г. Томск |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А03-17823/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Колупаевой Л.А., |
судей |
Сбитнева А.Ю., Сластиной Е.С. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю., без использования средств аудиозаписи,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (07АП-9021/2020) общества с ограниченной ответственностью "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация" на решение от 05 августа 2020 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17823/2018 (судья Ангерман Н.В.) по иску муниципального унитарного предприятия "Энергетик" г.Барнаула (ИНН 2224134685, ОГРН 1092224004113), г. Барнаул Алтайского края, к обществу с ограниченной ответственностью "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация" (ИНН 2225168327, ОГРН 1162225058236), г.Барнаул Алтайского края, о взыскании 11 194 297 руб. 26 коп., с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов (ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923), г.Барнаул Алтайского края,
при участии в судебном заседании:
от истца - без участия (извещен);
от ответчика и третьего лица - без участия (извещены;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" г. Барнаула (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация" (далее - ответчик, управляющая компания, апеллянт) о взыскании задолженности в размере 11 194 366,49 руб. за период с 01.03.2018 по 01.11.2018 по договору теплоснабжения от 01.10.2016 N 808.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310, 329, 330, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и мотивированы ненадлежащим исполнением Ответчиком обязательств по оплате задолженности по договору теплоснабжения от 01.10.2016 N 808.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Алтайского края по государственному регулирования цен и тарифов.
Истец представил заявление об уменьшении исковых требований до 11 194 297,26 руб. с учетом поступивших оплат на сумму 69,23 руб.
Решением от 05 августа 2020 года Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом не было учтено, что истец применил площадь мкд по ул. Рылеева 3 при начислении платы по отоплению не соответствующую сведениям Росреестра; судом не дана надлежащая оценка доводу ответчика об обоснованности возврата денежных средств одному из собственников.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии указанных лиц участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, МУП "Энергетик" в рассматриваемый период являлось ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность по поставке тепловой энергии и горячей воды на территории муниципального образования - город Барнаул Алтайского края.
Тепловая энергия и горячая вода поставлялась в МКД, которые находились в управлении общества с ограниченной ответственностью "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация".
Управляющая компания, выбранная в качестве способа управления в МКД в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании.
Отношения по энергоснабжению между сторонами урегулированы договором теплоснабжения N 808 от 01.11.2016, на основании которого осуществлялась поставка коммунальных ресурсов - тепловой энергии на отопление и горячей воды в управляемые ответчиком МКД.
Как следует из представленных в материалы дела счетов-фактур и актов приемки- передачи за период с марта 2018 по ноябрь 2018 за коммунальные ресурсы к оплате начислено 11 427 234,24 руб.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Поскольку поставка энергоресурсов в данном случае осуществлялась в МКД, то к правоотношениям сторон подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего, приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ в части включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения в силу части 9 статьи 12 закона применяются с 01.01.2017.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Отношения в сфере горячего водоснабжения, в частности, осуществляемого с использованием закрытых систем водоснабжения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В открытой системе горячего водоснабжения осуществляется отбор горячей воды из тепловой сети, в закрытой системе - нагрев воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении и пункт 27 статьи 2 Закона о водоснабжении соответственно).
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении, частью 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы на горячую воду устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Как для открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), так и для закрытой системы горячего водоснабжения законодательством предусмотрено установление двухкомпонентных тарифов, состоящих из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 N 1075, пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406).
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статье 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi ОДН служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Согласно разъяснениям в письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстроя России следует, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 23 и 24 Правил N 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода.
Судом установлено, что истцом произведен перерасчет спорной задолженности с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Уточненный расчет не оспорен ответчиком, в обосновании доводов контррасчет не представил.
Довод о неверном применении площади МКД по ул. Рылеева,3, поскольку согласно выписки из ЕГРН площадь дома 397,6 кв. м., отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Взяв на себя функции управляющей компании, именно ответчик, являющийся профессиональным участником правоотношений, должен располагать всей необходимой документацией, в том числе техническими паспортами на многоквартирные дома, содержащими сведения об общей площади жилых помещений в этих многоквартирных домах, и в случае несогласия с расчетом истца представить мотивированный контррасчет со ссылками на соответствующие первичные доказательства.
Доказательств в обосновании доводов не представлено. Кроме того согласно условиям договора указаний на площадь не значится.
При исчислении суммы задолженности истцом приняты данные, указанные ответчиком в системе "Город" именно из площади 399, 35 кв.м, при этом доказательства того, что истцом начисления производились из площади 425,09 кв.м в материал дела не представлены.
В связи с изложенным, исковые требования о взыскании за период с 01.03.2018 по 01.11.2018 суммы задолженности в размере 11 194 297,26 руб. удовлетворены правомерно.
Довод о необоснованности возврата денежных средств одному из собственников, а именно Голуб А.В., отклоняется апелляционным судом, поскольку 15.07.2019 в адрес истца поступило заявление Голуб А.В., проживающего в п.Южный, ул. Чайковского, 10/34 о переплате, которая возвращена истцом платежным поручением N 1905 от 18.07.2019. Нарушений норм права апелляционным судом не установлено, поскольку возврат переплаты по письменному заявлению является правом плательщика.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и подлежат взысканию в связи с предоставлением отсрочки.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05 августа 2020 года Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17823/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация" (ИНН 2225168327, ОГРН 1162225058236), г.Барнаул Алтайского края в доход федерального бюджета Государственную пошлину в размере 3000 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17823/2018
Истец: МУП "Энергетик"
Ответчик: ООО "Единая территориально-региональная ремонтно-эксплуатационная организация"
Третье лицо: Управление АК по государственному регулированию цен и тарифов
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9021/20
05.08.2020 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17823/18
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17823/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-17823/18