г. Челябинск |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А07-1423/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Межшкольный комбинат общественного питания" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.09.2020 по делу N А07-1423/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
муниципального унитарного предприятия "Межшкольный комбинат общественного питания" - Аминов Р.Х. (паспорт, доверенность N 05 от 09.01.2020, диплом).
Муниципальное унитарное предприятие "Межшкольный комбинат общественного питания" городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее - общество, МУП "МШКОП", предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление) от 15.01.2020 N 24/20-018 о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено частично, оспариваемое постановление изменено в части административного наказания, судом первой инстанции размер административного штрафа определен в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "МШКОП" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Так, ссылается на обеспечение безопасности пищевых продуктов в соответствии с законодательством о техническом регулировании, поскольку на колбасные изделия была представлена декларация о соответствии Евразийского экономического союза ЕАЭС N RU-Д-RU. АЯ 36.В08864, действительная до 15.03.2021. Также поставщиком (ООО "Гелиос") при заключении договора был представлен сертификат соответствия N РОСС RUАЯ 36.Н02726, согласно которому поставляемая продукция соответствует ГОСТ Р 52196-2011 "Изделия колбасные вареные. Технические условия". При поставке каждая партия колбасных изделий сопровождалась ветеринарным свидетельством формы N 2 через систему "Меркурий". Указанное свидетельствует о том, что поставляемая продукция соответствовала требованиям действующих стандартов.
Указывает, что используемые пищевые продукты не создавали угрозу жизни, полагает возможным применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Ссылается на наличие процессуальных нарушений: вынесение оспариваемого постановления не судом, а должностным лицом административного органа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.10.2019 в адрес Управления поступило заявление, указывающее на наличие признаком нарушения законодательства о техническом регулировании (т.1, л.д. 57-58).
25.11.2019 с целью соблюдения положения подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 10, части 5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подготовлено мотивированное представление для проведения внеплановой проверки (т.1,л.д.83 оборот -86).
26.11.2019 от Управление в адрес прокуратуры г. Кумертау Республики Башкортостан поступило заявление о согласовании проведения внеплановой проверки, а также было вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки предприятия (т.1, л.д. 85-83, 86 оборот - 88).
27.11.2019 прокуратурой согласовано проведение внеплановой выездной проверки (т.1, л.д. 89).
По результатам проверки составлен акт N 319 от 11.12.2019 (т.1, л.д. 24-29), копия акта вручена директору предприятия.
В ходе осмотра и анализа документов за период с 28.11.2019 по 06.12.2019 в муниципальном унитарном предприятии "Межшкольный комбинат общественного питания" (далее - МУП "МШКОП") по адресам фактического осуществления деятельности:
453315, Республика Башкортостан, г. Кумертау, село Ира, ул. 70 лет Октября, д. 33;
453308, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. 60 лет БАССР, д. 14, корпус А;
453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау. ул. Советская, д. 9;
453307, Республика Башкортостан г. Кумертау, ул. Некрасова, д. 28;
453308, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Мира, д. 3, корпус А;
453307, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Горького, д. 20;
453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Комсомольская, д. 21;
453301, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Калинина, д. 11;
453303, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Машиностроителей, д. 7, корпус Б;
453300, Республика Башкортостан, г. Кумертау, ул. Машиностроителей, д. 6А,
выявлены нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза 09.12.2011 N 880, Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а именно: в питании учащихся использовались колбасные изделия, которые не прошли оценку (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям Технических регламентов Таможенного союза в форме государственной регистрации, что нарушает обязательные требования пункта 2 статьи 24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии Таможенного союза 09.12.2011 N 880.
В меню учащихся во всех вышеназванных общеобразовательных организациях сосиски "Говяжьи" мясной продукт категории А включен 03.12.2019 на обед "сосиска в тесте" в меню для учащихся с 7 до 11 лет (с 1 по 5 класс) за счет родительских средств, в меню для учащихся с 12 до 18 лет (с 6 по 11 класс) за счет родительских средств.
Далее колбаса "Докторская" категории А включена в меню 02.12.2019 на завтрак "Колбаса отварная" в меню для учащихся с 7 до 11 лет (с 1 по 5 класс) за счет родительских средств для детей из многодетных семей, в меню для учащихся с 12 до 18 лет (с 6 по 11 класс) за счет родительских средств.
