г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А56-24313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Норенко Е.А. по доверенности от 04.06.2020
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20485/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 по делу N А56-24313/2020, принятое
по заявлению Акционерного общества "Газпром закупки"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"; общество с ограниченной ответственностью "Инновационные Системы Контроля"
о признании недействительными решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром закупки" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, УФАС, Управление) от 28.02.2020 по жалобе N Т02-147/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", ООО "Инновационные Системы Контроля".
Решением суда от 08.07.2020 оспариваемые решение и предписание Управления признаны недействительными.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что Комиссия УФАС признала в действиях Организатора торгов нарушения пункта 2 части 2 статьи 3, части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в связи с чем правомерно вынесла оспариваемые решение и предписание.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Управление и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.12.2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31908743249 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов в 2020-2022 гг., установленных на автотранспортные средства ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" для нужд ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 0096094 (далее - Закупка), включая документацию о маркетинговых исследованиях (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупках) в редакции от 18.12.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
11 229 523,20 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
23.01.2020 В 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
11.03.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург |
ООО "Инновационные Системы Контроля" обратилось в УФАС с жалобой, в которой указало на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, в следующем: - установлении в Документации ограничивающего конкуренцию условия о применении механизма банковского сопровождения договора, предусматривающего необходимость для победителя процедуры Закупки осуществить резервирование отдельного счета в банке АО "Газпромбанк"; - установлении в Документации ограничивающего конкуренцию требования к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме 2.1 Документации.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Инновационные Системы Контроля" Антимонопольным органом было вынесено решение от 28.02.2020 по жалобе Т02- 147/20, в рамках которого УФАС решило:
1) Признать жалобу (от 18.02.2020 вх. N 5174-ИП/20) ООО "ИСК" на действия Организатора торгов АО "Газпром закупки" при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов в 2020-2022 гг., установленных на автотранспортные средства ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" для нужд ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 0096094 (извещение N 31908743249) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов АО "Газпром закупки нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, осуществлении Закупки в нарушение условий Положения о закупках, а также в установлении ненадлежащих требований к участникам Закупки, допущенное путем установления в п.п. 2,8.7, 2.8.8 Документации, приложении N 5 к Документации условия о применении механизма банковского сопровождения договора, предусматривающего необходимость для победителя процедуры Закупки осуществить резервирование отдельного счета в банке АО "Газпромбанк";
- п. 2 ч, 1 ст. 3, ч, 1 ст. 2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, осуществлении Закупки в нарушение условий Положения о закупках, а также в установлении ненадлежащих требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, допущенное путем установления в п.п. 2.8.4, 3.4.2 Документации, п. 4 раздела 1 приложения N 3 к Документации условий о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением документов, подтверждающих бенефициарное владение (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, выписки из реестра акционеров, уставы, учредительные документы и так далее), об отклонении заявки от участия в процедуре Закупки на основании непредставления заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административнохозяйственного назначения, не раскрытия/ неполного раскрытия сведений о цепочке собственников, непредставления документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице, а также об отказе со стороны заказчика от заключения договора по итогам Закупки в случае непредоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) или предоставления информации в неполном объеме.
3) Выдать Организатору торгов АО "Газпром закупки" (ИНН: 2460040655, ОГРН: 1022401804820) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту тахографов в 2020-2022 гг., установленных на автотранспортные средства ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" для нужд ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) 0096094 (извещение N 31908743249), путем завершения процедуры Закупки без учета требований и условий, изложенных в п.п, 2.8.7, 2.8.8 Документации, приложении N 5 к Документации, а также в п.п. 2.8.4, 3.4.2 Документации, п. 4 раздела 1 приложения N 3 к Документации, в соответствии действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пунктам 1,4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2.8.7 Документации в целях реализации положений законодательства о налогах и сборах, положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также в целях контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, заключаемому по итогам маркетинговых исследований, применяется механизм банковского сопровождения договора.
В соответствии с пунктом 2.8.8 Документации банковское сопровождение договора осуществляется "Газпромбанк" (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее - Банк) в соответствии с правилами, указанными в Приложении 5 "Банковское сопровождение договора".
