г. Чита |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А19-7281/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гиделия Мераба Полшаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2020 года по делу N А19-7281/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Гиделия Мераба Полшаевича (ОГРНИП 314385006500209, ИНН 382705923900, адрес: г.Иркутск) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115, адрес: 664007, область Иркутская, г. Иркутск, ул. Поленова, дом 1) о признании незаконным распоряжения от 25.03.2020 N 504-02-1063/20,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гиделия Мераб Полшаевич (далее - заявитель, ИП Гиделия М.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - ответчик, КУМИ г. Иркутска, Комитет) от 25.03.2020 N 504-02-1063/20.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2020 года по делу N А19-7281/2020, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, в соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ (в ред. от 29.12.2004) при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет досрочное расторжение договора аренды по требованию арендодателя допускается только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором. Поскольку Гиделия М.П. как арендатор условия договора не нарушал, то односторонний немотивированный отказ ответчика от договора противоречит закону. Кроме того, в нарушение п. 7 ст. 619 ГК РФ письменное предупреждение о необходимости исполнения арендатором обязательства в разумный срок не направлялось. Также, по мнению заявителя жалобы, Комитет по управлению муниципальным имуществом, являясь структурным подразделением администрации города Иркутска и наделенный полномочиями по осуществлению управленческих функций в области размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, в том числе по заключению возмездных договоров на размещение НТО на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования, призван осуществлять действия по обеспечению бесперебойной работы НТО на территориях, включенных в утвержденную Схему, и обязан заключать договоры на размещение НТО на земельных участках с собственниками НТО. Указывает, что договор аренды от 09.03.2005 N 1448 заключался без торгов и до введения обязательной процедуры проведения торгов для заключения договоров аренды земельных участков в публичной собственности, а также учитывая, что Гиделия М.П. добросовестно исполнял обязанности арендатора по договору аренды, он имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором ответчик с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.09.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Комитетом по управлению Свердловским округом г. Иркутска (арендодатель) и ИП Эхвая Г.Р. (арендатор) заключен договор аренды от 09.03.2005 N 1448, в соответствии с которым земельный участок площадью 32 кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ") предоставлен в аренду под установку и размещение торгового павильона.
В соответствии с договором купли-продажи от 15.08.2014, заключенным с ИП Эхвая Г.Р., ИП Гиделия М.П. является собственником нестационарного торгового объекта - павильона, площадью 32 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ").
В связи с продажей ИП Эхвая Г.Р. павильона ИП Гиделия М.П. ими 15.08.2014 заключен договор переуступки, согласно пункту 1 которого ИП Эхвая Г.Р. безвозмездно переуступает права и обязанности по договору аренды на земельный участок, а ИП Гиделия М.П. принимает права и обязанности по договору аренды на земельный участок находящийся по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ"), площадь земельного участка 32 кв.м.
Согласно пункту 2 указанного договора право пользования на указанный земельный участок принадлежит ИП Эхвая Г.Р. на основании договора аренды от 09.03.2005 N 1448.
Одновременно между Администрацией г. Иркутска и ИП Гиделия М.П. заключено дополнительное соглашение (Е) к договору аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448 согласно которому арендатором по договору является ИП Гиделия М.П.
Договор аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448 неоднократно продлевался сторонами. Так, согласно распоряжению заместителя мэра - председателя Комитета по экономике Администрации г. Иркутска от 08.08.2014 N 182-02-1241/4 и дополнительному соглашению от 11.08.2014 договор аренды от 09.03.2005 N 1448 в очередной раз продлен до 29.07.2019.
В уведомлении от 01.07.2019 N 505-70-13002/2019 КУМИ г. Иркутска сообщил ИП Гиделия М.П. об одностороннем отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448 и предложил в срок до 30.07.2019 освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителю Администрации г. Иркутска.
04.10.2019 в ходе мониторинга территории Свердловского округа города Иркутска главным специалистом отдела контроля Департамента потребительского рынка Комитета на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ"), выявлен факт самовольного размещения нестационарного торгового объекта - павильона, что зафиксировано в акте от 04.10.2019.
Уведомлением от 16.10.2019 N 505-70-21411/19 КУМИ г. Иркутска указал владельцу нестационарного торгового объекта на необходимость добровольно в срок до 01.11.2019 осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта.
Учитывая, что самовольно размещенный нестационарный торговый объект владельцем в установленный уведомлением от 16.10.2019 N 505-70-21411/19 срок - до 01.11.2019 демонтирован не был, заместителем мэра - председателем КУМИ г. Иркутска 25.03.2020 вынесено распоряжение N 504-02-1063/20 о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ").
Заявитель, полагая, что распоряжение Комитета от 25.03.2020 N 504-02-1063/20 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 ЗК РФ конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, и оформления в установленном порядке права пользования земельным участком (в том числе путем заключения соответствующих договоров).
Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Указанная схема является инструментом систематизации размещения таких объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их (таково содержание схемы, утвержденной в городе Иркутске постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Мэром г. Иркутска в целях упорядочения установки юридическими и физическими лицами временных торговых сооружений на территории г. Иркутска последовательно были приняты постановление от 14.02.2007 N 031-06-227/7 "Об утверждении схем размещения временных сооружений (павильонов и специализированных киосков нового типа) на территории г. Иркутска" (утратило силу с 23.03.2009) и постановление от 23.03.2009 N 031-06-1033/9 "Об утверждении схем размещения временных сооружений (павильонов и киосков нового типа) на территории г. Иркутска" (утратило силу с 7 30.12.2011 в связи с принятием администрацией г. Иркутска постановления от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов").
С 30.12.2011 размещение на территории города Иркутска нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемами размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нестационарный торговый объект по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ"), площадью 32 кв.м., включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Иркутска в соответствии с пунктом 41 Приложения N 3 (Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловского района города Иркутска) к Постановлению администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11.
Согласно доводам жалобы, включение НТО в утвержденную Схему, является основанием для заключения договора для использования земельного участка.
Отклоняя указанные доводы, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, правильно указавшим следующее.
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме.
Кроме того, суд верно отметил, что для использования земельного участка как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления и установления сервитута под размещение нестационарного торгового объекта требуется одновременно два условия: наличие информации о нестационарном торговом объекте в схеме размещения нестационарных торговых объектов; наличие заключенного с владельцем торгового объекта соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448 неоднократно продлевался сторонами. Согласно распоряжению заместителя мэра - председателя Комитета по экономике Администрации г. Иркутска от 08.08.2014 N 182-02-1241/4 и дополнительному соглашению от 11.08.2014 договор аренды от 09.03.2005 N 1448 в очередной раз продлен до 29.07.2019.
Уведомлением от 01.07.2019 N 505-70-13002/2019 КУМИ г. Иркутска сообщил ИП Гиделия М.П. об одностороннем отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448 и предложил в срок до 30.07.2019 предпринимателю освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителю Администрации г. Иркутска.
Уведомление направлено заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 80089638106762) по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, о чем свидетельствует почтовый реестр от 03.07.2019, однако указанное почтовое отправление вернулось обратно отправителю с отметкой об истечении срока хранения, что подтверждается информацией с официального сайта ФГУП "Почта России".
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" предусмотрено, что в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны.
Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено названным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 25) по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленума N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
В связи с вышеизложенным, довод заявителя о неполучении уведомления от 01.07.2019 N 505- 70-13002/2019 об одностороннем отказе Администрации г. Иркутска от исполнения договора аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание.
Таким образом, Администрация г. Иркутска воспользовалась предоставленным законом правом и в одностороннем порядке отказалась от дальнейшего исполнения договора аренды, срок действия которого истекал 29.07.2019, предложив освободить земельный участок в срок до 30.07.2019, предприняв все необходимые меры для надлежащего уведомления заявителя. Вопреки доводам предпринимателя, договор аренды земельного участка от 09.03.2005 N 1448 прекратил свое действие с 30.07.2019.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствие у ответчика права на односторонний отказ от дальнейшего продления договора, со ссылкой на недействующую редакцию с п. 9 ст. 22 ЗК РФ, и на недействительность сделки по немотивированному одностороннему отказу от договора апелляционным судом отклоняется, как основанные на неверном толковании норм права при установленных по делу обстоятельствах.
Признавая несостоятельным довод апелляционной жалобы о возобновлении договора аренды на новый срок, в связи с принятием ответчиком исполнения договорного обязательства в виде арендной платы, апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом случае при прекращении договора аренды, но продолжении размещения НТО на спорном земельным участке, пользователь обязан оплатить за его фактическое использование.
Довод апелляционной жалобы о наличии у предпринимателя преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов, также подлежит отклонению апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. В то же время при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.
Размещение нестационарного торгового объекта в силу положений пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ не относится к случаям предоставления земельных участков, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Следовательно, у предпринимателя отсутствует право на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Отношения по размещению нестационарного торгового объекта на территории города Иркутска регулируются Порядком размещения нестационарных торговых объектов, (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (далее - Порядок размещения НТО) согласно которому размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места (пункт 6 Порядка размещения НТО).
В соответствии с пунктом 7 Порядка размещения НТО заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67. Предметом торгов является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в настоящее время действие договора аренды от 09.03.2005 N 1448 прекращено, новый договор аренды с соблюдением процедуры торгов на пользование спорным земельным участком, занимаемым временным сооружением, с заявителем заключен не был.
В связи с изложенным, судом установлен факт самовольного размещения предпринимателем на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта. Соответственно, ИП Гиделия М.П. обязан освободить спорный земельный участок путем демонтажа принадлежащего ему нестационарного торгового объекта.
Довод предпринимателя о нарушении Комитетом процедуры выявления и демонтажа нестационарного торгового объекта, также рассмотрен и правильно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В целях предотвращения фактов самовольного размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 37, 38, 42 Устава города Иркутска, Администрацией города Иркутска постановлением от 30.06.2017 N 031-06- 639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Порядок).
В силу пункта 4 Порядка под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
К самовольно размещенным относятся нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка). Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, принятие решений о дальнейшем демонтаже, их демонтаж осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
Согласно пункту 7 Порядка выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов осуществляется Комитетом посредством осуществления мониторинга территории города Иркутска, а также на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структурных подразделений администрации города Иркутска.
Каждый случай выявления Комитетом самовольно размещенного нестационарного торгового объекта оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших нестационарный торговый объект, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже.
Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение нестационарного торгового объекта.
В соответствии с пунктами 11, 12 Порядка демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта и освобождение земельного участка производятся его владельцем в добровольном порядке за собственный счет в срок, указанный в уведомлении, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного нестационарного торгового объекта требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке организацией, уполномоченной либо привлекаемой в соответствии с действующим законодательством Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению).
Комитет не позднее 10 (десяти) рабочих дней после истечения срока, установленного для добровольного демонтажа самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, подготавливает распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (далее - Распоряжение), содержащее информацию о месте расположения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (земельного участка, на котором расположен такой объект), подлежащего демонтажу, дату и время принудительного демонтажа; должностном лице Комитета, ответственном за организацию принудительного демонтажа, наименование организации, уполномоченной либо привлекаемой Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению) (пункт 13 Порядка).
В силу пункта 14 Порядка не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия распоряжения должностным лицом Комитета, ответственным за организацию принудительного демонтажа, в соответствии с распоряжением подготавливается и направляется уведомление о принудительном демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, осуществившему самовольное размещение нестационарного торгового объекта, или вручается данному лицу лично под роспись, а если такое лицо не установлено, не менее чем за 10 (десять) дней до момента осуществления демонтажа вывешивается на самовольно размещенном нестационарном торговом объекте, что фиксируется должностным лицом Комитета, ответственным за организацию принудительного демонтажа, фотосъемкой и составлением соответствующего акта.
Материалами дела установлено, что Комитетом 04.10.2019 был выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект, принадлежащий заявителю, на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ"). По данному факту составлен соответствующий акт от 04.10.2019 с приложением материалов фотофиксации.
Уведомлением от 16.10.2019 N 505-70-21411/19 Комитет указал владельцу нестационарного торгового объекта на необходимость добровольно в срок до 01.11.2019 осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта.
Указанное уведомление получено лично предпринимателем 21.10.2019, о чем имеется собственноручная подпись ИП Гиделия М.П.
Учитывая, что самовольно размещенный нестационарный торговый объект владельцем в установленный уведомлением от 16.10.2019 N 505-70-21411/19 срок - до 01.11.2019 демонтирован не был, заместителем мэра - председателем Комитета 25.03.2020 вынесено распоряжение N 504-02-1063/20 о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ") и уведомление о демонтаже в принудительном порядке от 25.03.2020 N 505-70-6505/20, которое получено продавцом павильона 06.04.2020.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих правовые основания для размещения предпринимателем нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, у дома N 126 (ост. "ИГУ"), истечение установленного срока для добровольного демонтажа, непредставление владельцем нестационарного торгового объекта уведомления об отсутствии по уважительным причинам возможности выполнить демонтаж, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые распоряжение принято Комитетом обоснованно, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июля 2020 года по делу N А19-7281/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7281/2020
Истец: Гиделия Мераб Полшаевич
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска