г. Санкт-Петербург |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А26-1035/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 2-3 не явились, извещены, 4. Игнатьева М.С. (доверенность от 20.08.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24497/2020) ФГКУ "Управление "Карелмелиоводхоз" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.07.2020 по делу N А26-1035/2020 (судья Дементьева А.В.), принятое
по заявлению Администрации Калевальского муниципального района"
заинтересованные лица: 1. Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия; 2. Министерство имущественных и земельных отношений; 3.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия; 4. ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз"
об установлении факта, имеющего юридическое значение
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "Калевальский национальный район" в лице Администрации Калевальского муниципального района (далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об установления факта отсутствия мелиоративной системы и признании немелиорированной территории в кадастровом квартале 10:17:0020405, включенной в границы населенного пункта Калевала.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Карелия" (далее - Учреждение).
Решением от 21.07.2020 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Учреждение, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать, полагая недоказанным факт 100 %износа мелиоративной системы и невозможность ее восстановления, сведений о списании мелиоративной системы с 2011 и, как следствие, исключении земельного участка из состава мелиорированных земель в Учреждение не поступало.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в составе кадастрового квартала 10:17:0020405 имеется земельный участок общей площадью 2 809500 кв.м, с кадастровым номером 10:17:0020405:20, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенный вид использования: "для сельскохозяйственного производства", расположенного по адресу: Республика Карелия, Калевальский район, урочище Хупон-Суо, в состав которого входит земельный участок площадью 15000 кв. м., планируемый к размещению "объектов учреждений детского дошкольного воспитания" - для строительства детского сада на 300 мест.
Границы земельного участка с кадастровым номером 10:17:0020405:20 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, в сведениях ЕГРН отсутствуют значения координат характерных точек границ, определяющих его местоположение.
В ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют.
Администрация обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением от 01.10.2019 по вопросу утверждения схемы расположения границ земельного участка площадью 15 000 кв.м. на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 10:17:0020405.
Письмом Министерства от 31.10.2019 N 26889/1211-11 в утверждении схемы земельного участка отказано, поскольку согласно письму Учреждения от 16.10.2019 N 547 испрашиваемый земельный участок находится в пределах участка мелиорации с осушительной мелиоративной системой сельскохозяйственного назначения и является мелиорированным (осушенным).
Ссылаясь на то, что в соответствии с информацией, представленной Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрацией Калевальского муниципального района в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества отсутствует информация о каком-либо праве на мелиоративную систему, расположенную в квартале с кадастровым номером 10:17:0020405, полагая, что установление факта отсутствия мелиоративной системы и признание немелиорированным земельного участка в квартале с кадастровым номером 10:17:0020405 не связано с последующим спором о праве, поскольку ни в федеральном, ни государственном, ни в муниципальных реестрах, не имеется информации о праве на мелиоративную систему, а наличие информации в ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз" препятствует утверждению схемы расположения земельного участка для строительства детского сада на 300 мест в п. Калевала, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В соответствии со статьей 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает дела об установлении: 1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; 2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте; 3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении; 4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
В соответствии с частью 3 статьи 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации земель, Закон N 4-ФЗ), который также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.
В статье 2 Закона N 4-ФЗ определены основные понятия, в частности установлено, что под мелиорацией земель следует понимать коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративные мероприятия подразумевают проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; мелиоративные системы представляют собой комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В случае, когда объект создан исключительно в целях улучшения качества и обслуживания земельного участка и не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации ("Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016)", утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 06 июля 2016).
Оценив по правилам ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления Администрации, в настоящее время мелиоративная система на территории кадастрового квартала 10:17:0020405 отсутствует.
Оснований для переоценки данного вывода у апелляционного суда не имеется.
Как следует из заключения кадастрового инженера Шитникова В.А. от 10.01.2020 (квалификационный аттестат 10-11-0093), в пределах названного земельного участка отсутствуют какие-либо элементы мелиоративной системы. При осуществлении выезда на местность гидротехнических сооружений, относящихся к мелиорации, не выявлено. При обследовании земельного участка с кадастровым номером 10:17:0020405:20 категория "земли сельскохозяйственного назначения", расположенного в урочище "Хупон-Суо", выявлено, что почвенный слой земельного участка характеризуется значительным оглеением (переувлажнением), участок покрыт кустарником и лесом лиственных и хвойных пород (возраст спелости 20-40 лет), обнаружены заросшие канавы незначительной глубиной заложения.
Из справки ГУП РК РГЦ "Недвижимость" от 17.12.2019 N 4096 усматривается, что документами на объекты недвижимого имущества - гидротехнические и другие сооружения и устройства, расположенные в квартале с кадастровым номером 10:17:0020405, данное предприятие не располагает, в соответствии с утвержденным Решением Совета Калевальского городского поселения от 26.12.2012 N2-26-248 сессии XXVI Генеральным планом Калевальского поселения спорный земельный участок включен в границы населенного пункта, территориальной зоны ЖИ.
Спора о праве в отношении спорной мелиоративной системы не имеется, право собственности, иное право на мелиоративную систему не зарегистрировано.
Надлежащих доказательств обратного участвующими в деле лицами в материалы дела не представлено. Материалы инвентаризации орошаемых и осушенных земель, оросительных и осушеительных систем совхоза "Утинский" КАССР Калевальского района 1987 такими доказательствами не являются, в отсутствие сведений о ее эксплуатации с 1989 года, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, в отсутствие собственника мелиоративной системы, доказательств ее сохранения на настоящий момент, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, судом первой инстанции исследованы доказательства, представленные участвующими в деле лицами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.07.2020 по делу N А26-1035/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1035/2020
Истец: "Калевальский национальный район Администрация Калевальского муниципального района"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений, Министтерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз"