, 071021, 074023, 076025, 083027, 086029, 092031, 095033 по станции Моздок.
Истец указывает, что в нарушение своих обязательств по договору Войсковая часть 5592 компенсационную плату за время пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями, в размере 66 216 руб. 20 коп. не внесла
Истцом ответчику направлена претензия от 19.10.2022 N 401/Зам АФТООД с предложением оплатить задолженность, которая получена ответчиком, что подтверждается отметкой в претензии (том 1, л.д. 31-33).
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статей 309, 310 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предметом контракта является оказание услуг по организации и осуществлению воинских железнодорожных перевозок грузовыми поездами на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении, исполнение которого завершено.
В соответствии с условиями Контракта для перевозки воинских грузов исполнитель был обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лиц, а заказчик оплатить за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом согласно пункту 4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1590.
Вместе с тем, контракт помимо услуг по перевозке грузов предусматривает привлечение подвижного состава и дополнительные услуги, установленные пунктом 2.1 контракта, которые не связаны с перевозками напрямую.
Таким образом, государственный контракт, заключенный между Минобороны России и ОАО "РЖД", включая в себе обязательства по перевозке воинских и специальных грузов, не ограничивается указанными услугами, поэтому контракт не является договором перевозки в чистом виде.
Следовательно, исходя из пункта 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2001 N 59, контракт является смешанным договором, который содержит в себе элементы договора перевозки и договора возмездного оказания услуг.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 1590 установлено, что за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе, начисляется компенсационная плата.
Стоимость компенсации за нахождение вагонов под грузовыми операциями определяется по данным памяток приемосдатчика формы ГУ-45 от даты подачи под погрузку/выгрузку до даты уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь.
При определении размера компенсационной платы количество календарных суток нахождения вагонов и контейнеров под грузовыми операциями и/или их задержки рассчитывается в сутках, при этом неполные календарные сутки округляются до полных.
В силу статьи 33 Федерального закона от 10.01.2103 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта "Российской Федерации" (далее - Устав) перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Срок доставки груза (далее - нормативный срок доставки) ОАО "РЖД" исчисляет самостоятельно в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N245 и указывает в транспортной железнодорожной накладной. Нормативный срок доставки груза исчисляется в сутках, начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки, завершается подачей вагонов для выгрузки на железнодорожные пути необщего пользования.
Расчет платы за перевозку груза производится ОАО "РЖД" и осуществляется автоматически в автоматизированной системе подготовки и оформления перевозочных документов на Железнодорожные грузовые перевозки "ЭТРАН" (далее - "ЭТРАН").
Основанием для расчета начисляемой заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно подпункту "а" пункта 4 Особенностей тарификации, является транспортная железнодорожная накладная. Нормативный срок доставки является максимальным сроком для начисления платы за перевозку, включающей плату за привлечение и оплачиваемой за счет заказчика (за исключением случаев досрочной доставки груза либо задержки доставки груза по зависящим от заказчика причинам).
В случае досрочной доставки груза плата за перевозку, включающая плату за привлечение, начисляется за фактическое время перевозки и пользования привлеченным подвижным составом.
В случае задержки доставки груза по причинам, зависящим от ОАО "РЖД" либо третьих лиц, плата за перевозку, включающая плату за привлечение, начисляется за нормативное время перевозки и не может быть возложена на заказчика в размере, увеличенном на срок задержки доставки.
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на ж/д. станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно на другом основании.
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются после завершения перевозочного процесса (в следующие сутки после прибытия груза на ж.д. станцию), но до истечения указанного в железнодорожной накладной срока доставки, (т.е. в те сутки, за которые в "ЭТРАН" на основании железнодорожной накладной уже не подлежит начислению плата за перевозку, включающая плату за привлечение), основанием для начисления (добора) платы за привлечение вагонов за сутки фактического пользования вагонами вне перевозочного процесса во время подачи, нахождения вагонов под выгрузкой и их уборки в ходе оказания дополнительной услуги по подаче и уборке вагонов является ведомость подачи и уборки вагонов.
Основанием для начисления платы за использование привлеченного подвижного состава при выполнении грузовых операций является ведомость подачи и уборки вагонов (накопительная ведомость).
Таким образом, компенсация начисляется в случае фактического использования заказчиком привлеченных вагонов сверх нормативного времени: либо в процессе перевозки, только за те сутки, за которые на основании транспортной железнодорожной накладной в "ЭТРАН" не начислена плата за перевозку, включающая плату за привлечение, либо вне перевозочного процесса только за те сутки, за которые на основании ведомости подачи и уборки вагонов не начислена плата за привлечение.
Основанием для начисления платы за использование привлеченного ·подвижного состава при выполнении грузовых операций является ведомость подачи и уборки вагонов (накопительная ведомость).
Пунктом 4 Постановления N 1590 установлено, что за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе, начисляется компенсационная плата.
Стоимость компенсации за нахождение вагонов под грузовыми операциями, определяема по данным памяток приемосдатчика формы ГУ-45 от даты подачи под погрузку/выгрузку до даты уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь.
При определении размера компенсационной выплаты количество календарных суток нахождения вагонов и контейнеров под грузовыми операциями и/или их задержки рассчитывается в сутках, при этом неполные календарные сутки округляются до полных.
Как установлено ранее, в мае-сентябре 2022 года Войсковая часть 5592 воспользовалась привлеченным железнодорожным подвижным составом для перевозки грузов по накладным Формы-2 (дорожным ведомостям) N Х626505, Х384205, Х384206, Х384207, Х626541, Х384208, Х626568, Х384210, Х626591, Х626600.
