г. Хабаровск |
|
26 октября 2020 г. |
А73-6869/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частного охранного предприятия "Вымпел-Восток"
на решение от 31.07.2020
по делу N А73-6869/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частного охранного предприятия "Вымпел-Восток" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - прокурор, заявитель, Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частного охранного предприятия "Вымпел-Восток" (далее - ООО ЧОП "Вымпел-Восток", общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Определением суда от 22.05.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда 31.07.2020 суд привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с судебным актом, ООО ЧОП "Вымпел-Восток" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд, ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176, не конкретизирует пункт или статью данного Постановления, и из него не следует, что все объекты культуры в Российской Федерации автоматически становятся объектами, подпадающими под особый режим охраны (в Постановлении говорится лишь о порядке категорирования объектов охраны), следовательно, ООО ЧОП "Вымпел-Восток" не может быть привлечено к административной ответственности, так как отнесение охраняемого ЧОП объекта к специальному режиму "антитеррора" и возникновение особых требований к охране такого объекта, не подтверждено доступным и понятным для привлекаемого к ответственности лица образом; суд ссылается на пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273, который в своей совокупности с пунктом 6 предполагают, что в результате проведения ряда мероприятия торговый объект может быть в установленном порядке отнесен к особой категории и включен специальный перечень организаций, который не выкладывается в общий доступ и хранится под грифом "ДСП", при таких обстоятельствах у ЧОП отсутствовала возможность установить, подпадает ли объект - Дом бытовых услуг под специальные режимы охраны; суд в своем решении не указал, каким образом был зафиксирован факт исполнения договора со стороны ООО ЧОП "Вымпел-Восток", поскольку факт заключения договора не означает, что договор фактически исполнялся.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Прокуратура доводы жалобы отклонила, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО ЧОП "Вымпел-Восток", расположенное по адресу: 682711, Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, ул. Ленина, д. 27, зарегистрировано 08.02.2007 за основным государственным регистрационным номером 1072717000113, ИНН 2717015188, и на основании лицензии N 465-КР от 18.04.2007 осуществляет частную охранную деятельность на территории Российской Федерации.
В период с 16.04.2020 по 24.04.2020 Прокуратурой города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, на основании решения заместителя прокурора города от 16.04.2020 N 205, проведена документарная проверка на предмет соблюдения ООО ЧОП "Вымпел- Восток" лицензионных требований и условий, в ходе которой установлен факт нарушения лицензиатом требований пункта "а" части 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение N 498), что выразилось в отсутствии у лицензиата спецсредств и служебного огнестрельного оружия.
По результатам проверки составлен акт от 24.04.2020.
27.04.2020 заместителем прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Приходько И.В. в отношении ООО ЧОП "Вымпел-Восток", в присутствии представителя общества Зайцева С.В., возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
В силу абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт совершения лицензиатом вменяемого административного правонарушения, удовлетворил заявление Прокуратуры и привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1) и пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность является лицензируемым видом деятельности.
По статье 1 Закона РФ N 2487-1 под частной детективной и охранной деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частью 3 статьи 3 Закона РФ N 2487-1 предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе, при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 данной части; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 данной части; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 указанного Закона.
Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (статья 11 Закона РФ N 2487- 1), при этом статья 3 содержит исчерпывающий список видов охранных услуг.
Нарушение установленных настоящим Законом требований к осуществлению частной детективной и охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 21 Закона РФ N 2487-1).
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "г" пункта 2 (1) Положения N 498 (далее - Положение), настоящее положение в соответствии с частью 2 статьи 11.2 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" устанавливает порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", а также перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг.
Согласно пункту "а" части 4 Положения N 498, одним из лицензионных требований при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований.
Пунктом 8 Положения установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2(1) - 5 и 7 настоящего Положения.
Из материалов дела видно, что ООО ЧОП "Вымпел-Восток" имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности N 465-кр сроком действия до 18.04.2022 с разрешенным видом услуг, предусмотренных п.п. 1,2,4,5,6,7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ N 2487-1.
23.12.2019 между ООО ЧОП "Вымпел-Восток" и ООО "Трейд-1" заключен договор N ФО-001 об оказании охранных услуг на объекте - "Дом бытовых услуг", расположенном по адресу: ул. Кирова, д. 28, г. Комсомольск-на-Амуре; срок действия договора в течение одного года с момента подписания его обеими сторонами (п.8.1 договора).
Согласно п. 1.1. данного договора, Заказчик (ООО "Трейд-1") поручает, а исполнитель (ООО ЧОП "Вымпел-Восток") принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: охрана имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении Заказчика, на Объекте "Дом бытовых услуг", расположенном по адресу: ул. Кирова, д. 28 (далее по тексту Договора "Объект") - объект представляет собой- 4-х этажное отдельно стоящее здание; охрана жизни и здоровья граждан на Объекте.
По условиям указанного договора ООО ЧОП "Вымпел-Восток" обязуется обеспечить поддержание порядка и безопасности на охраняемом объекте путем предупреждения и пресечения противоправных действий, направленных на нарушение установленного Заказчиком внутриобъектового и пропускного режимов (п.2.1.2 договора).
27.02.2020 между ООО ЧОП "Вымпел-Восток" и Муниципальным учреждением культуры "Музей изобразительных искусств" заключен договор N ФО-003 об оказании охранных услуг на объекте "Музей изобразительных искусств", расположенном по адресу: пр. Мира, д. 16, г. Комсомольск-на-Амуре.
Согласно п. 1.1. данного договора, Заказчик (МУК "Музей изобразительных искусств") поручает, а исполнитель (ООО ЧОП "Вымпел- Восток") принимает на себя обязательства по оказанию следующих услуг: охрана имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении Заказчика, на Объекте - "Музей изобразительных искусств", расположенном по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, д. 16 (далее по тексту Договора "Объект") - объект представляет собой - 4-х этажное отдельно стоящее здание; охрана жизни и здоровья граждан на Объекте.
По условиям указанного договора ООО ЧОП "Вымпел-Восток" обязуется обеспечить поддержание порядка и безопасности на охраняемом объекте путем предупреждения и пресечения противоправных действий, (п.2.1.2 договора).
В отношении вышеуказанных охраняемых объектов установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
"Дом бытовых услуг", расположенный по адресу: ул. Кирова, д. 28, г. Комсомольск-на-Амуре, является торговым объектом, обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" (далее - Требования к антитеррористической защищенности, Требования N 1273), в соответствии с пунктом 5 которых "Дом бытовых услуг" 11.03.2019 включен в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты.
"Музей изобразительных искусств", расположенный по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, д. 16, является объектом в сфере культуры, обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (пункты 2, 4 указанных Требований).
Таким образом, в силу пункта "а" части 4 Положения N 498 ООО ЧОП "Вымпел-Восток", осуществляя охрану объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, и подлежащих охране в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ N 2487-1, обязано иметь служебное огнестрельное оружие и специальные средства.
Однако, в нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "а" пункта 4 Положения N 498, ООО ЧОП "Вымпел-Восток" не используются спецсредства и оружие, что подтверждается ответом директора ООО ЧОП "Вымпел-Восток" от 16.04.2020 на требование прокурора от 16.04.2020 N16-268в-2019.
С учетом этого, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, признается обоснованным.
Факт административного правонарушения, совершенного ООО ЧОП "Вымпел-Восток", подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.04.2020, актом проверки от 24.04.2020, лицензией от 18.04.2007 N 465-КР, договорами об оказании охранных услуг от 27.02.2020 N ФО-003, от 23.12.2019 N ФО-001, информацией прокуратуры от 23.04.2019 "О торговых объектах, подлежащих категорированию", ответом директора Рыжикова С.С. от 16.04.2020; также факт осуществления обществом охранных услуг, в частности, по договору от 27.02.2020 NФО-003, подтверждается ответом МУК "Музей изобразительных искусств" от 25.06.2020 N 01-12/100 на запрос прокурора от 23.06.2020, в котором сообщается, что ООО ЧОП "Вымпел-Восток" оказывало услуги по охране объекта в период с 29.02.2020 до 01.06.2020.
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, обществом не представлено и материалы дела не содержат.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина общества в данном случае заключается в непринятии им, как лицензиатом, всех возможных и достаточных мер для своевременного соблюдения им норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
При таких обстоятельствах, заявление Прокуратуры о том, что в действиях лицензиата имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, признается обоснованным.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не выявлено фактов нарушения норм процессуального права, а также наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного лицензиатом административного правонарушения малозначительным и применения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освобождения общества от административной ответственности судом по настоящему делу не установлено.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом судом первой инстанции принято во внимание, что ООО ЧОП "Вымпел-Восток" ранее уже привлекалось в административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2018 по делу N А73-14904/2018, от 28.02.2020 по делу N А73-9/2020.
Кроме того, судом учтено, что, в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, так как противоправными действиями общества в виде оказания услуг по охране объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, с нарушением лицензионных условий, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение о назначении обществу наказания в виде административного штрафа в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, являются правильными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не выявил правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2020 по делу N А73-6869/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6869/2020
Истец: Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре
Ответчик: ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЫМПЕЛ-ВОСТОК"
Третье лицо: 6ААС, ООО Частное охранное предприятие "Вымпел-Восток"