Пунктом 3 приложения N 5 к Документации "Банковское сопровождение договора" установлен порядок действий участника, предложившего наиболее выгодные условия исполнения сопровождаемого договора:
-перед представлением Заказчику подписанного со своей стороны сопровождаемого договора осуществить резервирование в Банке отдельного счета. Реквизиты зарезервированного в Банке отдельного счета указываются в сопровождаемом договоре;
-резервирование Банком реквизитов отдельного счета осуществляется не позднее следующего рабочего дня после даты получения заявления на резервирование;
-в установленный в Документации срок представить Заказчику подписанный со своей стороны проект сопровождаемого договора;
-в течение 5 рабочих дней с момента заключения Сопровождаемого договора представить в Банк документы, необходимые для открытия отдельного счета. Перечень и формы необходимых документов размещены на сайте Банка;
-в течение 7 рабочих дней, с даты предоставления в Банк документов, заключить с Банком договор банковского счета, а также дополнительное соглашение устанавливающее порядок осуществления расходных операций по отдельному счету, открытому исключительно для целей исполнения сопровождаемого договора.
На основании пункта 4 приложения N 5 к Документации "Банковское сопровождение договора" все расчеты по сопровождаемому договору осуществляются на отдельном счете, открытом в Банке.
Как следует из пункта 5 приложения N 5 к Документации "Банковское сопровождение договора", информация о порядке использования отдельного счета представлена на сайте Банка, а также на электронной торговой площадке Газпромбанка (далее - ЭТП ГИБ).
В соответствии с пунктом 5 приложения N 5 к Документации "Банковское сопровождение договора" привлекаемые участником, предложившем наиболее выгодные условия исполнения сопровождаемого договора, контрагенты (участники исполнения/реализации сопровождаемого договора) по общему правилу должны также открыть отдельный счет в Банке и осуществлять расчеты по договорам, заключенным во исполнение сопровождаемого договора, на отдельном счете.
Пунктом 9 приложения N 5 к Документации "Банковское сопровождение договора" установлено, что тарифы Банка за обслуживание счета указаны по адресу: http://www.gazprombank.ru/coiporate/tarifs/.
Комиссия СПб УФАС России пришла к выводу о том, что условие, указанное в пунктах 2.8.7, 2.8.8 Документации, приложении N 5 к Документации, о применении механизма банковского сопровождения договора, предусматривающего необходимость для победителя процедуры Закупки осуществить резервирование отдельного счета в банке АО "Газпромбанк", является ненадлежащим и ограничивающим конкуренцию, а также нарушает условия п. 1.1.3 Положения о закупках.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно установлено, что целью данного сопровождения является осуществление банком комплекса мер, позволяющих обеспечить контроль целевого расходования денежных средств в рамках исполнения сопровождаемого договора с использованием отдельных счетов, открываемых в банке, в том числе мониторинг расчетов и контроль заявок на перевод в соответствии со специальным режимом работы отдельных счетов, соблюдение условий договора на выполнение работ, а также доведение результатов банковского сопровождения до сведения заказчика. Банк контролирует: наличие участников исполнения/реализации сопровождаемого договора в реестре контрагентов; соответствие вида (объема, стоимости) поставляемого товара, иных затрат условиям сопровождаемого договора, соответствие предоставленных исполнителями обосновывающих документов и распоряжений на перевод условиям сопровождаемого договора, а также условиям соответствующих договоров (контрактов), на основании которых инициируются распоряжения на перевод; соответствие переводов обосновывающим документам, в том числе условиям договоров (контрактов), при исполнении обязательств по которым инициируются заявки на перевод.
В результате банковского сопровождения заказчик оперативно получает информацию о ходе расчетов и имеет возможность вовремя принимать управленческие решения, также это позволяет направлять денежные средства именно на тот объект, для которого они и были предусмотрены, исключив платежи на другие цели, появляется возможность эффективно расходовать денежные средства за счет информирования о реальной рыночной стоимости услуг.
При этом Заказчик и организатор по настоящей закупке не являются государственными и муниципальными заказчиками, закупка не проводилась в порядке ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Порядок проведения закупок по федеральным законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ не является одинаковым.
Учитывая изложенное, вопреки мнению УФАС у заявителя отсутствует установленная законом обязанность использовать услуги банков, перечень которых установлен для целей ст. 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того Документацией о закупке не установлено требование к участникам закупки при подаче заявки открыть счет в соответствующем банке. Наличие договора банковского счета не входит в перечень документов, которые обязан представить претендент для допуска к участию в закупке. Факт отсутствия или наличия договора банковского счета не влияет на количество баллов, начисляемых участнику при сопоставлении его заявки с заявками других участников.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что указанное условие не влияет на равные условия доступа к закупочной процедуре и на конкуренцию между участниками при определении победителя. Соответственно возможность участия в закупке, доступ к закупке, круг участников закупки, и возможность участника стать ее победителем не поставлены в зависимость от того заключил ли участник на момент подачи заявки договор банковского счета или нет.