Для компенсации времени пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями и не учтенных сроком перевозки по накладным Исполнителем были составлены накопительные ведомости ф. ФДУ-92. Накопительная ведомость ф. ФДУ-92 N 310501 от 31.05.2022, N 310502 от 31.05.2022, N 220602 от 21.06.2022, N 020701 от 02.07.2022, N 230704 от 23.07.2022, N 270701 от 27.07.2022, N 240903 от 24.09.2022 на общую сумму 66 216,20 рублей (с учетом НДС), от подписания которых заказчик отказался.
Ответчик ошибочно полагает, что если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл па ж/д. станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно на другом основании.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что на станцию Моздок в адрес ответчика пришли вагоны с нарушением нормативного срока доставки.
В соответствии с пунктами 2, 14 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), перевозка грузов железнодорожным транспортом должна осуществляться в пределах нормативных сроков, установленных данными Правилами; доставка грузов считается оконченной в момент подачи вагонов с грузами грузополучателям на пути необщего пользования; неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные.
В связи с этим в исковых требованиях речь идет о взыскании компенсационной платы за время пользования вагонами вне перевозочного процесса. Доказательства иного в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на подпункт а) пункта 4 Постановления N 1590 не обоснованна, поскольку данный пункт регулирует плату за использование привлечённого подвижного состава в перевозочном процессе, в данном случае плача взимается за привлечение подвижного состава вне перевозочного процесса.
Довод ответчика о том, что одновременно начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и компенсации Особенностями тарификации не предусмотрено, является несостоятельным.
В данном случае ответчику в соответствии с Постановлением N 1590 и условиям заключенного контракта начислена только компенсационная плата за сутки за время пользованием спорными вагонами, не учтенное в перевозочном процессе.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворен иск на сумму 66 216 руб. 20 коп.
Истец заявил о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.10.2022 по 27.02.2023 в размере 1 687 руб. 15 коп., с продолжением их начисления по день фактической уплаты долга.
На основании пунктов 1, 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Поскольку факт ненадлежащего исполнений ответчиком обязательства подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании процентов за пользование его денежными средствами является правомерным.
Доказательств невиновности ответчика в просрочке исполнения обязательств по поставке грузов и компенсационной платы за сутки за время пользованием спорными вагонами, не учтенное в перевозочном процессе, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, признал его арифметически и методологически верным.
Необходимость проверки расчета иска на предмет его соответствия нормам законодательства, регулирующего спорные отношения, как подлежащего оценке письменного доказательства по делу, по смыслу статей 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации входит в стандарт всестороннего и полного исследования судами имеющихся в деле доказательств (определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016 N 305-ЭС16-8324, от 27.12.2016 N 310-ЭС16-12554, от 29.06.2016 N 305-ЭС16-2863).
Непредставление ответчиком альтернативного расчета само по себе не освобождает суд от проверки представленного истцом расчета на предмет его соответствия нормативным положениям и не является основанием для применения части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству"). Вместе с тем обязанностью суда является проверка представленного в подтверждение размера исковых требований расчета истца и ответчика на соответствие нормам материального права и условиям договора (статьи 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Суд апелляционной инстанции, не находит оснований считать, что расчет процентов произведен неверно. Контррасчет Войсковой частью N 5592 не представлен.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежали взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами с 27.10.2022 по 27.02.2023 в размере 1 687 руб. 15 коп., проценты, начисленные на сумму основного долга (66 216 руб. 20 коп.), начиная с 28.02.2023 по день фактической уплаты денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом неправильно произведены расчеты компенсационной платы за сутки за время пользованием спорными вагонами, не учтенное в перевозочном процессе, поскольку вагоны фактически были поданы под разгрузку и возвращены с учетом уборки в пределах 1 суток, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку опровергаются представленными истцом документами в обоснование исковых требований, а представленные ответчиком ведомости подачи и уборки вагонов являются частью документов без учета прибытия вагонов, указанных в требовании - накладной, дорожной ведомости, в которых указано дата прибытия вагонов.
Кроме того, ссылка в апелляционной жалобе на статью 33 Устав также не обоснована, поскольку нормативный срок доставки учитывается при исполнении договора перевозки (перевозочный процесс), т.е. с момента принятия груза к перевозке и до момента выдачи груза грузополучателю в рамках нормативного срока доставки.
При этом в рассматриваемом деле, спор основан на взыскании компенсационной платы за время пользования вагонами вне перевозочного процесса, не учтенной при составлении перевозочных документов.
ОАО "РЖД" взыскивается компенсационная выплата, которая начисляется в случае фактического использования ответчиком привлечённых вагонов вне перевозочного процесса, за те сутки, за которые на основании ведомостей и подачи и уборки вагонов не начислена плача за привлечение. Начисление данной платы производится в накопительной ведомости.
При определении размера компенсационной выплаты количество календарных суток нахождения вагонов и контейнеров под грузовыми операциями и/или их задержки рассчитывается в сутках, при этом неполные календарные сутки округляются до полных.
Таким образом, апеллянтом не приведено ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта суда первой инстанции, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, вывод суда первой инстанции не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу верного судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.10.2023 по делу N А61-1501/2023 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Судом первой инстанции правомерно взысканы судебные расходы истца по оплате государственной пошлины по иску с ответчика в пользу истца в размере 2 716 руб.
В данном случае судебным актом взыскана не государственная пошлина, а распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах". Следовательно, на ответчика возложена обязанность по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам по уплате государственной пошлины по иску.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не подлежат взысканию, поскольку Войсковая часть 3737 освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.10.2023 по делу N А61-1501/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Мишин |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1501/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Войсковая часть 5592 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
Третье лицо: ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 6770