Установлено, что в МУП "Межшкольный комбинат общественного питания" поступило от поставщика - ООО "Гелиос" (Россия, Республика Башкортостан, 450112, г. Уфа, ул. Федоровская, дом N 9 корпус 1):
Изделие колбасное вареное сосиски "Говяжьи" мясной продукт категории А, охлажденный, ГОСТ 52196-2011, производитель ООО "Уфимские колбасы" (Россия, Республика Башкортостан, 450112, г. Уфа, ул. Федоровская, 9/1), дата выработки продукции 19.11.2019, срок годности 15 суток, удостоверение качества N 682 от 19.11.2019, входящий ветеринарно-сопроводительный документ-ветеринарное свидетельство N 3352878755 от 19.11.2019. Партия в количестве 435 кг поступила 19.11.2019 по счет-фактуре N 687 от 19.11.2019.
Изделие колбасное вареное охлажденное колбаса вареная "Докторская" категории А, ГОСТ 52196-2011 производитель ООО "Уфимские колбасы" (Россия, Республика Башкортостан, 450112, г. Уфа, ул. Федоровская, 9/1), дата выработки продукции 26.11.2019, срок годности 60 суток, удостоверение качества N 710 от 27.11.2019, входящий ветеринарно-сопроводительный документ-ветеринарное свидетельство N 3443831140 от 27.11.2019, партия в количестве 250 кг, поступила 27.11.2019 по счету-фактуре N 710 от 27.11.2019.
По результатам проверки в отношении МУП "МШКОП" в присутствии представителя составлен протокол об административном правонарушении от 11.12.2019 (т.3, л.д. 20-24).
23.12.2019 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 24.12.2019, которое получено директором предприятия (т.3, л.д. 28).
24.12.2019 определением по ходатайству заявителя от 24.12.2019 рассмотрение дела отложено на 15.01.2020 (т.3, л.д. 30).
15.01.2020 вынесено постановление N 24/20-018 о назначении административного наказания по части 2 статье 14.43 КоАП РФ в размере 300 000 рублей (т.3, л.д. 33-38).
Полагая, что постановление от 15.01.2020 N 24/20-018 административного органа является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях МУП "МШКОП" состава вменяемого правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 1 статьи 23.49 КоАП РФ установлено, что должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьей 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 11.12.2019 составлен, а постановление от 15.01.2020 N 24/20-018 вынесено уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми комиссией Таможенного союза в соответствии с соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
В пункте 40 Обзора судебной практики N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, разъяснено, что субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В рассматриваемом случае, предприятие, как лицо, осуществляющее питание учащихся образовательных учреждений, должно использовать продукцию, соответствующую установленным нормам и правилам в соответствии с законодательством о техническом регулировании, прошедшим установленные процедуры подтверждения соответствия. Следовательно, МУП "МШКОП" в силу его деятельности является субъектом вменяемого правонарушения.
Субъективная сторона характеризуется виной. В силу части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона N 184-ФЗ содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) определено, что пищевые продукты - это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки; безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), целями принятия которого являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды (статья 2 ТР ТС 021/2011).
В статье 4 ТР ТС 021/2011 определено, что под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье. Под идентификацией пищевой продукции понимается процедура отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента.
Частью 2 статьи 24 Технического регламента ТР ТС 021/2011 определено, что пищевая продукция, указанная в части 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Из пункта 4 части 1 статьи 24 ТР ТС 021/2011 следует, что к специализированной пищевой продукции относится в том числе, пищевая продукция для детского питания.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция для детского питания - специализированная пищевая продукция, предназначенная для детского питания для детей (для детей раннего возраста от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет, детей школьного возраста от 6 лет и старше), отвечающая соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющая вред здоровью ребенка соответствующего возраста.
Аналогично в пункте 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 N 3 "О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1940-05. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.01.2005) (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2005 N 6295) определены продукты детского питания - пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма, в том числе:
продукты детского питания для детей дошкольного (с 3 до 6 лет) и школьного (от 6 до 14 лет) возраста - пищевые продукты, предназначенные для питания детей указанных возрастных групп, которые отличаются от аналогичных продуктов массового потребления использованием для их изготовления сырья более высокого качества, пониженным содержанием соли и жира, ограниченным содержанием пищевых добавок, отсутствием жгучих специй, и отвечают повышенным требованиям к показателям безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36, зарегистрированное Минюстом России 22.03.2002, регистрационный N 3326).