Данное обстоятельство исключает нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, поскольку нарушение указанных норм может касаться ограничений только в отношении требований, предъявляемых непосредственно к участникам закупочной процедуры, а не к условиям исполнения договора (п. 7 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Антимонопольный орган также доказательств наличия препятствий в открытии счета в банке, отобранном организатором закупки, не представил, как и то, что включение данного условия было осуществлено специально для того, чтобы обеспечить победу в запросе предложений конкретному хозяйствующему субъекту.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что рассматриваемое положение представляет собой условие о порядке исполнения договора, не является требованием к участникам закупки и не противоречит Закону N 223-ФЗ.
На основании пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно пункту 3.4.2 Документации участник в составе заявки на участие в Закупке должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением документов, подтверждающих бенефициарное владение (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, выписки из реестра акционеров, уставы, учредительные документы и так далее).
В качестве подтверждающих документов /допускается указывать ссылки на общедоступные источники в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Как следует из пункта 4 раздела 1 приложения N 3 к Документации, непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения, не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников, непредставление документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице, является основанием для отклонения заявки от участия в процедуре Закупки.
Пунктом 2.8.4 Документации установлено, что заказчик вправе отказаться от заключения договора по итогам маркетинговых исследований в случае непредоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) или предоставления информации в неполном объеме.
Участник, на стороне которого выступала группа лиц, обязан предоставить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) в отношении каждого лица, входящего в такую группу.
Вместе с тем, в случае, если участником закупки является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.
Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России пришла к выводу, что условия, указанные в пункта 2.8.4, 3.4.2 Документации, пункте 4 раздела 1 приложения N 3 к Документации, о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением документов, подтверждающих бенефициарное владение (выписки из ЕГРЮЛ/ЕТРИП, выписки из реестра акционеров, уставы, учредительные документы и так далее), об отклонении заявки от участия в процедуре Закупки на основании непредставления заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения, не раскрытия/ неполного раскрытия сведений о цепочке собственников, непредставления документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице, а также об отказе со стороны заказчика от заключения договора по итогам Закупки в случае непредоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) или предоставления информации в неполном объеме, являются ненадлежащими и ограничивающими конкуренцию, а также нарушают условия пункта 1.1.3 Положения о закупках.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанный вывод УФАС является ошибочным.
Антимонопольный орган, делая вывод об ограничении конкуренции в результате установления указанного требовании, не приводит доказательств в обоснование своей позиции, тогда как в действительности данное требование применяется исключительно к лицу, с которым заключается договор по итогам закупки, в связи с чем не может ограничивать число участников закупки.
Кроме того, указанное требование установлено поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 28.12.2011 N ВП-П13-9308 (далее - Поручение), которым Правительство Российской Федерации в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью, обязало ряд заказчиков, при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами, а также внести изменения во внутренние документы, в соответствии с которыми непредставление контрагентом сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) препятствует заключению новых договоров и влечет необходимость расторжения действующих договоров.
Письмом Минэкономразвития России от 12.08.2015 г. N Д28и-2421 даны разъяснения о законности установления требования о предоставлении информации о цепочке собственников. Данное требование установлено в развитие положений Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н и Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письмах от 20.05.2015 N Д28и-1432, от 29.01.2016 N Д28и-270, заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке требование о предоставлении информации о конечных бенефициарах (выгодоприобретателях) с соответствующим документальным подтверждением указанных сведений.
В решении не содержится указаний на то, каким образом условие о предоставлении информации о цепочке собственников (бенефициаров) нарушает права и законные интересы ООО "ИСК".
Кроме того, вопреки выводам антимонопольного органа, такое требование является для акционерного общества исполнимым. При этом из буквального прочтения закупочной документации не следует, что участник закупки должен в составе заявки предоставлять информацию, в том числе о бывших участниках общества. Запрашиваемая информация должна быть актуальной на момент предоставления сведений и сохранение её актуальности до завершения процедуры закупки закупочной документацией не требуется.
Таким образом, следует признать, что заказчик правомерно и обоснованно установил требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) в пункте 3.4.2 документации, а нарушение части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, признал недействительными оспариваемое решение Управления и вынесенное на его основании предписание.
В связи с вышеизложенным основания для отмены решения суд и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июля 2020 года по делу N А56-24313/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-24313/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ЗАКУПКИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ", ООО "ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ"
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12181/2021
28.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14484/2021
26.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20485/20
08.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-24313/20