г. Санкт-Петербург |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А56-9519/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Борисенко Т.Э.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Казаченко С.Б., доверенность от 20.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25163/2020) ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ-САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 по делу N А56-9519/2020 (судья Шпачев Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Джамп.Сити"
к Государственному учреждению - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Джамип. Сити" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 01.10.2019 N 10058 и от 27.11.2019 N 10058, об обязании восстановить нарушенное право путем установления страхового тарифа в размере 0,2%.
Решением суда от 12.08.2020 требования удовлетворены в части признания недействительным решения от 27.11.2019 N 10058 и обязании Фонда восстановить права и законные интересы общества, в удовлетворении остальных требований отказано.
Заинтересованное лицо, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, принятые им решения правомерны, так как Общество не представило заявления с необходимыми документами в подтверждение основанного вида экономической деятельности за 2019 год в установленный срок.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Сторонами не оспаривается обоснованность решения суда в части отказа в признании незаконным решения от 01.10.2019 N 10058 (ввиду признания судом пропуска срока на его обжалование). В данной части решение суда не подлежит проверке в апелляционном порядке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и плательщиком соответствующих страховых взносов.
Поскольку Общество в нарушение пункта 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), до 15 апреля не предоставило заявление о подтверждении вида экономической деятельности за 2019 год, Фонд направил в его адрес уведомление от 23.04.2019 с указанием вида экономической деятельности "деятельность развлекательная прочая" (ОВЭД 93.29), следующего из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
С учетом этого Обществу определен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,1 %, что соответствует 17 классу профессионального риска.
Фондом проведена камеральная проверка представленного Обществом расчета страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 6 месяцев 2019 года.
В ходе проверки выявлено, что Общество не использовало страховой тариф, установленный Фондом на 2019 год, что повлекло занижение страховых взносов.
По результатам проверки составлен акт от 26.08.2019, принято решение от 01.10.2019 N 10058 о доначислении страховых взносов. Также принято решение от 27.11.2019 N 10058 о взыскании недоимки за счет денежных средств Общества.
Общество оспорило решения в судебном порядке.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального Закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статьях 21 и 22 Закона 125-ФЗ установлено, что страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя их страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии с настоящими правилами, утверждаются Министерством труда и социальной зашиты Российской Федерации (пункты 2 и 3 Правил).
Пункт 8 Правил в редакции изменений, внесенных в эту норму постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551, предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации на бумажном носителе либо в форме электронного документа заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Как следует из пункта 5 Порядка N 55 (в редакции, действующей с 26.02.2017), если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 этого Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Податель жалобы полагает, Общество не представило заявление в подтверждение основанного вида экономической деятельности за 2019 год, в связи с чем ему правомерно был установлен повышенный тариф, а соответственно, приняты решения по результатам камеральной проверки, в том числе о взыскании за счет денежных средств доначисленных сумм.
Указанные доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности, и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Подобная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2019 по делу N А56-102654/2018.
Как установлено судом первой инстанции, не оспаривается Фондом, основным видом деятельности заявителя в 2019 годах являлась деятельность "деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки" с кодом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 93.29.9.
Действительно, заявитель в установленный срок до 15.04.2019 не представил в Фонд документы, подтверждающие основной вид осуществляемой им экономической деятельности.
Однако, как видно из материалов дела, 13.08.2019, до принятия акта по камеральной проверки, Общество представляло заявление в Фонд о подтверждении основного вида экономической деятельности, из которого следует, что Общество осуществляет деятельность "деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки" с кодом ОКВЭД 93.29.9.
Документы, подтверждающие осуществлением Обществом в качестве основного вида деятельности "деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки" с кодом ОКВЭД 93.29.9, представлены 30.09.2019, в связи с чем могли послужить основанием для пересмотра установленного Фондом класса профессионального риска.
Фонд не опроверг факт осуществления заявителем в спорный период основного вида деятельности "деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки" с кодом ОКВЭД 93.29.9.
Соответственно, учитывая фактически осуществляемый основной вид деятельности, установление заявителю повышенного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, неправомерно.
Следовательно, принятое фондом спорное решение от 27.11.2019 также является недействительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 по делу N А56-9519/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9519/2020
Истец: ООО "Джамп.Сити"
Ответчик: ГУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