г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А56-3613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Тимонина А.В. по доверенности от 12.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19593/2020) акционерного общества "Газпром теплоэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2020 по делу N А56-3613/2020 (судья Катарыгина В.И.), принятое
по заявлению акционерного общества "Газпром теплоэнерго"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании акта и предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром теплоэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об оспаривании предписания Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) от 30.09.2019 N 32-5137- 2691/ПР.
Решением суда от 29.05.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам, изложенным в заявлении, решение суда не содержит доказательства и мотивы, на которых основаны выводы суда.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Управления в сентябре 2019 года на основании распоряжения от 28.08.2019 проведена проверка по адресам: энергоустановки и объекты теплоснабжении на территории Подпороджского, Бокситогорского, Лужского, Кингисеппского, Сланцевского, Всеволожского, Приозерского, Тихвинского районов Ленинградской области.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- не представлено соглашение (договор аренды) на земельные участки под зданиями котельных (нарушение требований пункта 3.2.1 ПТЭТЭ);
- по причине дефицита тепловой мощности котельных существует риск не соблюдения температурного графика теплоносителя при максимально отрицательных температурах наружного воздуха в осенне-зимний период (нарушение пунктов 2.5.1, 6.2.1, 15.2.1 ПТЭТЭ);
- не завершены плановые работы по замене участка тепловых сетей (что нарушает требования пунктов 2.4.4, 2.4.7, 2.4.10, 6.2.9 ПТЭТЭ);
- не проведены режимно-наладочные испытания и работы на тепловых сетях от котельных, обеспечивающие надежность теплоснабжения потребителей, что является нарушением требований пунктов 2.5.4, 6.2.1 ПТЭТЭ;
- не проводится вибродиагностический контроль (мониторинг), что является нарушением пункта 5.1.18 ПТЭТЭ;
- не выполнена проверка вертикальности дымовых труб геодезическим методом один раз в 5 лет (нарушение пункта 3.3.14 ПТЭТЭ);
- не обеспечен установленный заводом-изготовителем водно-химический режим работы котлов, надежная работа трубопроводов и другого оборудования котельной без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, недопущения образования накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях, систем теплоснабжения (нарушение пунктов 12.1, 12.4, 5.1.12 ПТЭТЭ);
- подпитка тепловой сети производится водой из водопровода без ее умягчения, что является нарушением требований пункта 6.2.53 ПТЭТЭ; - в помещении котельной отсутствует нумерация запорной арматуры (нарушение пункта 2.8.3 ПТЭТЭ);
- отсутствуют манометр и термометр на рециркуляционном насосе N 1 котлового контура (нарушение требований пункта 2.9.4 ПТЭТЭ);
- отсутствует допуск в постоянную эксплуатацию котельной БМК-12 (нарушение пунктов 2.4.1, 2.4.2 ПТЭТЭ);
- отсутствует нормативный запас резервного топлива в котельной БМК-4.0 (что нарушает пункт 4.1.1 ПТЭТЭ).
Результаты проверки зафиксированы в акте 30.09.2019 N 32-27-28-30-31-5137- 6113/А.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 30.09.2019 N 32-5137- 2691/Пр об устранении выявленных нарушений в срок до 31.10.2019.
Не согласившись с указанным предписанием, Обществом оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является арендатором имущества (оборудования газовых котельных N N 1, 3, 4, 6; газовых котельных NN8, 9, 18; инженерных сетей и прочего оборудования) на основании договора аренды имущества N 774-6729-17 от 01.10.2017 с АО "Газпром газораспределение Ленинградская область".
Здания котельных N N 1, 3, 4, 6 г. Подпорожье Ленинградской области переданы Обществу во временное владение и пользование по договору аренды N 5 от 30.04.2019 с Муниципальным образованием "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Тепловые сети, присоединенные к котельным N N 1, 3, 4, 6, 8, 18 г.Подпорожье Ленинградской области, переданы АО "Газпром теплоэнерго" во временное владение и пользование по договору аренды N 6 от 30.04.2019 с Муниципальным образованием "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
Пунктом 1 предписания указано, что не представлено соглашение (договор аренды) на земельные участки под зданиями котельных N N 1,3,4,6 г. Подпорожье, являющихся собственностью МО "Подпорожский муниципальный район", для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территорий для размещения тепловых энергоустановок.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что Управлением не представлено нормативно-правовое обоснование, на основании которого заявитель обязан обеспечивать выполнение указанного нарушения. Заявитель считает, что наличие либо отсутствие договорных обязательств по аренде земельного участка не влияет на обеспечение надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории котельных.
Между тем, содержание территории (земельных участков) под зданиями и сооружениями котельных N N 1, 3, 4, 6 г. Подпорожье является неотъемлемой частью осуществления технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Отношения, связанные с содержанием сетей теплоснабжения, регулируются Правилами технической эксплуатации тепловых установок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭТЭ).
