г.Москва |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А40-58854/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.06.2020 по делу N А40-58854/20
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к ООО "Славич-М"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Корунова А.А. по дов. от 09.01.2020; |
от ответчика: |
Бобров А.К. по дов. от 21.05.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее также - заявитель, административный орган, Мосгосстройнадзор, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "Славич-М" (далее также - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением суда от 02.06.2020, принятым по настоящему делу, заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом суд исходил из недоказанности заявителем в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Мосгосстройнадзором на основании распоряжения N РП-2222/20-(0)-0 от 10.03.2020 проведена проверка в отношении ООО "Славич-М", осуществляющего строительство на объекте капитального строительства - торговый комплекс, расположенного по адресу: Москва, ВАО, Богородское, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1.
В результате данной проверки административным органом установлено, что Общество в установленный срок не выполнило предписание Мосгосстройнадзора от 02.12.2019 N 10612/19 со сроком исполнения 02.03.2020 (далее также - предписание) и в нарушение ч.1 и ч.2 ст.55 Градостроительного Кодекса РФ (далее также - ГрК РФ) продолжает осуществлять эксплуатацию объекта капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 17.03.2020 N 2222/20.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
19.03.2020 Комитетом в связи с выявленными нарушениями в отношении ООО "Славич-М" составлен протокол об административном правонарушении.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Мосгосстройнадзора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Славич-М" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при соблюдении процессуальных требований, предусмотренных ст.ст.28.2, 28.5, 28.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных Мосгосстройнадзором требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о недоказанности в действиях ООО "Славич-М" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно положениям ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч.3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
На основании ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками как противоправность и виновность.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Как усматривается из материалов дела, Общество является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, общей площадью 900,4 кв.м, номера на поэтажном плане: подвал, помещение V - комнаты 11, с 14 по 16: этаж 1, помещение I - комнаты 1, 2, с 4 по 14, 14а, с 15 по 18, с 20 по 24, кадастровый номер 77:03:0000000:3212 (далее также - Объект).
На дату заключения договора купли-продажи с предыдущим правообладателем были предоставлены правоустанавливающие, правоподтверждающие и технические документы на Объект, соответствующие требованиям уполномоченных государственных регистрирующих органов, в частности: Свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором общая площадь Объекта 900,4 кв.м включала в себя все помещения нежилого помещения, включая пристройки; Кадастровый паспорт (Выписку из кадастрового паспорта от 14.05.2014) Объекта, который включал в себя все помещения нежилого помещения, включая пристройки; Технический паспорт Объекта, выданный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", без "красных линий" от 12.05.2014.
Пристройки к указанному основному нежилому помещению подпадают под действие Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП.
Обязанность устранения выявленных нарушений возлагается на собственников соответствующих объектов.
Согласно материалам дела в целях устранения выявленных Мосгосстройнадзором в ходе проверок Объекта нарушений, и ранее - Госинспекцией по недвижимости, Обществом были предприняты следующие действия.
Так, Общество получило в свое распоряжение проектную документацию и документы согласований по пристройкам: Предпроектное предложение устройства хозяйственной пристройки с северо-восточного фасада торгового здания по адресу: г.Москва, ВАО, р-н Богородское, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, стр.1, выполненное надлежаще лицензированной Госстроем России проектной организацией - ООО "ФирмаИСТОКСтрой" (2003 г.); Проект устройства хозяйственной пристройки с северо-западного фасада торгового здания по адресу: г.Москва, ВАО, р-н Богородское, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, стр.1, выполненное надлежаще лицензированной Госстроем России проектной организацией - ООО "ФрмаИСТОКСтрой" (2003 г.); Заключение по согласованию Генплана хозяйственной пристройки к магазину по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, N 233-031964/4 от 28.12.2004, выданное ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры - Архитектурно-планировочным управлением Восточного административного округа г.Москвы; Заключение по обследованию объекта недвижимости хозяйственной пристройки к магазину по адресу: бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, от 16.01.2005, выданное ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры - Архитектурно-планировочным управлением Восточного административного округа г.Москвы; Заключение о соответствии размещаемого объекта установленным градостроительным требованиям и регламентам использования территории N 03-032343-05/302-07, выданное ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры (2007 г.).
Копии вышеуказанных документов были переданы в Мосгосстройэкспертизу.
11.06.2015 Общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (далее также - Департамент) за разъяснением порядка урегулирования земельных отношений в связи с выходом части северо-западной пристройки за пределы кадастрового участка, на котором расположен Объект.
Согласно ответу на означенный запрос Департамент рекомендовал Обществу воспользоваться государственной услугой "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" на основании заявления с приложением соответствующего пакета документов, перечень которых утвержден Приложением 4 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП.
06.03.2017 Общество заключило Договор подряда N ДК-06/03/2017-1 на выполнение кадастровых работ с ООО "Граунд" в отношении земельного участка по адресу: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, по которому подрядчиком была выполнена план-схема здания в виде графических и текстовых материалов в бумажном и электронном виде в соответствии с требованиями, установленными нормами действующего законодательства.
17.05.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", расположенного по адресу: 107258, г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1.
31.05.2017 в ответ на данное обращение Департамент отказал Обществу в предварительном оформлении земельного участка.
03.07.2017 Общество обратилось в Департамент с просьбой разъяснить порядок урегулирования земельных отношений и возможности образования земельного участка ориентировочной площадью 43 кв.м из земель г.Москвы.
