город Омск |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А46-5623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е, Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9005/2020) индивидуального предпринимателя Брауна Василия Петровича на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2020 по делу N А46-5623/2020 (судья Кливер Е.П.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Брауна Василия Петровича (ИНН 552101230955, ОГРН 307552107500040) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, 644007, Омская область, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56) о признании незаконным решения об отказе государственного кадастрового учета,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Брауна Василия Петровича" - Русина Ирина Игоревна по доверенности от 15.01.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Путинцева Ирина Васильевна по доверенности от 16.03.2020 N 128;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Браун Василий Петрович (далее - ИП Браун В.П., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, регистрирующий орган, управление) о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, выраженного в уведомлении от 28.04.2020 N КУВД-001/2020-491881/3, обязании управление осуществить государственный кадастровый учет земельного участка по заявлению от 20.01.2020.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2020 по делу N А46-5623/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Браун В.П. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе ее податель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о невозможности перераспределения земель и земельных участков, ссылаясь на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям положений статей 39.27 - 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), являющихся специальными нормами по отношению к статьям 11.3, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению податель жалобы, предпринимателем соблюдены условия для перераспределения земельных участков, в связи с чем оспариваемое решение управления является незаконным.
Управлением Росреестра по Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором регистрирующий орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ИП Браун В.П. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 55:13:010746:28, 55:13:010746:20, 55:13:010746:9.
Предприниматель 20.01.2020 обратился с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, образованного путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель государственной собственности.
27.01.2020 заявитель получил уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по его заявлению до 27.04.2020.
Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужило несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для его осуществления, требованиям пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". (далее - Закон N 218-ФЗ).
В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета регистрирующий орган также отметил, что в силу статьи 11.7 ЗК РФ, а также с учетом положений статьи 11.6 ЗК РФ, не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков вне зависимости от формы их собственности, а также сообщил о необходимости наличия в проекте межевания территории согласия муниципального образования на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Не согласившись с указанным решением управления, кадастровым инженером, подготовившим межевой план, Кривых Жанной Николаевной подано заявление в апелляционную комиссию управления об обжаловании указанного решения.
Решением заседания апелляционной комиссии от 20.02.2020 N 292 заявление об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета отклонено, приостановление государственного кадастрового учета по заявлению предпринимателя признано обоснованным.
Апелляционная комиссия обратила внимание на то, что при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ, поэтому перераспределение земель и нескольких земельных участков не допускается даже при соблюдении условий, установленных пунктом 1 статьи 39.27 и пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
По мнению апелляционной комиссии, перераспределение не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка. В этой связи апелляционной комиссией сделан вывод о том, что представленный предпринимателем межевой план не является результатом по устранению недостатков в землепользовании и не отвечает требованиям ЗК РФ.
Также апелляционной комиссией сделан запрос в администрацию Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о предоставлении согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, которое к дате рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета в адрес апелляционной комиссии не поступило, что также послужило основанием для отклонения заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета.
28.04.2020 Управление уведомило заявителя об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета.
Полагая, что решение управления об отказе в государственном кадастровом учете, выраженное в уведомлении от 28.04.2020 N КУВД-001/2020-491881/3, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов предпринимателя, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ отказал в удовлетворении требований заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, уведомлением управления от 27.01.2020 N КУВД-001/2020-491881/1 приостановлен государственный кадастровый учет по заявлению предпринимателя, поскольку в силу статьи 11.7 ЗК РФ и с учетом положений статьи 11.6 ЗК РФ не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков вне зависимости от формы их собственности, а также ввиду отсутствия в проекте межевания территории согласия муниципального образования на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Порядок образования земельных участков путем перераспределения регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Таким образом, при перераспределении может быть образован один земельный участок в случае перераспределения земель и одного земельного участка.
Положения пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ распространяются как на земельные участки частной собственности, так и на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена. При этом с учетом положений статьи 11.6 ЗК РФ образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков.
Таким образом, в силу статьи 11.7 ЗК РФ не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы их собственности).
Кроме того, согласно пункту 10 части 5 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из материалов дела, представленный предпринимателем межевой план подготовлен на основании Постановления "Об утверждении проекта межевания территории" N 74-п от 04.10.2019, при этом в проекте межевания отсутствует согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно пункту 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
С учетом изложенного управлением направлен межведомственный запрос в Администрацию Москаленского городского поселения Москаленского муниципального района Омской области о предоставлении согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ установлено, что случаи и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
При этом главой V.4 ЗК РФ не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).
Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 ЗК РФ.
С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.
Так, основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с включённым в состав приложения межевого плана проектом межевания территории основания для образования испрашиваемого земельного участка определены в подпункте 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Согласно указанной норме перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
Таким образом, перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
В результате кадастровых работ площадь образованного земельного участка составит 21568 кв.м, что значительно превышает сумму площадей исходных земельных участков.
Таким образом, представленный межевой план не является результатом по устранению недостатков в землепользовании (исключению вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) и не отвечает установленным требованиям ЗК РФ.
При таких обстоятельствах решение управления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, выраженное в уведомлении от 28.04.2020 N КУВД-001/2020-491881/3, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя в предпринимательской деятельности.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2020 по делу N А46-5623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5623/2020
Истец: ИП Браун Василий Петрович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области