г. Самара |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А65-10282/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 года по делу N А65-10282/2020,
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЦентрСнаб" Сабитова Алмаза Рашитовича (ОГРН 1141690004983, ИНН 1655284940), город Казань Республики Татарстан,
к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непогашении записей об арестах и запретах на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "ЦентрСнаб" Сабитов Алмаз Рашитович (далее - заявитель, конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан (далее - ответчик, управление) о признании незаконным бездействия управления, выразившиеся в непогашении записей об арестах и запретах на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем погашения всех записей об арестах и запретах на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915.
Решением суда от 23.07.2020 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель, апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалов дела, решением АС Республики Татарстан от 18.01.2017 г. (дата объявления резолютивной части решения 13.01.2017 г.) по делу N А65-15086/2016 ООО "ЦентрСнаб" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, а на основании определения суда от 06.03.2017 г. конкурсным управляющим утвержден Сабитов Алмаз Рашитович.
На дату судебного разбирательства за ООО "ЦентрСнаб" зарегистрировано транспортное средство: автомобиль DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915.
16.04.2020 г. конкурсный управляющий обратился в Управление ГИБДД МВД России по Республике Татарстан с заявлением о погашении записи о запретах на совершение регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства, представив решение суда от 18.01.2017 г. по делу N А65-15086/2016, которым должник признан банкротом, в отношении последнего открыто конкурсное производство, и приложил имеющиеся постановления об отмене запрета на регистрационные действия, выданные УФССП по Республике Татарстан.
20.04.2020 г. Министерство внутренних дел по РТ письмом N 33/5275 сообщило об отказе в погашении записи о запретах на совершение регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства, мотивируя это тем, что запреты могут быть сняты только судебным приставом, который их наложил.
Заинтересованное лицо в письме указало на наличие запретов на совершение регистрационных действий, наложенных в автоматизированном режиме по системе межведомственного электронного взаимодействия судебными приставами-исполнителями структурных подразделений Отдела судебных приставов (ОСП) по исполнению исполнительных документов в отношении юридических ли и по взысканию алиментных платежей по г. Казани УФССП РФ по РТ Хисматуллиной Н.Т. по исполнительным производствам N 63402/17/16006-ИП от 07.12.2015 г. N 89625/17/16006-ИП от 19.10.2017 г., N 215276/18/16006-ИП от 04.04.2018 г.; ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани УФССП РФ по РТ Редкозубовой Ю.Н. по исполнительному производству N 52578/18/16003-ИП от 26.03.2018 г.; ОСП по взысканию административных штрафов по г. Казани УФССП РФ по РТ Ивановым А.П. по исполнительному производству N 183264/18/16058-ИП от 24.07.2018 г.
Кроме того, управление в письме указало, что с 07.11.2018 г. в специальном программном обеспечении федеральной информационной системы ГИБДД МВД России отсутствует функция снятия ограничений в отношении транспортных средств, наложенных в автоматизированном режиме судебными приставами-исполнителями структурных подразделений ФССП России по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Посчитав, бездействие Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
В п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" разъяснено, что с даты принятия судом решения о признании должника банкротом ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в целях устранения препятствий конкурсному управляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имуществом должника и других обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве. При этом открытие конкурсного производства, несмотря на снятие в связи с этим арестов и иных ограничений, препятствует переходу прав на имущество должника по основаниям, возникшим ранее даты признания должника банкротом, без содействия конкурсного управляющего как лица, осуществляющего полномочия руководителя должника.
При этом в п. 14 вышеназванного постановления Пленума ВАС РФ уточнено, что норма абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве распространяет свое действие на аресты, налагаемые в исполнительном производстве, и аресты как обеспечительные меры, принимаемые в судебных процессах за рамками дела о банкротстве.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 31.01.2011 г. N 1-П, ч. 3 ст. 115 УПК РФ во взаимосвязи с абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве не противоречат Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают наложения ареста на имущество должника, в отношении которого введена процедура конкурсного производства, либо сохранение после введения данной процедуры ранее наложенного в рамках уголовного судопроизводства ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска в отношении отдельных лиц, являющихся конкурсными кредиторами.
Данный вывод Конституционного Суда РФ основан на том, что специальные нормы гражданского законодательства о банкротстве, устанавливающие особый режим имущественных требований к должнику и обеспечивающие принцип равенства кредиторов, должны пользоваться приоритетом перед общими правилами производства по гражданскому иску в уголовном процессе. Иное вело бы к созданию необоснованных преимуществ для кредиторов, заявивших гражданский иск в уголовном деле, перед другими кредиторами, не заявившими такого иска.
Из материалов дела следует, что в отношении транспортного средства ООО "ЦентрСнаб" - должника в рамках возбужденного в установленном порядке конкурсного производства, а именно: автомобиля DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915, в базе данных УГИБДД МВД по РТ имеются непогашенные записи о запретах на совершение регистрационных действий (т. 1 л.д. 12 - 14), внесенные на основании постановлений судебных приставов-исполнителей (N 63402/17/16006-ИП от 07.12.2015 г., N 89625/17/16006-ИП от 19.10.2017 г., N215276/18/16006-ИП от 04.04.2018 г., N 52578/18/16003-ИП от 26.03.2018 г., N183264/18/16058-ИП от 24.07.2018 г.).
Указанные записи препятствуют конкурсному управляющему в ведении процедуры конкурсного производства ООО "ЦентрСнаб", целью которого является формирование конкурсной массы и удовлетворение требований кредиторов общества (ст. ст. 131, 134 Закона о банкротстве).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.01.2017 г. (дата объявления резолютивной части решения - 13.01.2017 г.) по делу N А65-15086/2016 ООО "ЦентрСнаб" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, в связи с чем, на основании абз. 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ, учитывая вышеприведенные разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВАС РФ, отсутствуют основания для отказа в прекращении регистрации арестов и иных ограничений распоряжения принадлежащим должнику в конкурсном производстве транспортным средством.
Таким образом, в силу прямого указания закона, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, ранее наложенные судом аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника снимаются без принятия об этом самостоятельного акта судом, наложившим аресты и иные ограничения, а новые ограничения не применяются.
Данный правовой подход изложен в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2011 г. N 17219/10.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Министерство внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан с 18.01.2017 г. и, во всяком случае, 20.04.2020 г., в момент, когда им было получен судебный акт о признании ООО "ЦентрСнаб" несостоятельным (банкротом), обязано было снять со спорного транспортного средства все наложенные запреты и ограничения.
По смыслу ст. 126 Закона о банкротстве вынесение самостоятельного судебного акта по вопросу об отмене ранее принятых мер не требуется.
Абзац 9 п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ не делает исключений ни для каких ограничений использования имущества и арестов.
При введении процедуры конкурсного производства моментом, после которого аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника признаются снятыми, является дата принятия решения суда о введении соответствующей процедуры.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае Министерством внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан необоснованно не приняты меры по погашению записей об арестах и запретах на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915.
Доводы управления о необходимости конкурсному управляющему обратиться в службу судебных приставов с заявлением о снятии запретов и ограничений со спорного транспортного средства с приложением заверенной копии судебного акта о признании заявителя банкротом обоснованно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Так, согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в постановлении N 1-П, все требования кредиторов по денежным обязательствам, иные имущественные требования (за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности) могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и порядке, которые установлены главой VII Закона о банкротстве (абз. 7 и 10 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).
При этом установление особого режима имущественных требований к должнику, не допускающего удовлетворение этих требований в индивидуальном порядке, позволяет, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 12.03.2001 г. N 4-П, обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов, в том числе, когда имущества должника недостаточно для справедливого его распределения между кредиторами; при столкновении законных интересов кредиторов в процессе конкурсного производства решается задача пропорционального распределения среди кредиторов конкурсной массы.
Согласно ст. 126 Закона о банкротстве все ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ограничения распоряжения имуществом должника снимаются на основании решения суда о признании должника банкротом без принятия самостоятельных актов иными органами, а новые ограничения не применяются, что направлено на устранение препятствий конкурсному управляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имуществом должника-банкрота и других обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве.
Иной подход противоречит нормам Закона о банкротстве, в частности ст. ст. 131 и 134, предусматривающим формирование конкурсной массы и очередность удовлетворения требований кредиторов.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях ВС РФ от 12.01.2017 г. по делу N А65-21430/2014, от 16.01.2015 г. по делу N А56-65559/2013, от 20.03.2020 г. по делу N А40-1228/19, постановлениях АС Поволжского округа от 27.12.2017 г. по делу NА65-30314/2016, АС Уральского округа от 28.05.2019 г. по делу N А50-13328/2018, Одиннадцатого ААС от 13.07.2018 г. по делу N А49-15865/2017, от 20.07.2018 г. по делу N А49-15866/2017.
Также в рамках судебного разбирательства было предоставлено письмо Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан, в котором указано наличие запретов на совершение регистрационных действий, наложенных в автоматизированном режиме по системе межведомственного электронного взаимодействия судебными приставами-исполнителями структурных подразделений Отдела судебных приставов (ОСП) по исполнению исполнительных документов в отношении юридических ли и по взысканию алиментных платежей по г. Казани УФССП РФ по РТ Хисматуллиной НТ. по исполнительным производствам N 63402/17/16006-ИП от 07.12.2015 г. N 89625/17/16006-ИП от 19.10.2017 г., N 215276/18/16006-ИП от 04.04.2018 г.; ОСП по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани УФССП РФ по РТ Редкозубовой Ю.Н. по исполнительному производству N 52578/18/16003-ИП от 26.03.2018 г.; ОСП по взысканию административных штрафов по г. Казани УФССП РФ по РТ Ивановым А.П. по исполнительному производству N 183264/18/16058-ИП от 24.07.2018 г.
В данном письме Управлением ГИБДД МВД по Республике Татарстан также было указано, что с 07.11.2018 г. в специальном программном обеспечении федеральной информационной системы ГИБДД МВД России отсутствует функция снятия ограничений в отношении транспортных средств, наложенных в автоматизированном режиме судебными приставами-исполнителями структурных подразделений ФССП России по системе межведомственного электронного взаимодействия.
Иными словами все ограничения, которые были наложенные ФССП в электронном виде, снимаются (отменяются) технически только данной службой, в то время как Управление ГИБДД МВД по Республике Татарстан технически не имеет доступ к снятию таких ограничений.
Между тем, доводы управления о невозможности снятия запрета на совершение регистрационных действий со ссылкой на базы данных "Ограничения" подсистемы "Транспортные средства" "ФИС ГИБДД" и п. 4 приказа Минюста РФ N 178, МВД России N 565 от 29.08.2018 г. "Об утверждении Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика" (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2018 г. N 52111) также правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку в целях снятия запретов в отношении транспортного средства не имеет правового значения способ представления судебным приставом-исполнителем копии постановления о снятии запрета регистрационных действий: в электронном виде посредством электронного документооборота либо представление надлежащим образом заверенной копии постановления.
Более того, как правильно указано судом первой инстанции, имеющиеся запреты подлежали снятию в силу закона. Правовой статус имущества должника в деле о банкротстве регулируется специальными нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Так, специальные нормы законодательства о банкротстве, устанавливающие особый режим имущественных требований к должнику и обеспечивающие принцип равенства кредиторов, пользуются приоритетом перед законом об исполнительном производстве.
При этом, доводы об отсутствии технической возможности совершения указанных действий государственной инспекцией противоречат абзацу 9 пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве и не могут являться основанием для констатации законности отказа в снятии ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Девятого ААС от 30.08.2019 г. по делу N А40-1228/19, Шестнадцатого ААС от 27.02.2019 г. по делу NА63-18376/2018, оставленным без изменения постановлением АС Северо-Кавказского округа от 04.07.2019 г.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание наличие в материалах дела постановлений судебного пристава - исполнителя о снятии ареста с транспортного средства (т. 1 л.д. 18 - 23), подписанных посредством электронной цифровой подписи, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае Министерством внутренних дел по Республике Татарстан в лице Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан необоснованно не приняты меры по погашению записей об арестах и запретах на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915.
В рассматриваемом спорном правоотношении, как правильно указано судом первой инстанции, управлением допущено бездействие, которое выразилось в не исключении сведений об имеющихся запретах и ограничениях из информационной базы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о том, что права и законные интересы конкурсного управляющего ООО "ЦентрСнаб" Сабитова А.Р. были нарушены незаконным бездействием управления, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с изложенным, в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правильно указал на обязанность управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего ООО "ЦентрСнаб", путем погашения всех записей об арестах и запретах на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства DAEWOO NEXIA 2012 года выпуска, идентификационный номер XWB3K32EDCA252915.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июля 2020 года по делу N А65-10282/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10282/2020
Истец: ООО "ЦентрСнаб", г.Казань
Ответчик: МВД по РТ в лице Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления ГИБДД МВД России по Республике Татарстан, г.Казань, Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управление ГИБДД МВД России по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: МВД по РТ в лице Управления МВД России по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара