г. Хабаровск |
|
26 октября 2020 г. |
А04-5100/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Ж.А.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от Прокуратуры Амурской области: Рябова Н.А., прокурор;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области: представители не явились, извещены;
от Государственного автономного учреждения Амурской области "Шимановский лесхоз": представители не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Амурской области
на решение от 05.08.2020
по делу N А04-5100/2020
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению прокурора Амурской области в интересах Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618), неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ОГРН 1112801012477, ИНН 2801168320), государственному автономному учреждению Амурской области "Благовещенский лесхоз" (ОГРН 1132807000040, ИНН 2809017530)
о признании договора недействительным (ничтожным)
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Амурской области в интересах Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Амурской области к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (далее - Министерство ЖКХ, ответчик), государственному автономному учреждению Амурской области "Шимановский лесхоз" (далее - ГАУ "Шимановский лесхоз", ответчик) с иском о признании недействительным по основаниям, предусмотренным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственного контракта от 28.08.2019 N 01-39-3024 на поставку товара, заключенного между ответчиками.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 05.08.2020 отменить, просил принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что согласно подпункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе заключить контракт на выполнение работы в объемах, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной формах. Однако, таких обстоятельств, требующих незамедлительного реагирования для оказания помощи в спорной ситуации именно в августе 2019 года, не имелось. Так, по итогам заседания Правительства Амурской области от 28.07.2019 ответчику дано поручение принять меры по обеспечению дровами и углем пострадавших граждан до 01.10.2019 года, а выпуск материальных ресурсов в виде дров для Мазановского района произведён из резерва 08.11.2019 года. Приведенные причины, как полагает прокурор, свидетельствуют об отсутствии чрезвычайной неотложной необходимости проведения закупки товара. Кроме того, вопрос просушки домов был разрешен путем выделения населению тепловых пушек. По мнению заявителя жалобы, судом расширительно истолкован предмет контракта, а заказчиком в целях не проведения конкурентных процедур в нарушение требований закона неверно применен код ОКПД2 и не использована им соответствующая надлежащая позиция. Данные факты свидетельствуют о злоупотреблении ответчиком своими правами. Указывает на наличие достаточных правовых оснований для признания спорного контракта недействительным.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению в судебное заседание на 20.10.2020 в 15 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство ЖКХ просило оставить решение от 05.08.2020 без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Амурской области поддержал доводы апелляционной жалобы, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ГАУ "Шимановский лесхоз", Министерство ЖКХ, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в силу пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения настоящей апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2020 проверена Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя истца, исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из протоколов заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 22.08.2019 N 37, от 28.07.2019 N 16, губернатором Амурской области рекомендовано администрациям Мазановского, Селемджинского районов представить в министерство ЖКХ актуализированную информацию о потребности дров для обеспечения пострадавшего населения в срок до 23.08.2020, Министерству ЖКХ поручено оказать помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, приняв меры по обеспечению дровами и углем до 01.10.2019.
На основании пункта 9 части 1 статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), распоряжения губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р "О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области" (далее - распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р) между Министерством ЖКХ и ГАУ "Шимановский лесхоз" заключен государственный контракт от 28.08.2019 N 01-39-3024 (далее - контракт), предметом которого явилась поставка дров в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту).
В соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) к поставке требовались дрова, с характеристиками товара - лесоматериалы необработанные, в количестве 200 м3, по цене за единицу 3048,76 руб., в сумме 609 752 руб. (пункт 2.1 контракта).
Идентификационной код закупки ИКЗ: 192280116832028010100100640010220232 (пункт 1.4 контракта).
Пунктом 1.5 контракта установлено, что поставка товара осуществляется в Резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Амурской области "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности населения области".
Контрактом определён источник финансирования - бюджет Амурской области (пункт 2.6 контракта).
Пунктом 4.1 контракта обозначен срок поставки: в течение 15 календарных дней с момента заключения контракта.
В обусловленный контрактом срок поставщик заказчику поставил дрова (лесоматериалы необработанные) в полном объеме, что подтверждается актом приемки товара от 10.09.2019, подписанным без замечаний и возражений.
Исходя из возражений ответчика, представленных в суд первой инстанции, Министерство ЖКХ уведомило Министерство финансов Амурской области о заключении государственного контракта на поставку дров, в обоснование заключения государственного контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф, приведены протокол заседания комиссии при правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.08.2019 N 25 и распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р.
Положениями раздела III информации о контракте, объектом закупки явились: лесоматериалы необработанные код позиции КТРУ - 02.20.10.000-00000002, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 02.20.1.
Также письмом Министерство ЖКХ от 02.09.2019 N 02-4472 в обоснование заключения контракта с единственным поставщиком сообщило, что поставка дров, а именно лесоматериалов необработанных, поставляется населению Мазановского и Селемджинского районов в виде поленьев, таким образом, данный товар не входит в перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 N 1765-р. Дрова предназначались для передачи населению незамедлительно для топки печей с целью просушить подтопленные дома, так как указанные районы относятся к северным территориям и с 10-15 сентября ежегодно в этих районах начинается отопительный период (л.д. 94-95).
Полагая, что контракт заключен с нарушением требований федерального законодательства (ввиду неприменения конкурентных способов определения поставщика), прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора исходил и из того, что правоотношения сторон возникли из контракта на выполнение работ для государственных нужд и регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
В соответствии с пунктом 9 статьи 16 указанного Закона внесение изменений в план-график может осуществляться в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - не позднее, чем за один день до дня заключения контракта.
Судом первой инстанции установлено, что информация о закупке дров внесена Министерством ЖКХ 21.08.2019 с соблюдением установленного Законом порядка, что подтверждается данными, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС).
Исходя из пункта 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 информация о заключенных договорах в течение пяти рабочих дней с даты заключения контрактов, направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация о заключенном государственном контракте от 28.08.2019 N 01-39-3024 направлена Министерством ЖКХ в реестр контрактов - 28.08.2019, что свидетельствует о соблюдении срока, установленного пунктом 3 статьи 103 Закона.
Из оценки представленного плана - графика ИКЗ: 192280116832028010100100640010220232 к поставке требовались дрова по КТРУ - 02.20.10.000-00000002: Лесоматериалы необработанные.
Из анализа информации, размещенной в реестре контрактов на официальном сайте ЕИС, условий контракта, определено, что предметом поименованного контракта является поставка дров (код позиции КТРУ - 02.20.10.000-00000002, Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 02.20.1).
На основании пункта 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правил постановления Правительства N145), код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Лесоматериалы не обработанные по ОКПД2 - 02.20.1 не входят в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера утв. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р, в рамках реализации положений статьи 80 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, определяющей порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Кроме того, лесоматериалы не обработанные по ОКПД2 - 02.20.1 не входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р.
Оценив доказательства, представленные сторонами, суд первой инстанции пришел к выводу, что закупка дров по государственному контракту от 28.08.2019 N 01-39-3024 осуществлена Министерством ЖКХ по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 02.20.1 лесоматериалы необработанные.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела, пунктам 1.1, 1.3 контракта, спецификации (приложение N 1 к контракту), пункту 12 Правил постановления Правительства N145, положениям Распоряжения Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р, Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, довод заявителя жалобы о том, что судом расширительно истолкован предмет контракта.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166, 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
При этом посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
Подпункта 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в редакции, действующей на дату заключения контракта 28.08.2019, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, для заключения контракта с единственным поставщиком необходимо соблюдение одновременно следующих условий:
- закупка товара осуществляется вследствие аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.;
- товар не включен в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Суд первой инстанции, на основании приведенных норм права и обстоятельств дела, установил, что предметом контракта являются лесоматериалы необработанные по ОКПД2 - 02.20.1, которые не входят в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, или в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Более того, как указано Министерством ЖКХ, ответчик уведомил Министерство финансов Амурской области о заключении государственного контракта, со ссылкой на протокол заседания комиссии при правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.08.2019 N 25, распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р, письма от 02.09.2019 N 02-4472.
При изложенном, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что товар (лесоматериалы необработанные по ОКПД2 - 02.20.1) по контракту предназначался для передачи населению незамедлительно для топки печей с целью просушки подтопленных домов, так как указанные районы относятся к северным территориям и с 10-15 сентября ежегодно в этих районах начинается отопительный период (л. д. 94-95).
Соответственно, контракт заключен в целях удовлетворения потребностей населения, возникших при предотвращении, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Определив объектом закупки лесоматериалы необработанные по ОКПД2 - 02.20.1 и заключая государственный контракт с единственным поставщиком, Министерство ЖКХ воспользовалось правом, предусмотренным подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-Ф.
Поскольку нарушение Министерством ЖКХ требований Закона не установлено, суд пришел к справедливому выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии чрезвычайной неотложной необходимости проведения закупки товара ввиду установленных Губернатором Амурской области поздних сроков принятия мер по обеспечению дровами пострадавших граждан - до 01.10.2019 года, и выпуском материальных ресурсов в виде дров для Мазановского района 08.11.2019 года, за пределами месяца августа 2019 года, не могут быть приняты апелляционным судом.
Прокурор в апелляционной жалобе не привел нормы права, которыми он руководствовался при определении кратчайшего срока поставки товара заказчику и доведения его до пострадавших граждан в условиях чрезвычайной ситуации.
В приложении перечня Распоряжения Правительства Амурской области от 08.11.2019 N 314-р "Об одобрении выпуска из резерва материальных ресурсов Амурской области", на которое ссылается в жалобе прокурор, указаны дрова, 1105 м3, что не соотносится с объемом услуг, определенных в спецификации (приложение N 1 к контракту) дрова (лесоматериалы необработанные) в количестве 200 м3. Данные обстоятельства исключают выпуск материальных ресурсов для Мазановского района именно в рамках контракта от 28.08.2019 N 01-39-3024, так как они могли быть оказаны в рамках контракта от 20.08.2019 N 01-39-3005 по аналогичному делу N А04-5103/2020.
Кроме того, спорный контракт заключен 28.08.2019 на основании распоряжения губернатора Амурской области от 25.07.2019 N 136-р "О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области". Поставщик поставил заказчику товар ранее обусловленного контрактом срока 10.09.2019 (9 место 15 календарных дней), что подтверждается актом приемки товара, подписанным без замечаний и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что введение режима чрезвычайной ситуации не влечет необходимость заключения спорного контракта, отклоняются апелляционной коллегией, поскольку они противоречат материалам дела, при этом ответчиками при заключении контракта соблюден порядок, установленный подпунктом 9 пункта 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Ссылка заявителя на злоупотребление Министерством ЖКХ своими правами, не принимается апелляционным судом, как не нашедшая свое подтверждение в ходе рассмотрения спора.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
В силу статьи 333.37 НК РФ заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 05.08.2020 по делу А04-5100/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.А. Усенко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5100/2020
Истец: И.о. прокурора Амурской области Щербаков А.В.
Ответчик: ГАУ Амурской области "Шимановский лесхоз", Министерство ЖКХ Амурской области
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (5100/20 1т, 6162/19 2т), Министерство финансов Амурской области