24.07.2017 Общество заключило Дополнительное соглашение к договору N ДК06/03/2017-1 с ООО "Граунд" на выполнение комплекса геодезических и кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001008:9, расположенного по адресу: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, в результате которых подрядчиком была выполнена Схема расположения земельного участка 77:03:0001008:9 на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, для уточнения границ земельного участка, в том числе в связи с корректировкой смежного земельного участка, а также изготовлен Межевой план по уточнению границ земельного участка, ориентировочной площадью 573 кв.м, с кадастровым номером 77:03:0001008:9, расположенный по адресу: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, в соответствии с требованиями, установленными нормами действующего законодательства.
02.08.2017 в ответ на обращение от 17.05.2017 Департамент разъяснил Обществу, что согласно Проекту межевания квартала, утв. Распоряжением Департамента от 20.02.2016 N 3223, многоквартирному жилому дому и составляющему с ним единое целое жилому помещению по адресу: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1, определен земельный участок площадью 5 846 кв.м, границы которого не совпадают с границами сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0001008:8 и 77:03:0001008:9 с разрешенным использованием - эксплуатация торговых помещений.
28.08.2017 в целях организации действий, рекомендованных Департаментом, Общество заключило Договор N 2128/17 с ООО ЮК "Сенат" на юридическое сопровождение формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 77:03:0001008:1014 с учетом земельного участка, на котором фактически размещается нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0000000:3212, принадлежащее Обществу. Работы по указанному договору продолжаются в настоящее время.
12.10.2017 в ответ на заявление Общества о предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" Департамент письмом за N 33-5-131439/17-(0)-1 подтвердил согласование границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001008:8, а также письмом за N 33-5-131432/17-(0)-1 подтвердил согласование границ земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, бульвар Маршала Рокоссовского, д.36/1.
27.11.2017 в ответ на заявление Общества о предоставлении государственной услуги "Согласование межевого плана границ земельного участка" Департамент письмом за N 33-5-151231/17-(0)-1 подтвердил согласование границ земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001008:9.
24.01.2018 Общество заключило Дополнительное соглашение с ООО ЮК "Сенат" на проведение дополнительных кадастровых работ и сопровождению объединения земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0001008:8 и 77:03:0001008:9, присоединению вновь сформированного земельного участка к земельному участку, предусмотренному Планом межевания территории, и изменения их разрешенного использования.
13.09.2018 Обществом подготовлен и направлен запрос в Управление Росреестра по Москве по вопросу снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:03:0001018:5 (маленький земельный участок площадью 8 кв.м, границы которого накладываются на границы участка согласно проекту межевания территории квартала, в связи с чем он не позволял образовать необходимый земельный участок в соответствии с проектом).
04.10.2018 в целях изменения ВРИ земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0001008:8 и 77:03:0001008:9 Общество обратилось в Департамент с заявлением по вопросу предоставления государственной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка".
16.10.2018 Обществом получен отказ Департамента (письмо N 33-5-Н2586/18-(0)-1) в получении означенной услуги.
09.11.2018 подготовлен межевой план на бумажном и электронном носителях, о чем составлен соответствующий передаточный акт.
28.11.2018 Общество заключило Дополнительное соглашение N 2128/17 с ООО ЮК "Сенат", согласно которому исполнитель должен осуществить взаимодействие с управляющей компанией многоквартирного жилого дома с целью получения решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома на формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом, в том числе на объединение, перераспределение земельных участков, а также взаимодействие с кадастровым инженером в части подготовки межевых планов; представление интересов заказчика в уполномоченных органах с целью согласования объединения, перераспределения земельных участков, постановки на кадастровый учет.
11.03.2019 Общество направило в Департамент письмо с просьбой об обращении в Управление Росреестра по Москве о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0001008:8 и 77:03:0001008:9 как единого кадастрового участка.
11.04.2019 Обществом с ООО "Независимое экспертное партнерство" - надлежаще лицензированным экспертом заключен Договор N 56-04-19-ЗОС, согласно которому исполнитель принимает на себя обязательство по заданию Общества провести строительно-техническую экспертизу объекта с целью определения соответствия пристроек градостроительным нормам и правилам и того, что объект не создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также о соответствии градостроительным, строительным нормам и правилам при его возведении, и выдать заключение.
19.08.2019 получено решение Департамента по объединению земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0001008:8 и 77:03:0001008:9 как единого участка с кадастровым номером 77:03:0001008:3604.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил как не соответствующий действительности довод заявителя о том, что Объект представляет собой потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан ввиду осуществления ответчиком эксплуатации объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию, поскольку спорный Объект соответствует требованиям действующих технических норм.
Изложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствует о недоказанности Мосгосстройнадзором наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Мосгосстройнадзором требований о привлечении ООО "Славич-М" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Кроме того, необходимо отметить, что к аналогичным выводам пришли суды в рамках дел N А40-326416/19 и N А40-265303/19 по заявлениям Мосгосстройнадзора о привлечении Общества к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, поданным на основании тех же самых обстоятельств.
Относительно заявленного Обществом ходатайства о приостановлении производства по делу, то процессуальных оснований для такого приостановления судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем в удовлетворении данного ходатайства отказано, что отражено в протоколе судебного заседания от 13.10.2020.
Приведенные заявителем в апелляционной жалобе доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности заявленных им требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.06.2020 по делу N А40-58854/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58854/2020
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "СЛАВИЧ-М"