С учетом использования приобретенных продуктов для организации питания учащихся с 1 по 5 классы, следует отнести продукты к пищевым, предназначенным для детского питания.
Государственную регистрацию специализированной пищевой продукции проводит орган, уполномоченный государством - членом Таможенного союза (часть 4 статьи 24 Технического регламента ТР ТС 021/2011).
Согласно части 1, 4 статьи 26 Технического регламента ТР ТС 021/2011 сведения о государственной регистрации специализированной пищевой продукции вносятся в единый реестр специализированной пищевой продукции, являются общедоступными и размещаются на ежедневно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент проверки отсутствовали документы, подтверждающие соответствие спорной продукции обязательным требованиям о государственной регистрации специализированной пищевой продукции (соответствующие свидетельства), что подтверждается актом проверки.
Таким образом, МУП "МШКОП" допустило нарушения, выразившиеся в использовании в питании детей в общеобразовательных организациях пищевой продукции (изделие колбасное вареное сосиски "Говяжьи" мясной продукт категории А, охлажденный, ГОСТ 52196-2011 производитель ООО "Уфимские колбасы", дата выработки продукции 19.11.2019, срок годности 15 суток; Изделие колбасное вареное охлажденное Колбаса вареная "Докторская" категории А, ГОСТ 52196-2011 производитель ООО "Уфимские колбасы", дата выработки продукции 26.11.2019, срок годности 60 суток), которая в нарушение требований статьи 24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" не прошла оценку (подтверждение) соответствия в форме государственной регистрации.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что были представлены декларация о соответствии Евразийского экономического союза ЕАЭС N RU-Д-RU. АЯ 36.В08864, действительная до 15.03.2021, представлен сертификат соответствия N РОСС RUАЯ 36.Н02726 и ветеринарные свидетельства подлежат отклонению.
Частью 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
Таким образом, представленные декларации и сертификаты отражают иные формы подтверждения соответствия пищевой продукции, которые проводятся в различном порядке, с различным объемом исследования продукции, и сами по себе не заменяют свидетельство о государственной регистрации пищевой продукции.
Учитывая вид реализуемой продукции (пищевые продукты), следует, что собранные в ходе проведения проверки доказательства свидетельствуют о наличии квалифицирующего признака административного правонарушения - угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, поскольку специализированная пищевая продукция для детского питания при отсутствии подтверждающих документов о ее безопасности, безусловно создает опасность для жизни и здоровья людей, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела обществом не представлена.
Доказательств принятия предприятием всех зависящих от него мер для недопущения выявленных нарушений требований технических регламентов в материалы дела не представлено, а потому следует признать подтвержденной вину МУП "МШКОП" в совершении вмененного ему правонарушения.
В этой связи наличие в действиях МУП "МШКОП" состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждено.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к ответственности, исследованием материалов дела не установлено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного законом годичного срока давности.
Существенных процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено.
Судом первой инстанции применены положениям статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с чем размер административного штрафа в два раза ниже установленного законом минимального размера санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ - до 150 000 рублей, доводов в указанной части не заявлено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ вопреки доводам апелляционной жалобы также отсутствуют.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Поскольку общественно опасным признается не только реальный вред (фактически наступившие негативные последствия в окружающей действительности: имущественный ущерб, вред здоровью или жизни людей), но и создание реальной угрозы причинения такого вреда, в указанном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению обязательных требований при использовании в питании детей в общеобразовательных организациях пищевой продукции, которая в нарушение требований статьи 24 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" не прошла оценку (подтверждение) соответствия в форме государственной регистрации.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04.09.2020 по делу N А07-1423/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Межшкольный комбинат общественного питания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-1423/2020
Истец: МУП "МЕЖШКОЛЬНЫЙ КОМБИНАТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД КУМЕРТАУ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в г. Кумертау, Мелеузовском, Кугарчинском, Куюгарзинском, Федоровском районах, Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по РБ в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах, Упарвление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан