г. Владимир |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А43-8353/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.07.2020 по делу N А43-8353/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 11561002720) к товариществу собственников жилья "Народная 50" (ИНН 5259071632, ОГРН 1075200012968), о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца - Копылова О.А., доверенность от 20.02.2020 сроком действия до 31.12.2020, диплом 107704 0016703 от 10.06.2016, свидетельство о заключении брака от 14.09.2018;
от ответчика - Добруник М.В., доверенность от 02.09.2019 сроком действия на один год, диплом БВС 0870101 от 05.02.2001,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Народная 50" (далее - Товарищество, ТСЖ "Народная 50", ответчик) о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 в сумме 91 296, 60 руб., пени за период с 12.02.2019 по 10.02.2020 в сумме 8 385, 46 руб., судебных расходов.
Решением от 16.07.2020 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования оставил без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Нижэкология-НН" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает на несогласие с выводом суда о том, что поскольку договор между сторонами не заключен, способ определения объема накопления ТБО не установлен, то расчет, выполненный исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, является неверным.
Заявитель обращает внимание, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 по делу N 305-ЭС17-23122, отсутствие договора не признается основанием для освобождения от исполнения обязанности по оплате оказанной коммунальной услуги.
Полагает, что коммерческий учет объема и (или) массы ТКО, образуемых жителями многоквартирного дома, собственники жилых помещений в котором не организовали раздельный сбор твердых коммунальных отходов, в Нижегородской области осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенного конкурсного отбора ООО "Нижэкология-НН" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г.Нижнего.Новгорода, г.Дзержинска и Володарского района Нижегородской области.
В соответствии с решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2018 N 56/21 размер единого тарифа на услуги регионального оператора составляет 665, 67 руб./м.куб. ТКО.
Согласно указу губернатора Нижегородской области N 66 от 25.07.2019 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 26.12.2018 N 178" размер единого тарифа на услуги регионального оператора составляет 632,39 руб./м.куб. ТКО.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 и составляет 0,10 м.куб. в год на 1-м.кв. площади жилого помещения в многоквартирном доме.
ООО "Нижэкология-НН" приступило к исполнению своих обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с 01.01.2019, в том числе оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ТСЖ "Народная 50".
В настоящее время договор на обращение с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и ТСЖ не заключен. В рамках дела N А43-5484/2020 ТСЖ "Народная 50" обратилась к региональному оператору с требованием о понуждении заключить договор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно расчету истца задолженность Товарищества перед Обществом за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 составила 91 296 руб. 60 коп.
Поскольку ответчиком оказанные ему услуги не были оплачены, требования претензии, направленной в его адрес не исполнены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком полной оплаты фактически оказанных истцом услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На основании части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(18) указанных правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пункта 6 типового договора (абз. 2) следует, что потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такой управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2018 N 56/21 размер единого тарифа на услуги регионального оператора составляет 665, 67 руб./м.куб. ТКО.
Согласно Указу Губернатора Нижегородской области N 66 от 25.07.2019 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 26.12.2018 N 178" размер единого тарифа на услуги регионального оператора составляет 632,39 руб./м.куб. ТКО.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства Нижегородской области N 905 от 26.12.2018 и составляет 0,10 м.куб. в год на 1-м.кв. площади жилого помещения в многоквартирном доме.
Расчет задолженности произведен в соответствии с решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2018 N 56/21 исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов.
Как верно отмечено судом первой инстанции, отсутствие договора, и как следствие, отсутствие согласования способа определения объема накопления ТБО, не позволяет признать произведенный истцом расчет в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, верным.
В опровержение представленного истцом расчета исковых требований ответчик представил свой расчет, в котором отразил подлежащие начислению в спорном периоде суммы оплаты услуг истца с учетом фактического объема вывезенных твердых коммунальных отходов, уплаченные ответчиком истцу денежные суммы со ссылкой на представленные в дело платежные поручения. Из указанного расчета ответчика следует, что ответчик полностью оплатил истцу услуги по обращению с ТКО, оказанные в спорный период; задолженность по оплате указанных услуг на стороне ответчика отсутствует.
Определяя объем фактически оказанных истцом услуг, ответчик исходил из договора на оказание услуг по транспортированию ТКО от 31.10.2018, заключенному между ООО "Чистый двор" и ООО "Нижэкология-НН", графика вывоза ТКО от конкретного МКД.
Из приложения к договору (л.д.154, том 1) следует, что МКД по ул.Народная, 50, имеет 3 контейнера объемом 1,1 м.куб.
Объем оказанных услуг подтвержден отчетом по прохождению контейнерной площадки за спорный период (л.д.155-158). Расчет фактического объема вывезенных твердых коммунальных отходов следует производить исходя из объёмов контейнеров, расположенных возле МКД, и их количества.
Согласно контрасчету ответчика, объем вывезенных коммунальных отходов составил за январь 2019 - 89, 10 м.куб.; за февраль 2019 - 79, 20 м.куб.; за март 2019 - 85, 80 м.куб.; за апрель 2019 - 85, 80 м.куб.; за май 2019 - 89,10 м.куб.; за июнь 2019 - 82,50 м.куб.; за июль 2019 - 89,10 м.куб.; за август 2019 - 85,80 м.куб. (то есть из расчет 3 контейнера объемом 1,1 м.куб. ежедневно, за исключением субботы).
Доказательства оказания истцом услуг по вывозу ТКО в спорный период в большем объеме, Обществом не представлены.
Платежными поручениями N 38 от 21.02.2019; N74 от 01.04.2019; N82 от 10.04.2019; N107 от 13.05.2019; N 132 от 10.06.2019; N 164 от 28.062019; N180 от 29.07.2019; N207 от 02.09.2019 фактически оказанные услуги региональному оператору оплачены в сумме 454 096 руб.
Таким образом, требование о взыскании задолженности в сумме 91 296 руб. 60 коп. правомерно признано судом первой инстанции необоснованным.
Истцом предъявлена к взысканию неустойка за период с 12.02.2019 по 10.02.2020 в сумме 8385 руб. 46 коп.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Порядок и срок внесения собственником помещения в многоквартирном доме платы за жилое помещение, включающей плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги, а также ответственность за их несвоевременную или неполную уплату определены статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Платежные поручения, представленные ответчиком, свидетельствуют об отсутствии просрочки за фактически оказанные услуги по вывозу ТКО.
На основании изложенного, в удовлетворении иска правомерно отказано.
Утверждение истца об уклонении ответчика от заключения договора судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, поскольку согласно решению Арбитражного суда Нижегородской области от 27.07.2020 по делу N А43-5484/2020 именно ответчик обратился в суд с требованием о понуждении Общества к заключению договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.07.2020 по делу N А43-8353/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8353/2020
Истец: ООО "Нижэкология-НН"
Ответчик: ТСЖ "Народная 50"