Согласно пункту 3.2.1 ПТЭТЭ, для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии: ограждение соответствующей части территории; системы отвода поверхностных вод со всей территории от зданий и сооружений (дренажи, контажи, канавы, водоотводящие каналы и т.п.); сети водопровода, канализации, тепловые, транспортные, газообразного и жидкого топлива и др.; сети наружного освещения, связи, сигнализации; источники питьевой воды, водоемы и санитарные зоны охраны источников водоснабжения; железнодорожные пути и переезды, автодороги, пожарные проезды, подъезды к пожарным гидрантам, водоемам, мосты, пешеходные дороги и переходы и др.; противооползневые, противообвальные, берегоукрепительные, противолавинные и противоселевые сооружения; базисные и рабочие реперы и марки; пьезометры и контрольные скважины для наблюдения за режимом грунтовых вод; системы молниезащиты и заземления.
Таким образом, отсутствие договора аренды земельных участков не только не позволяет в полном объеме обеспечивать их надлежащее эксплуатационное и санитарное состояние, но и затрудняет эксплуатацию всех подземных коммуникаций, заземляющих устройств и т.д., расположенных в границах данных земельных участков, тем самым создавая риск надежности теплоснабжения.
Без определения границ земельных участков под котельными невозможно определить нарушения со стороны АО "Газпром теплоэнерго" в части ненадлежащей эксплуатации и санитарного состояния территории, на которых размещены котельные.
В пункте 2 Предписания указано, что по причине дефицита тепловой мощности котельных N N 1, 6, 8, 18 в г. Подпорожье Ленинградской области, находящихся в эксплуатационной ответственности филиала АО "Газпром теплоэнерго", существует риск не соблюдения температурного графика теплоносителя при максимально отрицательных температурах наружного воздуха в осенне-зимний период.
При этом заявитель указывает на то, что Общество не является собственником проверяемых объектов. Нарушения, указанные в акте и Предписании, касаются вопросов реконструкции и модернизации (технического перевооружения) теплоэнергетического имущества, что является обязанностью собственника таких объектов и не относится к текущему либо капитальному ремонту.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно установлено, что о дефиците тепловой мощности котельных N N 1,6,8,18 в г.Подпорожье Ленинградской области свидетельствуют:
- письмо АО "Газпром газораспределение Ленинградской области" от 15.08.2016 N 26-26/4407;
- расчет за подписью главного энергетика АО "Газпром газораспределение Ленинградской области" Блинова Н.П.;
- баланс установленной мощности автоматизированных газовых котельных АО "Газпром теплоэнерго" за 2018 год;
- постановление мирового судьи судебного участка N 51 Ломоносовского района Ленинградской области от 29.09.2016 по делу N 3-251/2016.
Пунктами 2.5.1, 2.5.4 ПТЭТЭ установлено, что для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация должна обеспечивать сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов, который составляется по результатам режимно-наладочных испытаний, а также надежность теплоснабжения потребителей в соответствии с температурными графиками.
В соответствии с пунктом 6.2.1 ПТЭТЭ при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Присоединение новых потребителей к тепловым сетям энергоснабжающей организации допускается только при наличии у источника теплоты резерва мощности и резерва пропускной способности магистралей тепловой сети.
После передачи в аренду котельных N N 1,6,8,18 г. Подпорожье Ленинградской области в эксплуатацию на правах аренды Обществу, а также передачи собственником в лице МО "Подпорожское городское поселение" в аренду тепловых сетей, присоединенных к этим котельным, теплоснабжающей организацией - АО "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области были заключены договоры теплоснабжения с абонентами - физическими и юридическими лицами не только жилого фонда и социально-значимых объектов, но и иных объектов коммерческой сферы деятельности, без учета отрицательного теплового баланса тепловой мощности указанных котельных, то есть на тепловую нагрузку, превышающую установленную мощность этих котельных.
Тем самым филиалом АО "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области был создан дефицит тепловой мощности котельных N N 1,6,8,18 г. Подпорожье Ленинградской области. Необеспечение сбалансированного отпуска и потребления топливноэнергетических ресурсов котельных N 1,6,8,18 г. Подпорожье создает риск не соблюдения температурного графика теплоносителя при максимально отрицательных температурах наружного воздуха в осенне-зимний период, что является невыполнением условий готовности объектов теплоснабжения к отопительному периоду, а именно подпункта 2 пункта 13 раздела III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.02.2013 N 103 (далее - Правила).
Вопреки утверждению Общества, Предписанием не определено проведение реконструкции (модернизации) вышеуказанных котельных с целью устранения дефицита их мощности. Способ устранения выявленных нарушений зависит от выбора организации, осуществляющей деятельность в области теплоснабжения, исходя из целей, задач и материальных возможностей организации (в т.ч. осуществление невыполненных Обществом мер по наладке тепловых сетей, что указано в пункте 10 Предписания; оптимизация договорных значений отпускаемой тепловой энергии с потребителями, не относящимися к социально-значимым объектам).
В пунктах 3-9 Предписания указано, что не завершены плановые работы по замене участков тепловых сетей от котельных N N 1,3,6,8 г.Подпорожье (в связи истечением срока эксплуатации и не прошедших гидравлические испытания).
В соответствии со статьей 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан эксплуатировать данные объекты теплоснабжения в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.
Согласно пункту 4.2.7. договора аренды N 6 от 30.04.2019 арендатор - АО "Газпром теплоэнерго" обязуется поддерживать арендуемое имущество (тепловые сети) в надлежащем техническом состоянии, нести расходы по содержанию арендованного имущества, включая осуществление текущего и капитального ремонта.
Ссылка Заявителя на акт приема-передачи объектов теплоснабжения от 20.09.2019, согласно которому тепловые сети от котельных N N 1,3,6,8 г.Подпорожье переданы арендатором - АО "Газпром теплоэнерго" собственнику - Администрации МО "Подпорожский муниципальный районЛенинградской области" для производства работ по капитальному ремонту (замене) участков тепловых сетей, неправомерна.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что лицом, ответственным за своевременное завершение плановых работ по замене участков тепловых сетей, является Заявитель, поскольку:
Согласно пункту 2.7.11 ПТЭТЭ приемка тепловых энергоустановок из капитального ремонта производится рабочей комиссией, назначенной распорядительным документом по организации.
Согласно пункту 6.2.4 ПТЭТЭ раскопка трассы трубопроводов тепловой сети или производство работ вблизи них посторонними организациями, также как и засыпка трассы, допускается только с разрешения организации, эксплуатирующей тепловую сеть, под наблюдением специально назначенного ею лица.
В пункте 2.4.4 ПТЭТЭ указано, что перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Пунктом 2.4.7 ПТЭТЭ предусмотрено, что перед пробным пуском подготавливаются условия для надежной и безопасной эксплуатации тепловых энергоустановок: проверяется наличие актов скрытых работ и испытания.
В пункте 2.4.10 ПТЭТЭ указано, что если смонтированные тепловые энергоустановки передаются на техническое обслуживание энергоснабжающей организации, то техническая приемка их от монтажной и наладочной организаций проводится совместно с энергоснабжающей организацией".
В пункте 6.2.9 ПТЭТЭ указано, что после завершения строительно-монтажных работ (при новом строительстве, модернизации, реконструкции), капитального или текущего ремонтов с заменой участков трубопроводов, трубопроводы тепловых сетей подвергаются испытаниям на прочность и плотность.
Кроме того, обязанность заявителя по выполнению первоочередных ремонтных работ на тепловых сетях г. Подпорожье, находящихся в аренде АО "Газпром теплоэнерго", на 2019 год (котельные N N 1,3,6,8) следует из решения Совета депутатов муниципального образования "Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от 21.02.2019 N 399.
Таким образом, доводы о том, что заявитель не является субъектом выявленных нарушений не состоятельны.
Согласно пункту 11.2 ПТЭТЭ при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы. Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и системтеплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
В пункте 10 Предписания указано, что не проведены режимно-наладочные испытания и работы на тепловых сетях от котельных г.Подпорожье, обеспечивающие надёжность теплоснабжения потребителей (подача теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе).
Эксплуатационная ответственность АО "Газпром теплоэнерго" в Ленинградской области ограничена договором аренды муниципального имущества N 6 от 30.04.2019, заключенного с МО "Подпорожское городское поселение" в лице Администрации МО "Подпорожский муниципальный район".
На основании пукнта 2.5.4 ПТЭТЭ АО "Газпром теплоэнерго" в границах эксплуатационной ответственности периодически, но не реже одного раза в 5 лет, должен проводить режимно-наладочные испытания и работы на тепловых энергоустановках (тепловых сетях), по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения.
По результатам испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации (т.е. увеличение/уменьшение диаметра трубопровода, установку дроссельных шайб по каждой тепловой сети, присоединенной к котельной).
Согласно пункту 6.1.29 ПТЭТЭ в контрольных точках тепловых сетей устанавливаются местные показывающие контрольно-измерительные приборы для измерения температуры и давления в трубопроводах.
Согласно пункту 6.2.61 указанных Правил для каждой контрольной точки тепловой сети и на узлах подпитки в виде режимной карты устанавливаются допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном (и подпиточном) трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного и летнего периодов.
Все данные, принятые в расчетах (значения расхода тепловой энергии котельных на собственные нужды, потери в тепловых сетях, находящихся в эксплуатационной ответственности АО "Газпром теплоэнерго", температура наружного воздуха и т.д.) должны быть подтверждены документально, а перечни и результаты замеров, съема показаний должны быть подтверждены актами, подписанными второй стороной (представителем собственника, управляющей компанией).
Все вышеперечисленные условия АО "Газпром теплоэнерго" не выполнены и не подтверждены документально.
При этом пункт 6.2.1 ПТЭТЭ определяет, что при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Непроведение в срок указанного вида испытаний и работ является не выполнением требований готовности данных тепловых сетей к работе в отопительном периоде 2019-2020 годов, что является нарушением подпункта 6 пункта 13 Правил N 103.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о правомерности оспариваемого предписания Управления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2020 года по делу N А56-3613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром теплоэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3613/2020
Истец: АО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Капранов Александр Николаевич, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ М.П.МУСОРГСКОГО", Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору